Психологические особенности учащихся, определяющие уровневое деление содержания обучения

Для успешного проведения дифференцированного обучения учителю необходимо изучить индивидуальные особенности и учебные возможности учащихся; определить критерии объединения учащихся в группы; использовать и совершенствовать способности и навыки учащихся в групповой и индивидуальной работе; систематически и объективно анализировать работу учащихся; планировать деятельность учащихся по формированию у них навыков самостоятельной деятельности и умение управлять собственным учебным процессом; отказываться от малоэффективных приемов организации обучения. заменяя их более рациональными при данных условиях; осуществлять постоянную обратную связь на уроке; умело использовать средства поощрения и т.д.

Эффективной формой реализации уровневой дифференциации является объединение детей в группы с учетом их самооценки. В каждой группе следует предлагать учащимся подборку заданий на выбор. Тогда каждый ученик должен продвигаться от зоны ближайшего развития в зону актуального развития. Такая организация работы возможна, если учитель знает мотивацию обучения каждого ученика, а также уровень усвоения каждым предыдущего материала. Поскольку в дифференцированных задачах ускоряется период от действий в сотрудничестве с учителем к частично или полностью самостоятельной работы, то следует целенаправленно формировать у учащихся умения и навыки работать самостоятельно.

 В основе дифференцированного обучения лежит учет психологических особенностей учащихся, а именно таких, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Это такие особенности как память, внимание, воображение, мышление, способности. Таких особенностей очень много, поэтому возникает вопрос: какие из них надо учитывать в первую очередь. Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.

 Изучив учащихся с помощью выделенных методик, учитель определяет уровень обучаемости каждого ученика.

Высший уровень обучаемости отличает тех ребят, которые свободно анализируют материал, выделяя существенные признаки, быстро обобщают, абстрагируют, легко выводят новые понятия, имеют прочные навыки планирования, самоконтроля, обладают способностью свободно совершенствовать разные учебные операции.

 Высокий уровень обучаемости наблюдается у тех учеников, которые испытывают некоторые затруднения. Только при анализе материала с весьма сложной структурой, во всех других ситуациях свободно отделяют существенные признаки от несущественных, в большей части обладают самостоятельностью мышления, сформированными умениями планирования, навыками самоконтроля, свободно совершают разные учебные операции.

Средний уровень обучаемости наблюдается у тех школьников, которые испытывают трудности в анализе материала, в выделении существенных признаков, но с помощью учителя справляются с заданием; такие ученики зачастую не отличаются самостоятельностью мышления, слабо владеют учебными умениями и навыками, не умеют рационально планировать, осуществлять самоконтроль.

Наконец, низкий уровень обучаемости характеризует тех учеников, которые испытывают большие трудности в анализе материала, выделении существенных признаков понятий, обобщении, абстрагировании, слабо владеют или совсем не владеют умениями и навыками умственного труда.

Помимо обучаемости учитель также должен определить уровень обученности учеников. Одним из ориентиров для определения уровня обученности учащихся являются оценки, выставленные за ранее изученный материал в классных журналах. Для более точного определения этого качества необходимо тщательно наблюдать за учебной деятельностью школьников, проводить с ними диагностирующие работы. Одним из наиболее эффективных и удобных методов диагностики являются предметные тесты.

 

 

 

Способы организации учебной деятельности учащихся


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: