В разноуровневых группах (из опыта работы)

 

 

В связи с необходимостью учета индивидуальных особенностей учащихся поиск возможностей практической реализации дифференциации в школе является важной задачей для педагогов.

 Работая в своих классах, я вижу учеников с крайне противоположными друг другу уровнями развития, от очень высокого до очень низкого. При таком подборе класса, передо мной стоит задача – выбрать такие формы и методы обучения, которые способствовали бы достижению обязательных результатов обучения, развивали творческое мышление, активизировали познавательную деятельность учащихся.

Практика показывает, что даже при весьма  совершенной методике обучения, успех в работе достигается только при условии учета индивидуальных особенностей учащихся. Не учитывая индивидуальные особенности детей мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Что же касается слабых ребят, то задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущение неполноценности, боязнь высказывать свои суждения при ответах. Из-за этого такие ученики  в конце концов отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути – механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание.

Пытаясь преодолеть все эти негативные явления, я организую дифференциацию учащихся внутри класса. Для этого я провожу диагностирующую работу, обычно начинаю её проводить в пятом классе вначале учебного года. Провожу исследование знаний путем бесед, наблюдений за выполнением различных упражнений учебника, определённой системы вопросов и заданий, рассчитанной на выявление не только знаний и навыков, но и мыслительных возможностей учащихся. После такого исследования моя работа строится в следующей последовательности:

1. ознакомление учащихся с учебными целями;

2. ознакомление класса с общим планом обучения по данному разделу;

3. обучение;

4. текущая проверка;

5. оценка результатов проверки, выявление учеников, которые полностью освоили материал;

6. коррекция знаний у тех учащихся, которые не достигли полного усвоения;

7. проведение диагностирующего теста;

8. заключительная проверка уровня.

 Учитывая уровень знаний, я выделяю в классе три типологические группы учащихся, условно называя их первая, вторая, третья группы.

 В первую группу отношу учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однотипных задач.

 

К второй группе относятся ребята, имеющие положительное отношение к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако - многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений, они обычно затрудняются при переходе к решению задач нового типа, С учащимися второй группы я ставлю задачи – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.

Учащиеся третей группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теорем в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один шаг, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами,  не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.

Эта общая характеристика не исключает различных индивидуальных особенностей учащихся, входящих в третью группу. Здесь могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам. Вместе с тем эту группу составляют учащиеся, относящиеся к разным уровням обучаемости.

Итак, в соответствии с этим, возникает вопрос: каково место дифференцированных форм деятельности учащихся в структуре урока? Деятельность учащихся на уроке различна. С помощью дифференцированных форм учебной деятельности я реализую на уроках следующие цели.

С учащимися первой группы – расширение и углубление знаний, формирования умения решать задачи повышенной трудности, развитие устойчивого интереса к предмету. Развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися второй группы – ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать с книгой, самостоятельно работать над задачей.

 С учащимися третьей (слабой) группы – ликвидация пробелов в знаниях, умениях, пробуждение интереса к предмету путём использования игровых элементов.  

 Планируя урок важно продумать, как ученики разноуровневых групп будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задачи, будут ли создаваться проблемные ситуации, какие наглядные пособия нужно привлечь. Планирование целей обучения для каждой группы я осуществляю в виде технологической карты, в которой выделены, с одной стороны укрупненные единицы усвоения (факты, понятия, и т. д.), а с другой – способы действия, умения. Например, технологическая карта по теме «квадратные уравнения, в 8 классе».

              

 

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требование к действиям учащихся и оценок.

 

На уроках большое внимание уделяю работе с учебником.

Работу с учебником  провожу почти на каждом уроке. Сначала это трудно. Дети прочтут фразу, абзац и не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если работу с учебником вести систематически, то появляются результаты – ребята, особенно сильные, внимательно читают, быстро находят ответы на вопросы. Например, изучая в 5-ом классе тему «Обыкновенные дроби», даю задание - прочитать текс учебника, а первой и второй группе - составить вопросы к прочитанному, третьей группе - выучить наизусть определение.

Организуя коллективную работу по отработке нового материала, каждой группе я даю задание разного уровня сложности. Например, ученикам первой группы даю задания с элементами исследования. Например, 5кл. тема «Треугольники».  Условие задания: может ли периметр треугольника равняться 217см, если одна сторона равна 38см, а вторая на 16см больше? Существует ли такой треугольник? Ученикам второй и третьей группы даю три стержня с соответствующими длинами сторон - модели отрезков, и предлагаю из этих отрезков построить треугольник. Как они не старались, но построить треугольник не смогли. Делаем вывод - почему мы не можем построить треугольник с такими длинами сторон. Ребята увидели, что одна сторона треугольника больше суммы двух других сторон, т. е. 125>38 +54. Затем, первая и вторая группы выполняют работу по индивидуальным карточкам, а третья группа работает с учебником, отвечает на вопросы.

Для развития интереса к учению я предлагаю разноуровневые домашние задания. Например, в 5 классе, изучая тему «Площадь», ребятам первой и второй группы даю задание «Измерьте площадь одой страницы учебника математики. Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один экземпляр учебника?» Учащиеся третьей группы получают задание – «Найти периметр и площадь вашей кухни». При выполнении таких заданий не наблюдается списывания, каждый ученик выполняет это задание самостоятельно.

С целью формирования положительного отношения к изучению математики необходимо слабоуспевающим ученикам помочь преодолеть боязнь ошибиться, помочь преодолеть в себе неуверенность. Поэтому при изучении трудных теоретических вопросов я не вызываю слабых ребят, даю им возможность послушать сильных учащихся. Слабым учащимся предлагаю посильные задания, а если и они вызывают трудности, то предлагаю карточки-инструкции.

При подготовке и проведении зачета я часто практикую работу в парах постоянного состава, где сильный ученик сидит со слабым или средним учеником. Они вместе повторяют нужный материал. Слабые ученики консультируются у сильных по вопросам, которые у них вызывают затруднения.

Зачеты провожу на спаренных уроках. Во время зачета мне помогают ученики-консультанты - учащиеся первой группы. У них зачет принимаю сама, а затем они помогают принимать зачет у ребят второй и третьей группы. Такая форма проведения зачета позволяет учащимся «раскрыться», сравнить и оценить свои знания, и знания одноклассников.

Немало важную роль я отвожу на своих уроках работе по тестам. Работу по тестам провожу дифференцированно.

 Задавая домашнее задание, для  учащихся третьей группы я часто даю консультацию по выполнению домашнего здания. На это уходит 2-3 мин., но зато есть результат – меньше списывания, больше самостоятельности.

При составлении самостоятельных и контрольных работ я учитываю степень сложности заданий. Обычно все варианты по трудности одинаковы, но внутри варианта задачи распределены по нарастанию трудности. Такие задания ставят ученика вначале в равные условия.

Формированию положительного отношения к учению способствуют разнообразные дидактические игры, которые применяю на уроке. Это математическое лото, которое я использую при повторении, закреплении, деловые игры, управляемые самостоятельные работы.

 

                     4.Сравнение результатов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: