Ключевые понятия детской этимологии, их разграничения

В процессе анализа детской речи ученые используют термины " словотворчество ", " окказионализм ", " новообразования ", " новации ", " неологизмы ", " инновации ". Попробуем развести эти понятия и определить наиболее соответствующие условия для нашего исследования.

Итак, теоретическое разграничение понятий и до сих пор не сделано. Содержание подержанных сроков четко не очерчены, а некоторые из языковедов вовсе отрицают такое разграничение. Естественно, что и в дошкольной лингводидактике нет законченной, отшлифованной терминологии для обозначения соответствующих явлений в речи ребенка. Мы будем использовать устоявшийся в дошкольной лингводидактике термин " словотворчество " как синоним к слову " окказионализм ".

С целью научной корректности разграничим термины "неологизмы", "новообразования", "новации", "окказионализми ". Так, толковые словари подают следующие определения: "неологизмы" – новое слово или выражение, новое значение старого слова [41, c. 409], "новации" – нечто новое, новость [41; 42].

"Новообразования" – то, что недавно или только что создали, зачастую этот термин используется в возрастной психологии и понимается как новый тип построения личности и ее деятельности, психические изменения, которые возникают в конкретном возрасте и определяют преобразования сознания ребенка, его внутренний и внешний мир. Отметим, что зачастую в методике обучения языку используется термин "неологизмы". Однако значение этого термина недостаточно для объяснения многообразия фактов, связанных с появлением новых слов. Как известно, со временем неологизмы теряют свою новизну, легко воспроизводятся носителями языка и могут фиксироваться словарями [19, С. 82].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Анализ детских инноваций, совершенный С. Н. Цейтлином, свидетельствует о существовании достаточно интересного факта онтогенеза детской речи – детские инновации иногда реализуют такие глубинно-системные возможности, которые совсем не реализованы в языке [57, с. 70]. Так, В. К. Харченко провела исследование относительно сопоставления инноваций детской речи с фактами истории языка [54, с. 134], рассмотрев лишь один, гносеологический, аспект семантики слова. Однако репрезентативность выборки исследуемых детей позволила выяснить, что слово для ребенка являются предметом познания, инструментом и результатом этого познания, хотя вес этих ипостасей различен и зависит от степени овладения ребенком языком и от конкретной речевой ситуации [55, с. 12]. Интересен также вывод: как в сфере словообразования, так и в сфере семантики, типичные отклонения в речи детей отбивают в многих случаях когда-то реальные значения и употребления, а речевые ошибки детей – это прежде старая, давняя или древняя норма языка [54, с. 141; 22]. То есть ребенок якобы "нащупывает" звуковую оболочку основы и суффикса, вот почему ученые уверены, что происходит процесс обобщения [4, с. 48].

Так, в детских речевых окказионализмах отражается почти "саморазвитие" языковой системы, а " окказионализмы " является якобы излишеством продуктов такого "саморазвития".

 

Когнитивная модель

Исследуемая нами проблема предполагает комплексное описание языкового материала с использованием как собственно лингвистических принципов и методов, так и аппарата смежных с лингвистикой направлений. Наилучшим образом комплексный подход позволяет эксплицитно представить психологическую реальность семантики детских инноваций в языковом сознании.

В лингвистике существуют разные модели описания языковых фактов. Когнитивная модель предполагает выявление способов представления концепта в языковых знаках и определение механизмов и стратегий этого представления (А. Н. Баранов, Н. Н. Болдырев, Д. О. Добровольский, Е. С. Кубрякова, Е. В. Рахилина и др.) [10].

Изучение детской этимологии в лингвокогнитивном аспекте позволяет выявить актуальные для носителя языка признаки вещей и действий, отраженные в их названиях. Под принципами номинации, вслед за Т.А. Гридиной, мы понимаем своеобразные ономасиологические модели, в которых обобщаются наиболее характерные аспекты и признаки называемых предметов, причем они могут быть как реально присущими данному предмету, так и приписываемыми ему, т.е. мотивировочные признаки обусловлены ситуацией, состоянием субъекта, его ассоциациями, уровнем его языковой компетенции [17].

Все принципы номинации можно разделить на "отобъектные" и "отсубъектные" (термины М. Э. Рут). К отобъектным относятся названия, которые отражают объективные признаки предмета, отсубъектные названия связаны в большей степени с субъективными факторами номинации, "предполагающими отражение в имени личных черт и пристрастий    субъекта" [10].

Таким образом, лингвокогнитивный подход порождает свою модель описания лексики, образовавшейся в результате детской этимологии. Но эта модель рассматривает детские инновации лишь в одном аспекте и, следовательно, не дает комплексной характеристики.

Предположительно лингвокогнитивная модель может быть представлена следующим образом:

Когнитивные факторы:

1) типы когниций, сопряженных с определенными объектами номинаций;

2) типы дискурсов, в которых определенными объектами номинаций функционируют.

На контаминации лексем часто основывается и механизм языковой игры, на основе которого строится данный оном. При этом происходит процесс намеренно ложной мотивации одного из контаминируемых слов, приводящий к изменению его звукового облика. Т. А. Гридина называет этот процесс " ложноэтимологической реноминацией ", который "предполагает обязательное наличие в процессе уподобления двух лексем интерпретируемого члена (узуальной лексемы, подвергаемой трансформации) и интерпретирующего члена (псевдомотиватора – созвучной лексемы, формальное сближение с которой проясняет, устанавливает внутреннюю форму опорного наименования)". В результате такой контаминации один из сегментов интерпретируемого слова замещается корневым элементом псевдомотиватора [18].

Заключение

Проведенные исследования дают основания сделать вывод, что народная этимология – это совсем не обязательно и этимология, которая возникла в народе. Детская этимологи основывается не на научных принципах анализа, а на случайных сопоставлениях, вызванных простым созвучием слов. Вместо термина народная этимология некоторые ученые предпочитают термин ложная этимология или наивная этимология. Хотя они неудачные, потому-то и научная этимология может быть ошибочной, а обе они не содержали в себе ничего наивного.

Слова в развитии постоянно теряют древние этимологические связи, иначе говоря, деэтимологизируются и становятся непонятными для этимологического анализа. Научная этимология устанавливает происхождение слова, опираясь на методы сравнительно-исторического исследования. Обычно ученые выясняют древнейшие из доступных этапов в истории слова, привлекая одновременно материал родственных языков. Детская этимология не реконструируют утраченные этимологические связки, а пытается объяснить происхождение слова, исходя из современного состояния языка.

Феномен детской и народной этимологии уже более 100 лет привлекает к себе внимание лингвистов, хотя до сих остается до конца не изученным. Искаженное звучание слов, а также их неправильное толкование на основе народной этимологии определили отношение к ней как к патологической, аномальное черты, качества речи, связанные с нарушением общепринятого употребления лексических единиц. К этому времени распространено мнение, что с повышением грамотности, культуры речи факты народной этимологии будут случаться все реже и наконец, бесследно исчезнут. Конечно, случаи народной этимологии находятся в прямой зависимости от культуры народа, но видеть в ней лишь языковой казус является грубой ошибкой.

Трудно согласиться с тем, что явление народной этимологии обречено на вымирание. Народная этимология – источник развития и обогащения национального языка, отражающий сложные взаимосвязи лексических единиц как в сфере внешнего (формального) сходства, так и в сфере семантики.

Итак, народная и детскаяэтимологии – это не просто ошибочные и наивные объяснения происхождения разных слов, а сложное явление, которое иногда усложняет работу исследователя, изучающего историю слов. Действие народной этимологии оставило количественно значительные следы в языке, причем часто они были "замаскированные", что ученые не всегда могли отличить народную этимологию от научной. Все эти явления затрудняют этимологические исследования, заставляют исследователей изучать все новое и новый материал заставляет вникать в сокровенные тайны древнего словообразования.

Список использованной литературы

1. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Вопр. психологии. – 1964. – N 5. – С. 55-71.

2. Алексеенко Ю.С. Лексика детства в сказках Льюиса Керрола // Научно-производственный журнал. – Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 3. - С. 45–50

3. Аркадьева Т.Г. Семантико-ассоциативный компонент в значении окказионализмов детской речи // Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1989. – С. 54-64.

4. Арушанова А.Г. Парадоксы детской грамматики // Дошк. воспитание. – 1991. – № 7. – С. 47-48.

5. Арушанова А.Г. Познавательная активность в процессе освоения способов словообразования // Развитие речи дошкольника. – М.: АПН СССР, 1990. – С. 39-53.

6. Беляев А.М. Проблема методов в обучении языку. – 1980. –     С. 10-12.

7. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. – М.: АПН СССР, 1963. – Т. 1. – С. 311.

8. Бойко Е.И. К вопросу о механизмах умственных процессов // Вопр. психологии. – 1955. – № 2. – С. 73-82.

9. Болтивець С. Психология образования языка. – 1997. – С. 31-35.

10. Большакова Н.Н. Ономастическая игра как операциональная детерминанта идиостиля (на примере ономастикона литературных сказок Михаэля Энде) // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - Т. 48. - № 4. - С. 35-39.

11. Бурлака Я.І. Дидактичні вимоги до запитань учителя /            Я.І. Бурлака, Т.К. Бурлака // Поч. школа. – 1974. – № 12. – С. 68-72.

12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471 с.

13. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. – Саратов: СГУ, 1981. – 323 с.

14. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: Ч. ІІ / Под ред. С.И. Абакумова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – 192 с.

15. Горелов И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов,        К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 1998. – 256 с.

16. Гридина Т.А О моделировании ономастической лексики // Слово в системных отношениях. - Свердловск, 1982.

17. Гридина Т.А., Колясникова О.С. Явление мотивационной рефлексии в ситуативной и контекстной речи // Linguistica juvenis. Сборник научных трудов молодых ученых. Вып.3. Екатеринбург, 2003.

18. Гридина, Т.А. Языковая игра: Стереотип и творчество: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1996.

19. Гюльвердиева Л.М. Окказиональные слова в речи дошкольников и младших школьников / Л.М. Гюльвердиева, А.М. Сакиев // Нач. школа. – 2000. – № 5. – С. 82-87.

20. Демьянков В. З. // Вопросы языкознания. – 1994. - №4. - С. 17-33.

21. Детские словообразовательные инновации / Сост. С.Н. Цейтлин. – Л.: Мысль, 1986. – С. 20-49.

22. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.

23. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М.: Просвещение, 1966. – С. 12-59.

24. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка / под ред. Т.В. Булыгиной. - Изд. 2-е, стереотипное. - М., 2005.

25. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. – Л.: Наука, 1967. – С. 39-58.

26. Корнияка О.М. Эфективный методический способ исследования и розвития речи школьников // Практическая психология та социальна робота. – 2001. – № 3. – С. 16-18.

27. Кочерган М.П. Общее языкознание. – К.: Академия, 1999. – 288 с.

28. Красиков Ю.В. Психолингвистический анализ речевых ошибок: Автореф. дис… канд. филол. наук: 10.02.19. – М., 1980. – 21 с.

29. Крысин Л. Усвоение языка и речевое воспитание // Дошк. воспитание. – 1976. – № 4. – С. 32-37.

30. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: МГУ, 1996.

31. Кубрякова Е.С. Специфика актов референции в детской речи // Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1989. – С. 4-13.

32. Кудрявцев В.Т. Как рождается субъект деятельности / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева // Нач. школа. Плюс – минус. – 2001. – № 1. – С. 13-22.

33. Кудрявцев В.Т. О смысле детского словотворчества // Материалы конференции, посвященной 30-летию лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО “Развитие детской речи: традиции и перспективы” / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 2002. – С. 15-17.

34. Кудрявцев В.Т. Проблема саморазвития детской речи: теоретико-методологический аспект // Проблемы изучения речи дошкольника: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во РАО, 1994. –            С. 109-118.

35. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.

36. Левченко Т. Способы мотивации значений слов в следствии народноэтимологичкого влияния // Вестник Львов. Ун-та. - Серия филол. - 2004. - Вип. 34. - Ч. І. - С. 226-231.

37. Линк Н.А. Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника / Н.А. Линк // Нач. шк. плюс до и после. – 2008. –   № 11. – C. 18-21.

38. Львов М.Р. Пути совершенствования речи детей // Нач. школа. – 1973. – № 4. – С. 27-33.

39. Львов М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе: Автореф. дис… д-ра филол. наук. – М., 1973. – 39 с.

40. Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М.: Наука, 1981. – 111 с.

41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

42. Павлова А.Д. Дневник матери. Записки о развитии ребенка от рождения до шести с половиной лет. – М.: Учпедгиз, 1924. – 101 с.

43. Раевский О.М. Исследование психологии речи. – 1967. – С. 18-26.

44. Рыбников Н.А. Язык ребенка. – М.–Л.: Госиздат, 1926. – 81 с.

45. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Психолингвистика: Сборник статей [Переводы] / Сост. А.М. Шахнарович. – М.: Прогресс, 1984. – С. 143-207.

46. Солодилова И.А. К вопросу о соотношении понятий "эмоция" и "когниция" // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 4. - С. 348-351.

47. Сорокин Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, А.Н. Шахнарович. – М.: Наука, 1979. – 327 с.

48. Соссюр де Ф. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – С. 58-203.

49. Сохин Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. дис... канд. пед. наук (по психологии). – М., 1955. – 13 с.

50. Троянова И.М. Когнитивная функция как одна из важнейших функций языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 2. - С. 56-58.

51. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества // Вопр. психологии. – 1969. – № 2. – С. 62-73.

52. Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопр. психологии. – 1974. – № 1. – С. 123-130.

53. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика. М., 2001.

54. Харченко В.К. О перспективах сопоставления инноваций детской речи с фактами истории языка // Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1989. – С. 134-142.

55. Харченко В.К. Словарь-тезаурус детской речи. – Белгород: БГУ, 2001. – 216 с.

56. Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): Автореф. дис… д-ра филол. наук. – Л., 1989. – 40 с.

57. Цейтлин С.Н. Инновации как продукт речевой деятельности ребенка // Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1989. – С. 64-74.

58. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб.: МиМ, 1997. – С. 9-49.

59. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

60. Чуковский К.И. От двух до пяти: Собр. соч. в 2-х т. – М.: Правда, 1990. – Т. 1. – С. 73-404.

61. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 428 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: