Церковная политика Советской власти

Особой ожесточенностью отличалась борьба по искоренению религиозного сознания и священнослужителей, которые скопом были зачислены в стан контрреволюции. Власти явно преуспевали в битве за умы молодежи - пионеры и комсомольцы оказались наиболее отзывчивыми на призывы покончить с «попов­ским мракобесием». К 1922 году было закрыто более двух третей из примерно 1200 православных монастырей, а в Москве - все домовые церкви, составлявшие около четверти общего числа столичных храмов. Началось планомерное разрушение цер­ковных сооружений. В Москве первым снесли выдающийся памятник церковной архитектуры - часовню Александра Невского на Манежной площади. Кампания по изъятию церковных ценностей, предпринятая в голодном 1922 году, оберну­лась дальнейшим разгромом культурно-исторического достояния страны, начато­го в годы Гражданской войны. Однако сломить пассивное сопротивление Церкви властям не удавалось.

В начале мая 1922 года Политбюро, по предложению Ленина, дало директи­ву Московскому трибуналу: немедленно привлечь Патриарха Тихона к суду. Пат­риарха арестовали и намеревались судить по обвинениям в антисоветских преступ­лениях. До суда, однако, дело не дошло. И не столько из-за того, что Патриарху пришлось покаяться, а в церквах были прекращены анафемствования (церковное проклятие) коммунистов, сколько из-за опасения бурной реакции в зарубежных странах. Например, британское правительство заявило об отзыве дипломатиче­ской миссии, если начнется намеченный на апрель 1923 года процесс по его де­лу.

После того как Ленин отошел от политической деятельности, постановле­нием ВЦИК расследование этого «дела» было остановлено. Однако гонения на церковь не прекратились, а Тихон умер под арестом в апреле 1925 года (по мне­нию некоторых церковных историков, был отравлен). После его гибели был аре­стован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (П.Ф. Полянский), которо­го в 1937 году расстреляли в Верхнеуральской тюрьме. Главным местом заточения церковных иерархов в 20-х годах стал Соловецкий лагерь, где к 1926 году были со-

браны 24 епископа. Многие из них были высланы из епархиальных городов на север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1922 году только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей, общее число преданных смертной казни в начале 20-х годов достигло 10 тыс. Всего за годы Советской власти (в основном в 20 - 30-е) уничтожено около 200 тыс. священнослужителей.

С конца 1922 года большими тиражами издавалась газета «Безбожник», в 1925 году создается «Союз безбожников», придавшие атеистической пропаганде воинствующую напористость и повседневность. Однако атеизм, насаждаемый на­силием, не имел особых шансов на успех у громадных масс (в середине 20-х го­дов в СССР насчитывалось до 130 млн. верующих, преимущественно крестьян). Не дала особого результата и ставка на раскол внутри Православной церкви. С пе­реходом к нэпу в ней усилилось «обновленческое движение», восходящее к ли­беральным и христианско-социалистическим идеям начала XX столетия и про­тивостоящее официальной церковной политике. Большевистская власть, приняв требования части верующих о демократизации приходов за атеистическую тен­денцию, стала поддерживать «Живую церковь», надеясь использовать ее в борь­бе с «церковной контрреволюцией». К 1925 году за обновленцами числилось до трети всех приходов, 13650 храмов. Одним из первых иерархов РПЦ, уклонивших­ся в обновленческий раскол в 1922 году, был митрополит Сергий (И.Н. Страго-родский). Однако после 14 месяцев пребывания в расколе он покаялся перед Патриархом Тихоном и был принят обратно в лоно Церкви в сущем сане.

Необходимость «смычки» города и деревни после кризиса сбыта в 1923 го­ду, смерть бескомпромиссного богоборца Ленина несколько умерили репрессии по отношению к Церкви.

Реальным предстоятелем Русской Православной церкви еще при жизни ми­трополита Петра стал заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий. 29 июля 1927 г., чтобы смягчить репрессии против Церкви, он с группой архиереев «сергианцев» обнародовал «Послание к пастырям и пастве» - деклара­цию, в которой заявилось о безусловной лояльности Церкви по отношению к госу­дарству. Декларация призывала осознать серьезность свершившегося в стране, в

10

котором, как всегда и везде, «действует та же Десница Божия». Особо отмечалось: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз на­шей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Однако это не остановило гонений на Церковь. В сен­тябре 1927 г. Сталин, беседуя с американской рабочей делегацией, заявил, что «партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрас­судков, в отношении реакционного духовенства. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано». Со сломом нэпа и переходом к «революции сверху» в деревне гонения на Церковь многократно возросли3.

3 Боханов А.Н.. Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. Книга III: История России. XX век. - М., 2001.

11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: