5.7. Литературно-художественная жизнь страны
Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу также стремились реализовать свои возможности в переустройстве действительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литературно-художественной жизни страны. Руководство страной на первых порах сдерживало стремление к диктату в тонкой сфере художественного творчества, ограничиваясь лишь политической цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные деятели сами выработают оптимальные формы социалистического искусства. В конце 1920 года ЦК партии направил на места письмо «О пролеткультах». В письме разъяснялись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически Неверного и практически вредного». Вред усматривался в том, что под Видом «пролетарской культуры» обществу прибиваются нелепые, извращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться нанизывались полубуржуазные философские системы и выдумки.
Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаруживались в программах многих творческих объединений, возникавших в 20-х годах и включавших в свои ряды талантливую, прошедшую Гражданскую войну молодежь. Только с 1920 по 1926 года впервые выступили в печати более 150 таких писателей, среди них Н, Асеев, А. Жаров, В. Каверин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Тихонов, А. Фадеев, М. Шолохов.
|
|
Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писателей объединения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАГТП, 1920), литературной группы «Кузница» (1920) и в ряде новых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922 - 1923 годах (только в Москве насчитывалось более 30 литературных течений). Заметный след в литературной жизни оставили группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922), литературная группа «Молодая гвардия» (1922), «Левый фронт искусств» (1922), Московская ассоциация пролетарских писателей (1923), Литературный центр конструктивистов (1923), литературная группа «Перевал» (1923), Всесоюзная и Всероссийская ассоциации проле-
20
тарских писателей (1925), Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926).
До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажинисты», представители которой декларировали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка.
В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так называемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое имело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Активными борцами за литературу, создаваемую силами писателей-пролетариев, были ассоциации ВАГТП, МАПП, РАПП и журналы «На посту» (1923 - 1925), «На литературном посту» (1926 - 1932). Литературно-художественные силы тех лет делились в журнале на три лагеря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области литературы, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяковского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.
|
|
Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в котором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов, произведения. Главный редактор журнала А. Воронский выступал за приоритет эстетических критериев над политическими, считая, что пролетарское течение равноправно другим и не должно пользоваться Привилегиями.
Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (от 18 июня 1925) осуждала крайности «напостовской» линии, призывала бережно относиться к «попутчикам», но в целом высказывала поддержку пролетарским литературно-художественным силам. Видимо, поэтому коренных изменений в позиции «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литературе не произошло. В 1927 году сторонники РАПП добились отстранения Воронского
21
от руководства «Красной новью» за отстаивание реализма и классических традиций, а позднее обрушились на школу профессора В. Переверзева за некое вульгарно-социологическое истолкование литературных явлений. Весной 1928 г. состоялся Первый съезд писателей страны, на котором создано Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей - ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Керженцевым, А. Фадеевым и др. Рапповцы расширили свое влияние.
В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е годы созданы произведения, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры. В 1922 году посмертно опубликованы мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой написал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); М. Вересаев - «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Черный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 20-х годов за границей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конармия» (1926); М. Булгакова «Белая гвардия» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» (1-я часть, 1928). Одним из первых романов на тему восстановления промышленности стал «Цемент» (1925) Ф. Гладкова. Широкое признание получили «Города и годы» (1924) К. Федина, «Одеты камнем» (1925) О. Форш. Критическое отношение писателей к советской действительности выражено в антиутопии «Мы» (1924) Е. Замятина, в сборнике рассказов «Роковые яйца» (1925) М. Булгакова, в «Повести непогашенной луны» (1927) Б. Пильняка.
Бесценным даром современникам и потомкам стало поэтическое творчество С. Есенина и В. Маяковского. В полный голос заявили о себе в 20-е годы поэты Н. Асеев, Э. Багрицкий, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Сурков. Родоначальниками советской детской литературы стали Б. Житков, С. Маршак, К. Чуковский.
Русская деревня в 20-е годы также приобрела новых оригинальных художников. Наряду с такими талантами, как С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков,
22
П. Карлов, А. Ширяевец, еще в 1914 - 1915 годах составившими группу «Новокрестьянские поэты», стали певцами деревни (расширительно - всей крестьянской России) и выразителями ее проблем П. Васильев, А. Ганин, И. Грузинов, Г. Деев-ХомяковскиЙ, И. Дорошин, П. Дружинин, А. Жаров, М. Исаковский, И. Молчанов, В. Наседкин, П. Орешин, А. Прокофьев, П. Родимов. Отличительной особенностью крестьянской поэзии была ее сдержанность к историческому пафосу современности.
|
|
5.2. Искусство
Изобразительное, как и другие виды, искусство развивалось в 20-е годы в условиях противостояния и взаимодействия различных объединений и группировок. Основной тон задавала Ассоциация художников революционной России (АХРР). Активно проявляли себя художники, составлявшие «Общество станковистов» и общество «Четыре искусства».,
Традиции «Мира искусства» (художественное течение «Серебряного века») продолжали художники общества «Жар-цвет» (1923), традиции «Бубнового валета» - художники объединений «Маковец», «Бытие» и «НОЖ» (Новое общество живописцев). В 1925 году «бубновалетовцы» создали объединение «Московские живописцы». В 1926 году это объединение в полном составе вошло в АХРР, однако в 1927 году большая его часть вышла из ассоциации и учредила в 1928 году Общество московских художников (ОМХ).
К. Малевич, основоположник одного из видов абстрактного искусства «супрематизма» (комбинирование на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета) и лидер витебского объединения «Утвердители нового искусства», в 1924 году стал директором Государственного института художественной культуры в Ленинграде. Московский институт художественной культуры находился под влиянием абстракциониста В. Кандинского. Борьба за Советскую власть, восстановление народного хозяйства стали темами картин И. Бродского, Л. Дейнеки, К. Петрова-Водкина, Ю. Пименова, П. Соколова-Скаля. М. Греков начал создавать советскую батальную живопись.
В 1926 г. в Москве образовалось Общество русских скульпторов, в которое
23
вошли мастера различных художественных школ и ориентации. Москва была украшена известной скульптурой «Булыжник - орудие пролетариата» (1927) И. Шадра. Н. Андреев стал автором памятников А.И. Герцену и Н.П. Огареву у старого здания Московского университета (1922), А.Н. Островскому у Малого театра (1929). С. Меркуров изваял скульптуру К.А. Тимирязева у Никитских ворот (1923).
|
|
В архитектуре наибольшее признание в 20-е годы получил и конструктивизм, развиваемый Обществом современных архитекторов (1925), и рационализм, проявившийся в творчестве архитекторов Ассоциации новых архитекторов (1923). Идеи конструктивизма проповедовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов. Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины в 1923 году разработали проект Дворца труда в Москве, который не был осуществлен, однако способствовал утверждению конструктивистского направления в архитектуре. По проектам Весниных воздвигнуты редакционное здание газеты «Ленинградская правда» (1924), Дом акционерного общества «Аркос» (1924). По проектам К. Мельникова сооружены павильон и торговый сектор СССР на международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925), клубы завода «Каучук» (1927), имени И.В. Русакова, собственный дом архитектора в Кривоарбатском переулке Москвы (1927 - 1929).
В 1928 - 1930 годы по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом (Новинский бульвар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длительных поисков кардинальной перестройки в сфере социально-бытового уклада молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочетаются здесь с помещениями, предназначенными для коллективного обслуживания обитателей. Здание стало прообразом многих домов нового быта, в том числе возведенного в 1969 г. Дома аспиранта и стажера МГУ. В целом, однако, проекты новых жилых комплексов, предлагавших утопические идеи и, как правило, осуществлявшиеся со значительными отклонениями от первоначальных замыслов, успеха не имели. В
20-е годы разрабатывались также планы реконструкции Москвы (руководители
24
A. Щусев, И. Жолтовский) и Ленинграда (И. Фомин). Приумножение культур
ного достояния в эти годы сочеталось с варварским уничтожением ценнейших
историко-архитектурных памятников.
В 20-е годы одну из первых ролей в просвещении и воспитании масс стал играть кинематограф. Вслед за первым полнометражным документальным фильмом о Гражданской войне, снятом в 1920 году, появились и художественные картины: о народовольцах - «Дворец и крепость» (1923; режиссер А. Ивановский), С. Эйзенштейна о революционной борьбе: «Стачка» и «Броненосец «Потемкин» (1925); В. Пудовкина - «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928). На экраны вышли приключенческий и фантастический фильмы «Красные дьяволята» (1923) И. Перестиани и «Аэлита» (1924) Я. Протазанова; кинокомедия «Папиросница от Моссельпрома» (1924) Ю. Желябужского. Становление и развитие кинодокументалистики связано с именем Д. Вертова, создателя киножурнала «Кино-правда» (1922 - 1925), фильма «Шестая часть мира» (1926), и творчеством других режиссеров.
Большим успехом у зрителей пользовались такие театральные постановки, как «Любовь Яровая» К. Тренева и «Дни Турбиных» М. Булгакова в Малом театре (1926); «Шторм» В. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926); «Разлом» Б. Лавренева в Театре имени Вахтангова (1927. Прочное место в репертуаре занимала классика (пьесы А. Островского, Н. Гоголя и др.). Наряду с признанными мастерами театра К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко широкую известность приобрели Е. Вахтангов, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. На сцене блистали артисты В. Качалов, В. Пашенная, Н. Хмелев, Б. Щукин; молодые актеры Н. Баталов, Е. Гоголева, Б.Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.
Крупные симфонические произведения создали в 20-е годы композиторы Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Д. Шостакович. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. Дунаевский, Д. Кабалевский, братья Дмитрий и Даниил Покрас,
B. Шебалин. Пианист Л. Оборин занял первое место на Международном конкурсе
имени Шопена (1927). Среди вокалистов выделялись В. Барсова, С. Лемешев,
И. Козловский, М. Максакова.
25
Определенный вклад в отечественную культуру вносили представители культуры российского зарубежья. Высокого уровня культурными ценностями стали: проза, поэзия и публицистика нобелевского лауреата И. Бунина, И. Шмелева, Д. Мережковского, С. Черного, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова; музыка и исполнительское искусство С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Глазунова,
A. Гречанинова, Ф. Шаляпина, Н. Плевиикой; театр М. Чехова и балет М. Фокина,
B. Нижинского, С. Лифаря; живопись К. Коровина, В. Кандинского, Н. и С. Рери
хов, М. Ларионова, Ф. Малявина, 3. Серебряковой; философия И. Ильина,
Н. Бердяева, Л. Карсавина, Н. Лосского, С. Франка, Б. Вышеславцева; правоведе
ние Н. Алексеева, П. Новгородцева, П. Тройского; богословие митрополита Ан
тония (А. Храповицкого), В. Ильина; исторические труды академика Н. Конда
кова, Г. Вернадского, М. Ростовцева, П. Бицилли, П. Милюкова, С. Мельгунова,
А. Лампе; лингвистика Н. Трубецкого, Р. Якобсона; социология П. Сорокина;
геополитика и геоэкономика П. Савицкого; экономическая теория В. Леонтьева,
изобретения В. Зворыкина, И. Сикорского, С. Тимошенко и многих других -
важнейшие источники обогащения культуры постсоветской России.
5.3. Средства массовой информации
В 20-е годы существенно обновились средства массовой информации. К середине десятилетия в основном сложилась сеть периодических изданий. Массовыми тиражами выпускались газеты «Труд» (с 1921), «Рабочая газета» (1922), «Крестьянская газета» (1923), центральная военная газета «Красная Звезда» (1924), «Учительская газета» (1924), «Комсомольская правда» (1925); журналы «Пролетарская революция» (1921), «Под знаменем марксизма» (1922), «Большевик» (1924) и др. Расширяли деятельность государственные издательства. Краткий период подъема пережили частные (в феврале 1922 в одной только Москве зарегистрировано свыше 143 частных издательств, выпустивших несколько сот названий книг и около 35 периодических изданий). В 1928 г. в стране издано 226 млн. экземпляров книг и 229 млн. журналов. Разовый тираж издающихся в стране газет достиг 9 млн. экземпляров.
С 1921 года на главных площадях крупных городов размещались громкогово-
26
рящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения Российского телеграфного агентства. С 12 октября 1924 года начались ежедневные передачи радиопрограмм, ширилась сеть радиовешания. В 1928 году в стране насчитывалось около 100 тыс. радиоточек. Радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации. Многие тысячи людей не только в центральных городах, но и на далеких окраинах получили возможность следить за новостями политической и культурной жизни страны в условиях реального времени, знакомиться с классической и новейшей литературой, музыкой, театральными произведениями.
6 Барсенков А.С Вдовин А.И. История России. 1917 - 2004: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс. 2005. -С. 174-194.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 20-е гг. в Советской России культурная жизнь находилась на подъеме. В искусстве и науке творили главным образом представители дореволюционной интеллигенции.
Судьба деятеля науки и искусства в советском государстве зависела от той политики, которую оно проводило в области культуры. Введение новой экономической политики сопровождалось оживлением «буржуазной идеологии», выразителем которой стало «сменовеховское» движение. В борьбе с ним правительство применяло жесткие меры, создавая органы цензуры типа Глав-лита и Главрепеткома, а также высылая инакомыслящих за пределы страны. В то же время в 20-е гг. допускались научные и творческие дискуссии, имело место сосуществование таких различных направлений в искусстве, как Пролеткульт, объединения авангардистов, футуристов, имажинистов, конструктивистов, «Левого фронта». Наличие плюрализма в культурной жизни страны следует считать достижением этого времени.
Были сделаны серьезные шаги по ликвидации неграмотности взрослого населения, созданию материальной базы народного образования, формированию сети культурно-просветительных учреждений. Однако в условиях отсутствия у Советского государства достаточных материальных средств коренных сдвигов в области повышения уровня культуры широких слоев населения не произошло.
Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, были изъяты церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Государство проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.
28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барсенков А.С, Вдовин А.И. История России. 1917 - 2004: Учебное
пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005.
2. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древ
нейших времен до конца XX века. В 3-х кн. Книга III: История России. XX век.
-М.,2001.
3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Шульгин B.C. История рус
ской культуры IX - XX вв. - М, 2002.
4. История России. Теории изучения. В 2-х кн. Книга вторая. Двадцатый
век. Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2001.
5. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России - СПб.:
Лань, 2001.
29