Культурная политика Советской власти

5.7. Литературно-художественная жизнь страны

Писатели и другие творческие работники с переходом страны к нэпу так­же стремились реализовать свои возможности в переустройстве действительности. Переломная эпоха оказалась очень бурной для литературно-художественной жиз­ни страны. Руководство страной на первых порах сдерживало стремление к дикта­ту в тонкой сфере художественного творчества, ограничиваясь лишь политиче­ской цензурой и полагая, что писатели, художники, композиторы, театральные деятели сами выработают оптимальные формы социалистического искусства. В конце 1920 года ЦК партии направил на места письмо «О пролеткультах». В пись­ме разъяснялись ленинские оценки Пролеткульта как движения «теоретически Неверного и практически вредного». Вред усматривался в том, что под Видом «пролетарской культуры» обществу прибиваются нелепые, извращенные вкусы, а вместо помощи молодежи серьезно учиться нанизывались полубуржуазные фило­софские системы и выдумки.

Однако пролеткультовские идеи оказались живучими и обнаруживались в программах многих творческих объединений, возникавших в 20-х годах и вклю­чавших в свои ряды талантливую, прошедшую Гражданскую войну молодежь. Только с 1920 по 1926 года впервые выступили в печати более 150 таких писате­лей, среди них Н, Асеев, А. Жаров, В. Каверин, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, Н. Ти­хонов, А. Фадеев, М. Шолохов.

Пролеткультовские идеи давали о себе знать в творчестве писателей объе­динения Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАГТП, 1920), лите­ратурной группы «Кузница» (1920) и в ряде новых объединений, литературных групп, возникших в основном в 1922 - 1923 годах (только в Москве насчитывалось более 30 литературных течений). Заметный след в литературной жизни оставили группа пролетарских писателей «Октябрь» (1922), литературная группа «Молодая гвардия» (1922), «Левый фронт искусств» (1922), Московская ассоциация проле­тарских писателей (1923), Литературный центр конструктивистов (1923), литера­турная группа «Перевал» (1923), Всесоюзная и Всероссийская ассоциации проле-

20

тарских писателей (1925), Всесоюзное объединение крестьянских писателей (1926).

До 1924 г. существовала возникшая в 1919 г. литературная группа «Имажи­нисты», представители которой декларировали фатальную неизбежность антаго­низма искусства и государства. Особую позицию в группе занимал С. Есенин, ут­верждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка.

В литературе этого периода выделяются два основных течения. Одно, так на­зываемый левый фланг искусства, искало новые формы. Другое имело поиски в русле традиционного реалистического искусства. Активными борцами за литера­туру, создаваемую силами писателей-пролетариев, были ассоциации ВАГТП, МАПП, РАПП и журналы «На посту» (1923 - 1925), «На литературном посту» (1926 - 1932). Литературно-художественные силы тех лет делились в журнале на три ла­геря: пролетарские, крестьянские писатели и «попутчики». «Напостовцы» считали свое объединение орудием диктатуры партии в области литературы, выступали от лица рабочего класса, подвергали разгромной критике «попутчиков», к которым относили, например, В. Маяковского, М. Горького, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.

Противоположную позицию занимал журнал «Красная новь», в котором публиковались наиболее яркие, вне зависимости от политических убеждений и социального происхождения авторов, произведения. Главный редактор журнала А. Воронский выступал за приоритет эстетических критериев над политически­ми, считая, что пролетарское течение равноправно другим и не должно пользо­ваться Привилегиями.

Резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной ли­тературы» (от 18 июня 1925) осуждала крайности «напостовской» линии, призы­вала бережно относиться к «попутчикам», но в целом высказывала поддержку пролетарским литературно-художественным силам. Видимо, поэтому коренных изменений в позиции «неистовых ревнителей» пролетарской чистоты в литерату­ре не произошло. В 1927 году сторонники РАПП добились отстранения Воронского

21

от руководства «Красной новью» за отстаивание реализма и классических тради­ций, а позднее обрушились на школу профессора В. Переверзева за некое вуль­гарно-социологическое истолкование литературных явлений. Весной 1928 г. состо­ялся Первый съезд писателей страны, на котором создано Всесоюзное объедине­ние ассоциаций пролетарских писателей - ВОАПП во главе с Л. Авербахом, П. Керженцевым, А. Фадеевым и др. Рапповцы расширили свое влияние.

В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 20-е годы созданы произведения, вошедшие в золотой фонд оте­чественной культуры. В 1922 году посмертно опубликованы мемуары В. Короленко «История моего современника»; А. Толстой написал романы «Сестры» (1922) и «Восемнадцатый год» (1928); М. Вересаев - «В тупике» (1922), «Пушкин в жизни» (1927). С. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Чер­ный человек» (1925). А. Горький, проведший большую часть 20-х годов за грани­цей, написал «Мои университеты» (1923), «Дело Артамоновых» (1925). Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. Фурманова «Чапаев» (1923) и «Мятеж» (1925); А. Серафимовича «Железный поток» (1924); И. Бабеля «Конар­мия» (1926); М. Булгакова «Белая гвардия» (1927); М. Шолохова «Тихий Дон» (1-я часть, 1928). Одним из первых романов на тему восстановления промышленности стал «Цемент» (1925) Ф. Гладкова. Широкое признание получили «Города и годы» (1924) К. Федина, «Одеты камнем» (1925) О. Форш. Критическое отношение пи­сателей к советской действительности выражено в антиутопии «Мы» (1924) Е. Замятина, в сборнике рассказов «Роковые яйца» (1925) М. Булгакова, в «Повес­ти непогашенной луны» (1927) Б. Пильняка.

Бесценным даром современникам и потомкам стало поэтическое творче­ство С. Есенина и В. Маяковского. В полный голос заявили о себе в 20-е годы поэты Н. Асеев, Э. Багрицкий, О. Мандельштам, Б. Пастернак, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Сурков. Родоначальниками советской детской литературы стали Б. Житков, С. Маршак, К. Чуковский.

Русская деревня в 20-е годы также приобрела новых оригинальных ху­дожников. Наряду с такими талантами, как С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков,

22

П. Карлов, А. Ширяевец, еще в 1914 - 1915 годах составившими группу «Ново­крестьянские поэты», стали певцами деревни (расширительно - всей крестьян­ской России) и выразителями ее проблем П. Васильев, А. Ганин, И. Грузинов, Г. Деев-ХомяковскиЙ, И. Дорошин, П. Дружинин, А. Жаров, М. Исаковский, И. Молчанов, В. Наседкин, П. Орешин, А. Прокофьев, П. Родимов. Отличи­тельной особенностью крестьянской поэзии была ее сдержанность к историче­скому пафосу современности.

5.2. Искусство

Изобразительное, как и другие виды, искусство развивалось в 20-е годы в условиях противостояния и взаимодействия различных объединений и группи­ровок. Основной тон задавала Ассоциация художников революционной России (АХРР). Активно проявляли себя художники, составлявшие «Общество станковис­тов» и общество «Четыре искусства».,

Традиции «Мира искусства» (художественное течение «Серебряного века») продолжали художники общества «Жар-цвет» (1923), традиции «Бубнового ва­лета» - художники объединений «Маковец», «Бытие» и «НОЖ» (Новое общество жи­вописцев). В 1925 году «бубновалетовцы» создали объединение «Московские живо­писцы». В 1926 году это объединение в полном составе вошло в АХРР, однако в 1927 году большая его часть вышла из ассоциации и учредила в 1928 году Обще­ство московских художников (ОМХ).

К. Малевич, основоположник одного из видов абстрактного искусства «супре­матизма» (комбинирование на плоскости простейших геометрических фигур, окра­шенных в контрастные цвета) и лидер витебского объединения «Утвердители ново­го искусства», в 1924 году стал директором Государственного института художест­венной культуры в Ленинграде. Московский институт художественной культуры на­ходился под влиянием абстракциониста В. Кандинского. Борьба за Советскую власть, восстановление народного хозяйства стали темами картин И. Бродского, Л. Дейнеки, К. Петрова-Водкина, Ю. Пименова, П. Соколова-Скаля. М. Греков начал создавать советскую батальную живопись.

В 1926 г. в Москве образовалось Общество русских скульпторов, в которое

23

вошли мастера различных художественных школ и ориентации. Москва была ук­рашена известной скульптурой «Булыжник - орудие пролетариата» (1927) И. Шадра. Н. Андреев стал автором памятников А.И. Герцену и Н.П. Огареву у старого здания Московского университета (1922), А.Н. Островскому у Малого театра (1929). С. Меркуров изваял скульптуру К.А. Тимирязева у Никитских ворот (1923).

В архитектуре наибольшее признание в 20-е годы получил и конструкти­визм, развиваемый Обществом современных архитекторов (1925), и рациона­лизм, проявившийся в творчестве архитекторов Ассоциации новых архитекто­ров (1923). Идеи конструктивизма проповедовали В. Татлин, Л. Лисицкий, И. Леонидов. Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины в 1923 году разра­ботали проект Дворца труда в Москве, который не был осуществлен, однако способствовал утверждению конструктивистского направления в архитектуре. По проектам Весниных воздвигнуты редакционное здание газеты «Ленинград­ская правда» (1924), Дом акционерного общества «Аркос» (1924). По проектам К. Мельникова сооружены павильон и торговый сектор СССР на международ­ной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925), клубы завода «Каучук» (1927), имени И.В. Русакова, собственный дом архитек­тора в Кривоарбатском переулке Москвы (1927 - 1929).

В 1928 - 1930 годы по проекту конструктивиста М. Гинзбурга в Москве построен экспериментальный «коммунальный» дом (Новинский бульвар, 25) для сотрудников Наркомфина, завершавший эпоху длительных поисков карди­нальной перестройки в сфере социально-бытового уклада молодой Советской республики. Индивидуальные квартиры сочетаются здесь с помещениями, предназначенными для коллективного обслуживания обитателей. Здание стало прообразом многих домов нового быта, в том числе возведенного в 1969 г. До­ма аспиранта и стажера МГУ. В целом, однако, проекты новых жилых ком­плексов, предлагавших утопические идеи и, как правило, осуществлявшиеся со значительными отклонениями от первоначальных замыслов, успеха не имели. В

20-е годы разрабатывались также планы реконструкции Москвы (руководители

24

A. Щусев, И. Жолтовский) и Ленинграда (И. Фомин). Приумножение культур­
ного достояния в эти годы сочеталось с варварским уничтожением ценнейших
историко-архитектурных памятников.

В 20-е годы одну из первых ролей в просвещении и воспитании масс стал играть кинематограф. Вслед за первым полнометражным документальным филь­мом о Гражданской войне, снятом в 1920 году, появились и художественные кар­тины: о народовольцах - «Дворец и крепость» (1923; режиссер А. Ивановский), С. Эйзенштейна о революционной борьбе: «Стачка» и «Броненосец «Потемкин» (1925); В. Пудовкина - «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Пото­мок Чингисхана» (1928). На экраны вышли приключенческий и фантастический фильмы «Красные дьяволята» (1923) И. Перестиани и «Аэлита» (1924) Я. Прота­занова; кинокомедия «Папиросница от Моссельпрома» (1924) Ю. Желябужского. Становление и развитие кинодокументалистики связано с именем Д. Вертова, соз­дателя киножурнала «Кино-правда» (1922 - 1925), фильма «Шестая часть мира» (1926), и творчеством других режиссеров.

Большим успехом у зрителей пользовались такие театральные постановки, как «Любовь Яровая» К. Тренева и «Дни Турбиных» М. Булгакова в Малом театре (1926); «Шторм» В. Билль-Белоцерковского в Театре имени МГСПС (1926); «Раз­лом» Б. Лавренева в Театре имени Вахтангова (1927. Прочное место в репертуаре занимала классика (пьесы А. Островского, Н. Гоголя и др.). Наряду с признанны­ми мастерами театра К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко широкую известность приобрели Е. Вахтангов, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. На сцене бли­стали артисты В. Качалов, В. Пашенная, Н. Хмелев, Б. Щукин; молодые актеры Н. Баталов, Е. Гоголева, Б.Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Крупные симфонические произведения создали в 20-е годы композиторы Н. Мясковский, Ю. Шапорин, Д. Шостакович. В различных музыкальных жанрах проявили себя И. Дунаевский, Д. Кабалевский, братья Дмитрий и Даниил Покрас,

B. Шебалин. Пианист Л. Оборин занял первое место на Международном конкурсе
имени Шопена (1927). Среди вокалистов выделялись В. Барсова, С. Лемешев,

И. Козловский, М. Максакова.

25

Определенный вклад в отечественную культуру вносили представители культуры российского зарубежья. Высокого уровня культурными ценностями ста­ли: проза, поэзия и публицистика нобелевского лауреата И. Бунина, И. Шмеле­ва, Д. Мережковского, С. Черного, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова; му­зыка и исполнительское искусство С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Глазунова,

A. Гречанинова, Ф. Шаляпина, Н. Плевиикой; театр М. Чехова и балет М. Фокина,

B. Нижинского, С. Лифаря; живопись К. Коровина, В. Кандинского, Н. и С. Рери­
хов, М. Ларионова, Ф. Малявина, 3. Серебряковой; философия И. Ильина,
Н. Бердяева, Л. Карсавина, Н. Лосского, С. Франка, Б. Вышеславцева; правоведе­
ние Н. Алексеева, П. Новгородцева, П. Тройского; богословие митрополита Ан­
тония (А. Храповицкого), В. Ильина; исторические труды академика Н. Конда­
кова, Г. Вернадского, М. Ростовцева, П. Бицилли, П. Милюкова, С. Мельгунова,
А. Лампе; лингвистика Н. Трубецкого, Р. Якобсона; социология П. Сорокина;
геополитика и геоэкономика П. Савицкого; экономическая теория В. Леонтьева,
изобретения В. Зворыкина, И. Сикорского, С. Тимошенко и многих других -
важнейшие источники обогащения культуры постсоветской России.

5.3. Средства массовой информации

В 20-е годы существенно обновились средства массовой информации. К се­редине десятилетия в основном сложилась сеть периодических изданий. Массо­выми тиражами выпускались газеты «Труд» (с 1921), «Рабочая газета» (1922), «Кре­стьянская газета» (1923), центральная военная газета «Красная Звезда» (1924), «Учительская газета» (1924), «Комсомольская правда» (1925); журналы «Проле­тарская революция» (1921), «Под знаменем марксизма» (1922), «Большевик» (1924) и др. Расширяли деятельность государственные издательства. Краткий период подъема пережили частные (в феврале 1922 в одной только Москве зарегистрирова­но свыше 143 частных издательств, выпустивших несколько сот названий книг и около 35 периодических изданий). В 1928 г. в стране издано 226 млн. экземпляров книг и 229 млн. журналов. Разовый тираж издающихся в стране газет достиг 9 млн. экземпляров.

С 1921 года на главных площадях крупных городов размещались громкогово-

26

рящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения Российского телеграфного агентства. С 12 октября 1924 года начались ежедневные передачи радиопрограмм, ширилась сеть радиовешания. В 1928 году в стране на­считывалось около 100 тыс. радиоточек. Радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации. Многие тысячи людей не только в центральных городах, но и на далеких окраинах получили возможность следить за новостями политической и культурной жизни страны в условиях реального времени, знакомиться с классической и новейшей литературой, музыкой, театральными произведениями.

6 Барсенков А.С Вдовин А.И. История России. 1917 - 2004: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс. 2005. -С. 174-194.

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 20-е гг. в Советской России культурная жизнь находилась на подъеме. В искусстве и науке творили главным образом представители дореволюцион­ной интеллигенции.

Судьба деятеля науки и искусства в советском государстве зависела от той политики, которую оно проводило в области культуры. Введение новой экономической политики сопровождалось оживлением «буржуазной идеоло­гии», выразителем которой стало «сменовеховское» движение. В борьбе с ним правительство применяло жесткие меры, создавая органы цензуры типа Глав-лита и Главрепеткома, а также высылая инакомыслящих за пределы страны. В то же время в 20-е гг. допускались научные и творческие дискуссии, имело ме­сто сосуществование таких различных направлений в искусстве, как Пролет­культ, объединения авангардистов, футуристов, имажинистов, конструктиви­стов, «Левого фронта». Наличие плюрализма в культурной жизни страны сле­дует считать достижением этого времени.

Были сделаны серьезные шаги по ликвидации неграмотности взрослого населения, созданию материальной базы народного образования, формирова­нию сети культурно-просветительных учреждений. Однако в условиях отсутст­вия у Советского государства достаточных материальных средств коренных сдвигов в области повышения уровня культуры широких слоев населения не произошло.

Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, были изъяты церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Госу­дарство проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветв­ленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, вне­дряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес рели­гиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.

28













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барсенков А.С, Вдовин А.И. История России. 1917 - 2004: Учебное
пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древ­
нейших времен до конца XX века. В 3-х кн. Книга III: История России. XX век.
-М.,2001.

3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Шульгин B.C. История рус­
ской культуры IX - XX вв. - М, 2002.

4. История России. Теории изучения. В 2-х кн. Книга вторая. Двадцатый
век. Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2001.

5. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России - СПб.:
Лань, 2001.

29








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: