Образование и наука в условиях новой экономической политики. 1921 - 1928

4.1. Образование

Другой важнейшей задачей культурной революции была ликвидация негра­мотности, почти соизмеримая по масштабам с религиозностью основной массы трудящихся. В начале нэпа из каждой сотни населения в стране 32 человека были неграмотными, а в ряде национальных регионов неграмотность была едва ли не поголовной; у десятков национальностей отсутствовала письменность. Перепись населения 1920 г. показала, что даже в городах около половины населения оста­валось неграмотным. Прекрасно сознавая, что неграмотный человек стоит вне политики, идеологического воздействия, большевистское руководство страны стремилось как можно скорее добиться грамотности всего населения.

Работа по преодолению неграмотности, начавшаяся с первых лет револю­ции и проводившаяся в неразрывной связи с культурно-политическим просве­щением населения, в первый год нэпа несколько затормозилась. Из-за нехватки средств финансирование просвещения было передано на места, где средств на нужды обучения неграмотных зачастую не оказывалось. К тому же в сентябре 1921 года СНК принял постановление об исключении из государственного фи­нансирования школ, библиотек, народных домов, изб-читален. Число пунктов ликбеза сократилось с 88 тыс. в 1921 году до 15 тыс. в 1922-м. С оживлением эко­номики этот спад был остановлен. Выступая на съезде политпросветов в октябре 1921 года, Ленин подчеркивал: если не будет успешно решена задача ликвидации безграмотности, то «говорить о новой экономической политике смешно».

В декабре 1922 года X Всероссийский съезд Советов обязал принять все ме­ры по ликвидации неграмотности, эта работа была сосредоточена на обучении грамоте «организованных групп населения» в возрасте 18-30 лет (красноармейцы, допризывники, рабочие, комсомольцы).

В августе 1923 года ВЦИК и СНК в законодательном порядке утвердили план ликвидации неграмотности населения РСФСР к десятилетию Советской власти. Предусматривалось соответствующее финансирование работы из госбюд-

12

жета, средств местных Советов и профсоюзов. Для привлечения общественности к этой работе осенью 1923 года создано массовое общество «Долой неграмот­ность!» во главе с М.И. Калининым. Несмотря на все усилия победить негра­мотность в 1927 году не удалось. По данным Всесоюзной переписи населения, проведенной в декабре 1926 года, грамотность в РСФСР составляла 60,9%, а в стране целом - 56,6%. К 1930 году она возросла до 63%. Число неграмотных посто­янно пополнялось за счет подростков. Прекратить это можно было введением всеобщего обучения детей. Но такие возможности появились только к середине первой пятилетки: обязательное всеобщее начальное обучение в стране введено с сентября 1930 года.

На протяжении всего периода нэпа развитие школьной системы сдержи­валось нехваткой средств. После окончания Гражданской войны многие учеб­ные заведения прекратили существование из-за отсутствия финансирования, нехватки топлива, ухода из школы учителей на заработки. Наличие начальных школ в стране сократилось со 114 тыс. в 1921 году до 99,4 тыс. в 1922 году и 87,3 тыс. в 1923 году. Число учащихся уменьшилось на 2,4 млн. В 1924 году количество школьных помещений составляло лишь 83% от уровня 1914 года, а учащихся - 98%. Если в 1913 году на одного ученика расходовалось 6,6 руб., то в 1925 году - всего 0,9 руб.

С осени 1924 года возобновилось государственное финансирование сис­темы образования. В 1921 - 1922 гг. она включала базовую четырехклассную, школу-семилетку и девятилетку. На базе начальной можно было получить спе­циальную подготовку в технических и аграрных школах, на профессиональных курсах. Особенно быстро стали расти школы фабрично-заводского ученичест­ва, рабочей, крестьянской молодежи. Выпускники семилетки могли получить профессиональное образование в техникумах, которые, однако, не давали необ­ходимой подготовки для продолжения образования в вузах. Обучение в школах велось на основе учебных планов и программ, составленных Наркомпросом. По окончании Гражданской войны появились первые советские школьные учебни­ки.

13

В 1924 году характер школьного обучения был изменен. Новые ком­плексные учебные программы строились на отказе от традиционного для оте­чественной школы предметного принципа изложения учебного материала. Математику, физику, химию отныне предлагалось изучать не на соответствующих уроках, а по темам: «Трудовая деятельность людей», «Природа как объект трудовой деятельности людей», «Общество как результат труда людей». Теоретики реформы полагали, что при такой перестройке образования легче внедрить в сознание марксистскую диалектическую методологию и сконцентрировать внимание детей на реалиях окружающей жизни. Переподготовка учительства для такой работы во многом сводилась к убеждению, что ратовать за новую программу означало выступать, «прежде всего, за Советскую власть». Одновременно пропагандировались лабораторно-исследовательские методы, коллективные формы занятий, самостоятельная работа, при которой учитель играл роль консультанта. Новые программы Наркомпроса носили рекомендательный характер. Но многие учителя считали, что они не обеспечивают систематических знаний и продолжали придерживаться старых приемов обучения. В 1927/28 учебном году в стране насчитывалось 120,1 тыс. общеобразовательных школ, в них обучалось 11,6 млн. учащихся. Преподавательскую работу вели 551 тыс. учителей, однако только 10% из них имели законченное (или неполное) высшее образование.

Внешкольное образование на протяжении всех 20-х годов находилось в ве­дении Главного политико-просветительского комитета. В городах центрами этой работы были клубы. При них открывались библиотеки, читальни, школы и курсы ликбеза. Активную просветительскую работу вели также библиотеки, музеи, цен­тры пропаганды новой техники и политехнического обучения, Дома и Дворцы культуры. В деревне культпросветработа проводилась через избы-читальни. В 1924 году было создано Всероссийское общество культурной смычки, занимавшееся организацией шефской помощи деревне (сбор средств, книг, направление лек­торов и т.п.). В Красной Армии политпросветработу вели органы политуправле­ния, многочисленные шефы, в частности профсоюзы работников просвещения и

14

культуры.

Социалистическая перестройка народного хозяйства и социальной струк­туры населения (уничтожение эксплуататорских классов, всестороннее развитие трудящихся социальных групп и рабочего класса - их «гегемона») не мыслилась властью без подготовки кадров «собственных» специалистов со средним и высшим образованием. При этом, естественно, выходцам из рабочих и крестьян создава­лись наиболее благоприятные условия для поступления в вузы и техникумы.

К средине 20-х годов в СССР было создано около тысячи индустриально-технических, педагогических, сельскохозяйственных, медицинских, экономиче­ских, художественных техникумов. В 1927/28 учебном году в них подготовлено 28,6 тыс. специалистов. Примерно таким же в этом году был выпуск из 148 высших учебных заведений, которыми располагала в то время страна. Многие выпускники вузов нэповского периода пришли в вузы через рабочие факультеты, где за 1921 - 1925 годы получили необходимую для обучения в высшей школе подготовку 26 тыс. человек. В 1925/26 учебном году на рабфаках обучалось 57 тыс. человек.

Основные трудности высшей школы были связаны с проводимым в стра­не курсом жесткой экономии, направлением материальных и финансовых ресур­сов в основном на нужды восстановления народного хозяйства. Согласно поста­новлению X Всероссийского съезда Советов, с мая 1923 года во всех вузах страны вводилась плата за обучение (исключение делалось для студентов - коммунистов и комсомольцев). Прием туда в 1924 году был уменьшен по сравнению с преды­дущим годом почти втрое - с 37 до 13 тыс. человек. В то же время в вузах была про­изведена очередная чистка по классовому принципу, и 20% от числа всех сту­дентов (представители непролетарских слоев населения) исключены. Сокращение было произведено несмотря на то, что в 1924 году 92% директоров заводов и их за­местителей имели только начальное образование. Острую нехватку специалистов в условиях перехода к индустриализации в соответствии с постановлением ЦИК и СНК от августа 1928 года было решено устранить сокращением программы обу­чения и расширением производственной практики.

С 1922 года в университетах вводились государственные стипендии. В

15

1924 году единая государственная стипендия составляла 20 руб., в 1925 году ее размеры увеличены вдвое. К концу 20-х годов стипендией обеспечивались до 75% студентов, а при ее распределении стала учитываться успеваемость.

Учеба в вузах строилась в соответствии с уставом высшей школы, утвер­жденным 2 сентября 1921 года. Правительственные положения о научном мини­муме, обязательном для преподавания, и о факультетах общественных наук, при­нятые в том же году, вводили в качестве обязательных дисциплин в вузах истори­ческий материализм, историю пролетарской революции, экономическую полити­ку диктатуры пролетариата. С 1924 г. эти дисциплины дополнились историей ком­мунистической партии и основами ленинизма.

В декабре 1922 года ЦК РКП(б) направил во все партийные организации письмо «О работе в вузах», в котором ставилась задача повышения роли коммуни­стов во всей деятельности вузов, «идейного завоевания высшей школы». Для ко­ординации деятельности студенческих партийных ячеек создавалось Всероссий­ское и городские объединения коммунистического студенчества. С июня 1923 го­да партийные организации отчисляли 1% средств партийных организаций для спе­циальных пособий студентам-коммунистам.

4.2. Наука

Высококвалифицированные кадры для высшей школы и руководящей ра­боты в партийно-государственном аппарате, общественных организациях готовил Институт красной профессуры (создан в 1921), институты (философии, истории, литературы, искусства, советского строительства и права, мирового хозяйства и мировой политики, экономики, аграрный, естествознания) Социалистической (с 1924 - Коммунистической) академии. В 1925 г. восстановлена аспирантура, го­товившая научных работников и преподавателей высшей школы. Для подготовки национальных партийно-советских кадров в 1921 г. созданы Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), Коммунистический университет на­циональных меньшинств Запада (КУНМЗ), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.

Заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский, занимавший ключе-

16

вые посты в системе революционной науки об обществе, был бессменным ру­ководителем Социалистической (Коммунистической) академии, Института красной профессуры, Общества историков-марксистов, Института истории, Центрархива, редактором исторических журналов «Красный архив», «Борьба классов», «Историк-марксист». Он резко противопоставлял фронт историков своей школы как марксистский «немарксистскому фронту» историков старой русской школы (В.В. Бартольд, СВ. Бахрушин, Ю.В. Готье, В.И. Пичета, Н.П. Лихачев, М.К. Любавский, П.Г. Любомиров, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, А.И. Яковлев и др.). Противостояние закончилось переходом в октябре 1929 года к судебной рас­праве над выдающимися историками дореволюционной формации по сфабрико­ванному «Академическом}' делу» («Делу историков»), которые обвинялись в соз­дании контрреволюционной организации «Всенародный союз борьбы за возрож­дение свободной России». После смерти М.Н. Покровского в 1932 году значительная часть его «вклада» в науку правомерно перечеркнута как проявление вульгарного марксизма, вульгарного социологизма и нигилистического отношения к доре­волюционной русской истории. Воинствующими борцами за чистоту марксизма-ленинизма в исторической науке (в которых недостатка, конечно, не было) стали также историки партии Е.М. Ярославский и М.А. Савельев.

Переход от войны к миру в начале 1921 года резко поднял значимость под­линной науки, особенно прикладных исследований, без которых планы модерни­зации страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми. В первую очередь государство предприняло ряд мер, обеспечивающих выживаемость, спасе­ние ученых от голодной смерти. С 1920 года действовала особая форма их обеспе­чения - натуральный академический паек (выдавался до 1923). В 1921 году при­няты декреты «Об улучшении быта ученых», «О мерах к улучшению жилищных условий научных работников». В 1921 - 1931 годах при Совнаркоме действовала Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В 1921 году издан специальный декрет «О создании благоприятных условий для работы академику Павлову», единственному в то время российскому лауреату Нобелевской премии (присуж­дена в 1904).

17

Главную форму организации науки в стране представляла собой Российская академия наук. С 1917 по 1936 годы ее возглавлял крупный ученый А.П. Карпин­ский. Другими центрами науки были университеты и специальные высшие учеб­ные заведения, сочетавшие преподавшие с научно-исследовательской деятельно­стью. Научные подразделения действовали также при наркоматах и ведомствах.

К 1921 г. в стране существовали свыше 70 научно-исследовательских ин­ститутов (НИИ), не считая имеющихся при вузах. Около 20 НИИ в области фи­зики, химии, биологии, общественных наук работали при Наркомпросе. По дан­ным на 1922 год, 30 научных подразделений различного профиля существовали при ВСНХ, 40 НИИ обслуживали сферу здравоохранения, при Наркомземе было 4 НИИ и десятки опытных станций. Военная угроза стимулировала использова­ние науки в интересах укрепления обороны страны. Численность научных сотруд­ников Российской академии наук (РАН) м 1925 году выросла в 4 раза по сравнению с 1917 годом. Общее же их число в стране к 1927 году составляло около 25 тыс., что было почти в 2,5 раза больше, чем до революции.

В июле 1925 года РАН признана решением правительства «высшим нессо-юзным ученым учреждением» и получила статус АН СССР. В 1926 году для усиления руководства наукой со стороны государства создаются межведомственная комис­сия при СНК для содействия Академии наук, отдел научных учреждений СНК, ко­митет по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР. С это­го года лучшие работы и области науки стали отмечаться премиями имени В.И. Ленина.

Советским ученым в 20-е годы удалось внести существенный вклад и миро­вую науку. Успешно работал выдающийся специалист в области теории чисел И.М. Виноградов. Ценные труды по математической физике, минералогии и гео­химии Земли завершили академики П.А. Стеклов, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман. Академик А.Ф. Иоффе внес крупный вклад в разработку физики кристаллов. Д.С. Рождественский сделал важные открытия в атомной спектроскопии. Н.Н. Семенов успешно работал над теорией цепных реакций. Теоретические работы

18

А.И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. В 1924 - 1925 годах под руководством Л.Н. Туполева были созданы цель­нометаллические самолеты АНТ-2, ЛНТ-3. К.Э. Циолковский в конце 20-х годов приобретает мировую и известность как глава нового научного направления - ра-кетодинамики. Ф.А. Цандер разработал и в 1930 году построил первый в мире реак­тивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А.Л. Чижевский вел пионерские работы в области ионификаиии.

В те же годы увидели свет новые крупные научные труды академика И.П. Павлова в области физиологии; работы Д.Н. Прянишникова и В.Р. Вильямса в области агробиологии, агрохимии, физиологии растений. Широкую известность получила деятельность И.В. Мичурина по селекции новых сортов плодовых де­ревьев. В 1925 году его питомник стал научным учреждением общегосударствен­ного масштаба. Важное значение имели труды А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева по проблемам выживаемости крестьянских хозяйств и планированию сельского хозяйства, исследования С.Г. Струмилина по методологии статистики. Советские ученые и специалисты разработали проекты крупных тепловых и гидравлических электростанций. Осуществление научных и технических разработок позволило выполнить рассчитанный в 1920 году на 10-15 лет план ГОЭЛРО к 1931 году.

В начале нэпа возобновилось участие российских ученых в международных конференциях и заграничных научных экспедициях. В 1925 г. состоялся первый в СССР после революции международный научный форум специалистов в области изучения пресных вод - III лимнологический конгресс. На празднование двухсот­летия Российской академии наук в том же году прибыли свыше 130 ученых из 25 стран. В приветствии Советского правительства по этому случаю отмечалась большая роль Академии в обеспечении научной работы в масштабах страны, в распространении научных знаний среди трудящихся и приобщении к науке де­сятков национальностей, которые впервые в условиях Советского государства получили возможность широкого культурного и хозяйственного развития.

19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: