Из статьи «Формирование межучережденческой образовательной среды в рамках проекта «Эксперимент в Космосе»». Б.Г.Пшеничнер, Н.В.Дмитриева, С.П.Яценко

Московская открытая научно-образовательная программа «Эксперимент в Космосе» даёт школьникам и педагогам возможность использовать такой уникальный инструмент познания, как Российский сегмент Международной космической станции. В рамках программы проводится ежегодная научная конференция школьников «Эксперимент в космосе» и действует система консультирования педагогов и школьников, желающих участвовать в реальной космической деятельности. При реализации программы используется система опорных школ. Одна из задач программы – развитие профильных школ, ориентированных на космическую деятельность либо на использование возможностей космической деятельности в тех или иных областях экономики, науки или образования. Работа ведется по следующим направлениям: науки о жизни – (биология и экология); физические эксперименты (демонстрация действия физических законов в условиях невесомости и проверка основных постулатов физики); исследование физико-химических процессов в космосе, в атмосфере Земли и на земной поверхности; космические технологии как сфера применения фундаментальных знаний.

Успешную реализацию программы обеспечивает создаваемая в школе постоянно действующая активная педагогическая система, позволяющая подвести наиболее любознательных школьников к самостоятельному творчеству в сфере исследования, освоения и использования Космоса, включая постановку экспериментов на борту Международной космической станции, транспортного корабля или спутника. Реальное участие в космических экспериментах учит школьников использовать и развивать свой творческий потенциал и применять на практике знания, получаемые в школе. Созданы условия для построения индивидуальной образовательной траектории ученика.

Участие в программе придает реальный и значимый смысл учебе и творческой деятельности школьников. Благодаря этому программа становится эффективным средством решения важнейших педагогических задач. Участие школьников в программе:

- дает школьникам возможность почувствовать себя полноправными гражданами, вносящими свой собственный вклад в развитие страны;

- придает содержательный смысл учебе, позволяет применить в конкретном деле знания, полученные в школе;

- расширяет кругозор, стимулирует интерес к научно- техническому и естественнонаучному творчеству, к самостоятельному приобретению необходимых для этого знаний и навыков;

- позволяет школьникам уверенно ориентироваться в выборе будущей профессии и специализированного учебного заведения;

- обеспечивает наиболее целеустремленным школьникам высокий уровень предпрофессиональной подготовки;

- расширяет возможности педагогов в организации базового и дополнительного образования;

- расширяет экспериментальную базу педагогической науки.

11. Реализация модели профильного обучения на базе учреждений дополнительного образования. К сожалению, на данный момент это направление не имеет должного нормативного обеспечения, хотя в Концепции профильного обучения заявлена так называемая «вторая модель», предписывающая организацию элективных курсов на базе и с использованием кадровой, программно-методической, материальной базы специализированных учреждений дополнительного образования. Интересен опыт Санкт-Петербурга, где на базе ряда учреждений дополнительного образования разработаны программы элективных курсов для различных профилей, которые пользуются спросом среди учащихся профильных школ.

12. Дополнительное образование способно предложить различные модели эффективного построения школы полного дня. Многие из этих наработок успешно используются общеобразовательными учреждениями, которые логично вписываются в расписание занятий по выбору в группах дополнительного образования, позволяют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: