Подготовка к олимпиадам по химии. По материалам персонального сайта учителя химии Нагорной Светланы Михайловны. http://chimik.ucoz.ru/

…Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом учителю химии помогут и наблюдения в ходе уроков химии, и организация кружковой, исследовательской работы, и проведение других внеклассных мероприятий по предмету. Имеет значение для оценки способности школьников и анализ их успеваемости по математике и другим естественнонаучным предметам, изучение которых начинается раньше, чем школьного курса химии. Важную роль в раннем формировании интереса школьников к химии могут играть и возможные пропедевтические курсы химии в младших классах, кружки и внеклассные мероприятия для младших школьников, знакомящие их с основами химической науки.

Одновременно с выявлением школьников интересующихся химией и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Наличие группы школьников, увлеченных общим делом, служит своеобразным центром кристаллизации, привлекающих новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, и, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания. Наконец, в такой группе будет работать принцип "соленого огурца" (В.Ф. Шаталов): постоянно находясь в атмосфере решения химических проблем, методов решения задач, обсуждения опытов, любой школьник будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки.

При планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причем ученику должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа задач, разделов химии для изучения, используемых пособий. Ученик может прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы порешать задачи определенного типа, разобрать теоретический вопрос, полистать химический журнал, просто пообщаться с товарищами. Учитывая, что эти занятия проводятся, как правило, после напряженного учебного дня, неплохо предусмотреть возможность отдыха, релаксации. Возможность выпить чашку чая, послушать негромкую музыку может оказаться совсем не лишней.

 

3. Спортивные группы в разных видах спорта (Детско-юношеские спортивные школы) – ниша между массовыми физкультурно-спортивными секциями, существующими в школе, и спортом высших достижений.  Дополнительное образование обладает собственным высоким методическим потенциалом работы с этой категорией детей, на базе ряда учреждений работают детско-юношеские спортивные школы, располагающие высоким кадровым потенциалом педагогов и связями в спортивных организациях.

4. Предпрофессиональная подготовка в областях, требующих раннего самоопределения (балет, живопись, театральное искусство и др.). Эти направления ведут, как правило, специализированные школы искусств, работающие в контакте с учреждениями высшего профессионального образования, и обеспечивают целевую подготовку детей, начиная с дошкольного возраста. Сюда же можно отнести учебные группы для ранних профессиональных проб в самых разных областях науки, техники, искусства. Такие группы предполагают работу по ознакомительным (пропедевтическим) образовательным программам различных направленностей и предполагают знакомство учащихся как с теоретическими основами избранной области, так и с элементами практики работы специалиста в этой области.

5. Разнообразные ученические объединения, направленные на отработку и развитие различных форм детского общественного движения, ученического самоуправления, социального проектирования. Это направление в настоящее время не имеет единой организационной основы, хотя необходимость этой работы чувствуется и заявляется на самых разных уровнях. Здесь проявляется роль учреждений дополнительного образования в развитии территориальных сообществ на базе социальной работы с молодежью отдельных муниципальных образований, программы организации культурно-досуговой работы средствами дополнительного образования детей, организация массовых мероприятий и праздников различного уровня.

6. Реализация развивающих программ в различных областях искусства (художественно-эстетическая направленность) – танцы, художественное творчество, исполнительское искусство и т.д. Это направление традиционно пользуется в нашей стране большим спросом; представление о том, что каждый человек должен иметь хобби в области искусства глубоко укоренено в сознании людей в советский период. На практике это направление позволяет повысить качество досуга современной семьи, ее притязаний на освоение национальной культуры. Важное значение этот компонент имеет для развития национальной песенной и танцевальной культуры, поскольку в занятиях с детьми широко распространено изучение элементов национальных традиций. Особенно это важно в национальных республиках, где подобные коллектив пользуются особым успехом. В качестве примера можно привести большую работу, проводимую в этом направлении Городским дворцом детского (юношеского) творчества (г. Улан-Удэ), где дети изучают и осваивают традиции бурятского народа на занятиях этнокультурной студии «Сэргэ» и в других коллективах.

II. Каникулярные и разовые программы и проекты.

Оптимально, если эти формы включаются в годовую программу дополнительного образования и выполняют в ней вполне определенную функцию – например, презентации результатов работы за год, сбора материала для исследований и др.

7. Тематические школы, профильные лагеря, проводимые в период каникул. Многие из таких лагерей имеют устоявшиеся традиции, схемы работы, принципы. Проводят такие мероприятия, как правило, инициативные группы педагогов и ученых, работающих в образовательных учреждениях, научно-исследовательских институтах, вузах, которые привлекают к учредительству подобных мероприятий школы, научные учреждений, органы управления образованием, общественные организации и др.

 

Летняя экологическая школа (организатор - Игорь Окштейн). По материалам сайтаhttp://lesh.org.ru.

Школа проводится с 23 июля по 24 августа на базе местной сельской школы, в здании которой проводятся занятия и располагаются необходимые помещения (медпункт, библиотека, лаборатории, и т.п.).

Школьники и преподаватели живут в палаточном лагере недалеко от школы, за окраиной деревни. Палатки - не общественные, каждый по возможности старается взять свою. Организаторы собирают информацию о количестве палаток и наличии в них свободных мест, таким образом все школьники, в том числе те, у кого нет своих палаток, будут размещены. При желании (или отсутствии возможности жить в полевых условиях по медицинским соображениям) школьник может спать и в здании школы (обычно в спортзале или в одном из кабинетов).

На каждом отделении школьники одного возраста объединяются в учебную группу. Руководителями каждой учебной группы, обычная численность которой 10-15 человек, являются 1-2 взрослых куратора. Школьники формально подчиняются куратору и к нему же обращаются со всеми вопросами и проблемами. Кураторы отвечают за жизнь и здоровье школьников, следят за дисциплиной, участвуют в организации быта, учебы и досуга школьников.

За вычетом нескольких строго соблюдаемых ограничений (как-то: запрет покидать территорию лагеря без предупреждения, запрет купаться в одиночку, "сухой закон" для всех участников Школы) школьники могут делать, в общем, что хотят. Во внутренней жизни ЛЭШа строго действует принцип: "школьники ничем не отличаются от преподавателей". Обращение между школьниками и взрослыми - только на "ты" (если преподаватель не пожилой человек, но таких единицы), и никаких видимых границ между ними нет вообще. Костров или уголков, где общаются между собой школьники без взрослых, почти не бывает - 90% общения происходит в смешанных компаниях, причем это не организуется специально, а просто так получается. В этом смысле ЛЭШ радикально отличается, например, от пионерского лагеря.

Администрация Школы: директор Школы, директора отделений, завучи, завхоз. Важные решения на Школе принимает педсовет, кроме членов администрации в него входят кураторы и преподаватели.

Учащийся слушают минимум две-три пары в день. Это так называемые обязательные курсы, которые идут первыми двумя (редко - тремя) парами. После обеда начинается так называемое "свободное время" - время, которое можно провести за выполнением научной работы, на факультативе, или пойти, например, на речку. Посещение факультативных курсов -- свободное и не связано с программой отделения (например, школьник-биолог может посещать при желании физические, гуманитарные, математические факультативы). Время после ужина можно проводить точно так же, за исключением разве что походов на речку. В 23:00 в лагере наступает "режим тишины", это не отбой, но в это время нельзя шуметь и будить спящих.

Весь месяц летней школы делится на пять шестидневных промежутков, "циклов". Цикл представляет собой пять дней, когда читаются курсы и выходной, когда по этим курсам нужно сдавать зачеты и можно отдохнуть. В третьем цикле у школьников биологического отделения проходит полевая практика, у других отделений это время может быть посвящено походу или научной работе, при желании в течение полевого цикла школьник может присоединиться к другому отделению (согласовав это со своим куратором).

В конце каждого обязательного курса сдается экзамен, обычно в устной, иногда - в письменной форме. В ходе экзамена от школьника требуется продемонстрировать не только успешное воспроизведение материала во всех подробностях, но и свободное использование этого материала при решении творческих задач, способность свободно рассуждать на предложенную тему с использованием материала данного курса, а также всех ранее изученных учебных курсов, высказывать разумные гипотезы о ходе и особенностях биологических явлений, не обсуждавшихся в рамках изученной программы, но как-то с ней связанных.

Школьник, принявший участие в какой-либо Экологической Школе, допускается на собеседование по набору в следующую Школу только после сдачи на положительные оценки всех экзаменов за предыдущую Школу. Получается, что уровень знаний, достигнутый школьником в ходе обучения на данной Школе, контролируется дважды: на экзаменах по каждому учебному курсу в ходе этой Экологической Школы, и на собеседовании по набору в следующую Школу.

8. Программы комплексного обучающего продуктивного отдыха в каникулярное время – начиная от спортивных туристских маршрутов, оздоровительных, спортивных и трудовых лагерей до исследовательских экспедиций естественнонаучного и гуманитарного профиля, осуществляемых в контакте с научными группами из исследовательских институтов, использованием научных баз вузов; Особенностью реализации этого направления в учреждениях дополнительного образования, в отличие от существующего рынка туристических услуг, предлагаемых коммерческими организациями – наличие образовательных программ, контроль результативности их реализации, привлечение педагогического персонала, знакомого с возрастной психологией и владеющими методиками работы с детьми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: