Как построена наша система отбора и обучения учащихся

Материалы наших курсов рассчитаны на мотивированных и, желательно, подготовленных учеников. Мы специально даем знания на уровне немного «выше» средней планки, так, чтобы ученики стремились совершенствоваться. Исходя из этого, много внимания мы уделяем проблеме отбора мотивированных учеников. Для этого активно используется распространение информации о школе на различных исследовательских школьных конференциях, размещение информации в интернете. Также рассказываем о нашем проекте на различных образовательных конференциях для учителей.

Наше обучение базируется на семестровой схеме. Каждый курс длится от 7 до 12 недель. Всего проводится два семестра в году: весенний (февраль-май) и осенний (сентябрь-декабрь).

Курс состоит из лекций, открывающихся каждую неделю. К каждой лекции идут задания на освоение материала и задания на «подумать». Используются тесты с одним правильным вариантом ответа, тесты с несколькими правильными вариантами ответа, задания со свободным ответом. Таким образом, каждую неделю для ученика оказывается доступной следующая лекция и задания, на выполнение которых отводится неделя. Проверяют задания тьюторы в течении двух дней с момента отправления задания. Тьюторы работают под непосредственным руководством автора курса. Поскольку материал курса довольно сложен для понимания школьников, то мы уделяем много внимания аспекту взаимодействия ученик-тьютор. По любому вопросу, связанному с материалом лекции или задания ученик может проконсультироваться у тьютора, используя электронную почту или ICQ. В конце курса проводится итоговое финальное задание, на котором ученики показывают степень усвоения материала. Лучшие ученики курсов отбираются для участия в международной исследовательской школе под патронажем MILSET (International Research School) для выполнения исследовательских проектных работ.

За время работы проекта «Школа 5+» в нем приняло участие более 650 школьников из 70 различных городов и поселков России, начиная с Владивостока и Магадана, заканчивая Ростовом на Дону, Москвой и Медвежьегорском. По итогам обучения на дистанционных курсах 12 лучших учеников, приняли участие в работе международных исследовательских школ IRS-2008, IRS-2009 и IRS-2010. Шесть участников летних школ учатся в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова.

Наряду с этими востребованными в обществе формами в настоящее время государство выступает заказчиком ряда важных направлений в сфере как основного, так и дополнительного образования, выделяя на это средства и создавая соответствующие управляющие структуры. Среди таких направлений: обеспечение безопасности жизнедеятельности; реализация здоровьесберегающего образовательного процесса; обучение детей с ограниченными возможностями; работа с неблагополучными семьями и др. В учреждениях дополнительного образования разработано большое количество разнообразных образовательных программ в этих областях.

В качестве примера приведем выдержки из программы лагеря «Город безопасный»[16].

 

Педаго­гическим коллективом ДЮЦ «Отрадное» была выдвинута и реализована идея соз­дания профильного межшкольного лагеря «Город безопасный».

В рамках школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) идет теоретическая подготовка учащихся: предвидеть опасность, по возможности из­бегать ее, в противном случае — действо­вать. При этом на реализацию программы ОБЖ в общеобразовательной школе отво­дится лишь по одному часу в неделю во всех 5-х - 9-х классах. Логичным практическим продолжением программы может являться работа с детьми, организованная в канику­лярное время в форме городского лагеря с привлечением компетентных педагогов и специалистов по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и военно - патриотической направленности, психоло­гов - для проведения ситуативных ролевых игр с участием ребят, юристов - по правам и обязанностям подростков, профессиональных пе­дагогов по культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, профориентационной деятельности, специалистов по работе с мо­лодежью - по основам самоуправления.

Содержание дополнительного образо­вания по формированию культуры безо­пасности детей и подростков увеличивает объем, углубляет и расширяет базовые знания школьников, переносит акцент с получения теоретической информации на применение знаний на практике.

Содержание программы лагеря рас­крывает система подпрограмм. Приведем один из вариантов:

1. «Учимся для жизни!» включает в себя реализацию краткосрочных адаптив­ных образовательных программ:

- «Школа самообороны»;

- «Я - тинейджер. Школа первой ме­дицинской помощи»;

- Школа «Права и обязанности под­ростков»;

- «Поем вместе»;

- Интерактивная встреча со специ­алистами Всероссийского Добровольного пожарного общества.

2. «Забота: дети - детям!» предусматривает помощь отрядов лагеря детскому дому № 59.

3. «Все профессии важны!» включает в себя знакомство с профессиями большого города, а именно: экскурсию в пожарную часть, музей МЧС, в конный полк ОПМ ГУВД, экскурсию на Детскую железную дорогу, работу в детском доме.

4. «Нет курению!» содержит меро­приятия по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, спортивно-оздоровительные мероприятия, посещение бассейна.

5. «Мир прекрасен!» включает в себя экскурсию в Шереметевский дворец (Останкино), участие коллектива лагеря в большом празднике «День защиты детей», «День России», «День славянской пись­менности и культуры» и др.

6. «Основы самоуправления» это про­думанная система распределения прав и обязанностей каждого участника лагеря в работе комитетов, Штаба самоуправления, публичного подведения итогов, т.е. система действия, направленная на формирование у детей и подростков основ самоуправления и самоорганизации. В соответствии с профи­лем комитета участниками лагеря разрабо­таны положения о номинациях «Лучший спортсмен лагеря», «Лучший командир ла­геря», «Лучший учащийся лагеря» и т.д.

Такая организация жизнедеятельности де­тей позволяет даже в короткий срок развить у них умения и навыки самосплочения в детские объединения, жизненное пространство которых ориентировано на раз­ностороннее удовлетво­рение многообразных интересов и запросов их личности и создает боль­шой запас прочности как коллективной, так и ин­дивидуальной безопас­ности ситуационного ха­рактера. Данный опыт по своей направленности и содержанию является антиподом группировкам и асоциальным объеди­нениям «детей улицы», которые ориентированы только на обеспечение внутренней безопасности и эмоциональной ком­фортности его членов. Для детей за пределами этих группировок асо­циальные объединения содержат угрозу и опас­ность.

 

Список востребованных форм организации дополнительного образования детей можно продолжить. Представляется перспективным организация на базе учреждений дополнительного образования различных содержательных форм семейного отдыха и досуга (как это происходит на массовых праздниках, проводимых рядом учреждений), развитие экскурсионных программ; создание досугово-образовательных сред для организации свободного времени подростков и др.

Отметим еще одну важнейшую проблему, возникающую в связи с поставленной государством целью обеспечения спроса на дополнительные образовательные услуги со стороны населения. Термин «образовательные услуги» сформировался в 90-е гг. во время повального увлечения рыночной экономикой. Тогда модель рыночной экономики представлялась многим оптимальным инструментом экономического (и культурного!) регулирования развития государства и общества. Сфера образования также попала под влияние этой логики, неявно предполагавшей, что если какое-то направление образования не пользуется спросом детей и родителей, значит оно не нужно. При этом была девальвирована важнейшая функция образования в области стратегического планирования и менеджмента культурных ориентаций населения и подготовки, необходимых для воспроизводства культуры и развития экономики (которая ныне провозглашается высокотехнологичной и инновационной) кадров. С нашей точки зрения, образование в целом не может быть свободным рынком, это важнейшая сфера обеспечения стратегической безопасности нации, главным заказчиком которой должно выступать государство. Это в полной мере относится и к дополнительному образованию.

В этом отношении показательна цитата из Дж. Равена, который является создателем компетентностного подхода в образовании – подхода, в значительной мере обусловленного рыночной задачей адаптации каждого человека к требованиям общества. Он пишет: «потеряла свое значение и вера в рыночную экономику как в способ организованной деятельности. Роль денег сейчас практически сведена на нет. Раньше при помощи денег создавались цели и согласовывались усилия для их достижения. Теперь при помощи денег лишь организуются усилия для достижения целей, которые формируются в результате политических процессов»[17].

Находясь в плену догоняющей модернизации, наше образование ориентируется на те задачи, которые были пройдены и во многом уже отвергнуты западноевропейскими странами. Вопрос в том, является ли этап ориентации прежде всего на рыночную модель исторически необходимым в современном дополнительном образовании, или возможен иной путь – удерживания и развития традиционно сложившихся и перспективных для государства направлений (естественнонаучного, научно-технического, культурологического и др.) с повышением их статуса и необходимым материально-техническим обеспечением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: