Реализация миссии учреждения дополнительного образования на основе субъектно-деятельностного подхода

Сделанный выше обзор задает культурно-историческую канву дополнительного образования. Как было сказано, в нем накоплен значительный потенциал, но многие его ресурсы недостаточно актуализированы для современных условиях. Мы предлагаем путь обновления содержания и развития концепции учреждений дополнительного образования на основе субъектно-деятельностного подхода. Это предполагает выстраивание следующей смысловой цепочки:

§ выдвижение гипотезы относительно миссии и ключевых целей дополнительного образования как отдельного вида образования;

§ определение узловых звеньев содержания дополнительного образования как в целом, так и в рамках отдельных направленностей;

§ проектирование образовательных сред, позволяющих учащимся осваивать это содержание образования; определение условий возникновения и развития в этих средах детско-взрослых содержательных сообществ;

§ проектирование образовательных технологий, способствующих развитию указанных сред и сообществ и освоению детьми содержания образования;

§ определение параметров результативности дополнительного образования и разработка средств ее диагностики на основе понятия о субъектной позиции как главного результата дополнительного образования;

§ распространение и трансляция разработок в образовательной системе на основе создаваемых форм и механизмов работы МГДД(Ю)Т в режиме ресурсного центра.

Развитие субъектности как цель дополнительного образования.

 

Перейдем к изложению нашего взгляда на миссию, цели и задачи современной системы дополнительного образования детей.

Нам наиболее близка позиция В.И.Слободчикова, заявленная им в свое время в докладе на совещании МОПО по аттестации 28.04.99, смысл которого широко воспроизводится в разных формах более поздними авторами (нередко с утратой авторства и первоисточника): «вопрос о дополнительном образовании - это вопрос о полноте образования, вопрос о восполнении основного образования до целого, до полного образования; это вопрос о дополнительных образовательных ресурсах, создающих условия для полноценного развития базовых способностей растущего человека, развитие которых обычная школа в принципе не может обеспечить самостоятельно»[18]. Полное же образование должно стать «универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, - быть не только материалом и ресурсом социального производства, но подлинным субъектом культуры и исторического действия, а главное – субъектом своей собственной жизни».

С нашей точки зрения, дополнительное образование обладает двумя существенными особенностями, которые позволяют ему претендовать на эксклюзивную возможность решать задачи полноты образования, полноценного развития базовых способностей, задачу становления субъектности человека.

Первая - это отсутствие жестко регламентированных требований к содержанию программ, что создает возможность гибко разрабатывать программы в соответствии с потребностями, запросами, возможностями отдельного ребенка, их группы (социальной общности – неформального объединения, художественного коллектива; целевой группы - дети-инвалиды, одаренные дети и др.), что обеспечивает индивидуализированную образовательную траекторию каждого. При этом каждый педагог может сам определить цели и задачи программы, методы ее реализации, что понимается под результатом освоения программы и критерии оценки этого результата, - в соответствии с возможностями и потребностями тех конкретных детей, с которыми он планирует работать. Это в идеале позволяет закрыть весь спектр возможных потребностей детей, в отличие от базового образования, где содержание образовательных программ и результат образования регулируется требованиями образовательных стандартов. Так, например, программа может быть выстроена в логике расширения знаний учащихся и приобретения ими конкретных функциональных навыков в какой-то области, например, программирования. В этом случае результативность будет фиксироваться путем оценки качества разработанной учащимся компьютерной программы, оригинальности принятых им решений, объема привлеченного при работе материала. На том же материале (программирования) может быть поставлена и совсем другая цель – развитие коммуникативных способностей учащихся при реализации коллективного проекта. Результативность будет фиксировать на основе оценки взаимодействия созданных разными учащимися частей общего продукта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: