Из дневника Максима Медведева (Лицей № 1553 «Лицей на Донской»). Нетронутые человеком просторы. Пример субъектного отношения к окружающей действительности в экспедиции

Самое удивительное, что домики жителей Язулы прекрасно вписывались в пейзаж. Вообще люди Алтая гораздо лучше вписываются в окружающий пейзаж. Их дома, мосты, животные, да и они сами гораздо лучше гармонируют с природой. При этом ты не чувствуешь себя приобщенным к природе. Ты чувствуешь разницу между собой и алтайцами, и не понимаешь, стоит ли им завидовать. Их отношению к природе стоит позавидовать. Но их отноше­ния с другими людьми, с внешним миром, в общем-то, ограничивается смотрением телевизора и поездкой в ближайший райцентр. Главное, что они и не представляют, что может быть, что-то больше. И еще у них слишком жесткие правила общения, взаимодействия с природой. Слишком много образов, традиций. Общаться надо душой, а не телом, так мне, во всяком случае, кажется. Еще очень жалко, что последнее поколение знает способы общения с природой, но не уважают их, не считают их важными. А все общение с природой, по-моему, как раз и строится на уважении. Чтобы тебе ответили серьезно, нужно, как минимум задать серьезный вопрос.

Есть надежда, что все-таки из молодежи кто-то осознает важность своего знания. По-моему алтайская культура уникальна хотя бы потому, что при введении и принятии множества новшеств, алтайцы сохранили в быту огромное количество традиций и обычаев. Культура алтайцев сама по себе оригинальна, но в совмещении с русскими традициями и, вообще с достижениями цивилизации, становится гораздо интереснее, скажем скифов или кельтов, которых, тем более сейчас как культуры уже нет. Естественно их изучением надо заняться сейчас.

Как я уже написал, Алтай поражает своей нетронутостью. При огромных природных богатствах, удивительно, что пока лишь немногие додумались "использовать его на благо Отечества". У человека есть привычка, даже потребность гадить. Но когда я попал на Алтай, эта потребность атрофировалась; я правда, не могу сказать, что окончательно...Может быть, реально, какие-то духи хранят Алтай?! Когда русский человек попадает на Алтай, он сам "обалтаевывается", а не "обрусевает" алтайцев. Он может иметь другую религию, тип лица, язык, но он быстро становится частью окружающего мира, и при этом, поведение алтайцев для нас, приехавших ненадолго, ка­жется странным. Хотя я думаю, eсли бы мы приехали на Алтай жить, то мы быстрее бы начали осознавать гармонию окружающего "мирка". И понимая свое ему несоответствие, стали бы под него подстраиваться. Я надеюсь, что даже если я больше не попаду на Алтай, то я сохраню в себе остатки его гармонии.

 

Таким образом снимается проблема дублирования дополнительным образованием содержания общего – в главном фокусе дополнительного образования оказывается параметры личностного, субъектного развития учащихся; задача «довеска» предметных знаний хотя и является в ряде случаев актуальной, фиксируется как второстепенная.

Интуитивно понятным критерием оценки уровня развития субъектной позиции в дополнительном образовании является готовность ребенка, после завершения определенной программы или ее этапа, связно отвечать на вопрос: а почему и зачем он занимается именно этим и именно в этой группе (например, танцами или авиамоделированием), а не в какой-то другой (например, гимнастикой или судомоделированием)? Что лично он хочет получить (своими словами, на уровне своих возрастных потребностей) в результате своих занятий?

Возможные методики оценки уровня развития субъектной позиции приведены нами в специальной главе на основе материалов, подготовленных в рамках реализации проекта «Строим школу будущего»[24].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: