Массовые праздники с элементами интеллектуальной деятельности

В настоящее время в разных городах и селах России стали очень популярны массовые праздники. В каждом более менее населенном пункте стал уже традиционным день города. Проводятся Рождество, Масленица, День знаний и др. Праздники организуются на уровне глав муниципальных образований, на них тратятся значительные деньги, они зрелищны и привлекательны. Наиболее заинтересованными посетителями этих праздников, как правило, становятся дети.

В рамках мероприятий модно использовать элементы традиционной праздничной культуры, нередко к участию в них привлекаются коллективы учреждений дополнительного образования детей, как правило, с песнями и танцами. После таких представлений сверстники и друзья участников коллективов тоже приходят на запись. Но эта форма перспективна и для развития начальной мотивации учащихся к интеллектуальной деятельности и научно-техническому творчеству.

В качестве примера можно привести игровой уголок «Техноград», в течение многих лет организуемый коллективом Дома научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) на традиционной открытой площадке на Дне города и Дне защиты детей в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. Во время праздника организован специальный информационный столик о работе творческих коллективов ДНТТМ, раздаются красочные рекламы, воздушные шарики, ведется запись в учебные группы. Многие ребята становятся увлеченными участниками исследовательских проектов ДНТТМ именно после знакомства с уголками «Технограда».

Интеллектуальные праздники и проекты, реализуемые в стенах ДНТТМ для учащихся московских школ.

Участие происходит в основном в командной форме. На мероприятия приглашаются мотивированные школьники вместе с педагогом, предварительно сообщаются тематика и основные правила участия в мероприятии. В рамках последнего учащиеся выполняют и представляют групповой исследовательский или творческий проект, задания по которому получают, как правило, прямо перед началом. При этой работе ребята на практике осваивают элементы методологии проектирования, исследования, творческого поиска. Такие проекты служат отличным способом мотивации и творческой инициации в области интеллектуальной деятельности.

В качестве примера можно привести следующие праздники и соревнования, организуемые в ДНТТМ:

- проектно-исследовательская игра;

- приключенческий геокешинг;

- интеллектуальный астрономический праздник;

- экологический туринир[38];

- конкурс по мобилографии;

- интеллектуально-герменевтический тренинг.

Существуют также и другие типы интеллектуальных праздников.

Качество участия школьных команд в этих мероприятиях является зачетным показателем их работы по программе Городской экспериментальной площадки «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».

В рамках первых двух компонентов происходит выявление склонности и развитие мотивации к проектно-исследовательской деятельности в рамках разных направленностей дополнительного образования.

Занятия учебных групп дополнительного образования и факультативных курсов с элементами исследовательской деятельности.

В процессе занятий учебных групп происходит освоение основных знаний о предмете деятельности и развитие техник работы с реальными объектами.

Программы дополнительного образования с элементами исследовательской деятельности (см. приложение 3) реализуются в различных направленностях дополнительного образования имеют разные сроки и уровни, которые рассчитаны на детей с 5 по 11 класс с разными способностями и стартовыми возможностями. Требования к программам дополнительного образования приведены в соответствующем разделе.

В рамках программ дополнительного образования широко применяются такие формы организации учебной деятельности как теоретические и семинарские занятия, практикумы, экскурсии, а также выезды и экспедиции в каникулярное время.

Экскурсионные и экспедиционные выезды.

Подобные выезды, как правило, включаются в программы дополнительного образования, но, по сути, являются самостоятельной формой образовательной работы, которые имеют самостоятельный смысл, функции, критерии оценки результативности. Они характерны, прежде всего, тем, что в них собирается экспериментальный материал для проведения собственных исследований. Объект исследований всегда реальный, а не подготовленный в лабораторных условиях специально для определенной цели. Такие объекты предполагают возможность влияния на объект исследования самых разных факторов, не известных также и руководителю, что требует постоянной аналитической работы и развивает личностный контакт учащихся и руководителя.

Работа осуществляется по специальным программам экспедиционных выездов, которые включены в учебный план учреждения и интегрированы в образовательные программы дополнительного образования по направленностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: