«Ижевский радиозавод» прочно занял свое достойное место среди базовых предприятий Федерального Космического Агентства. Он принимает активное участие во всех российских космических программах. На рынке отраслевого приборостроения известен как разработчик и поставщик надежной высокотехнологичной аппаратуры бортовых и наземных радиотехнических комплексов, систем безопасности и автоматики на железной дороге, средств оперативно-технологической связи, навигационной аппаратуры и др.
Масштабное внедрение в повседневную деятельность отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС – одно из самых перспективных и долгосрочных направлений развития приборостроения. Использование космических навигационных систем позволяет решить целый ряд задач на качественно новом уровне, получить значительный экономический эффект от применения в авиации, судоходстве, сухопутном, в частности железнодорожном транспорте, в геодезии, картографии и т.п.
К созданию спутниковых навигационных приемников на ОАО «Ижевский радиозавод» приступили в середине девяностых годов. Сегодня разработано и серийно выпускается целое семейство таких приемников, работающих по сигналам двух глобальных навигационных спутниковых систем – ГЛОНАСС и GPS.
Среди самых свежих ижевских новинок – многоканальный приемник МНП-М3. Он осуществляет автоматический поиск, прием и обработку (включая комбинированную фильтрацию по коду и несущей) сигналов со спутников радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS NAVSTAR (США). Приемник определят координатно-временные параметры объекта в режиме реального времени. МНП-М3 найдет применение в высокоточных навигационных системах, в том числе в системах с высокой динамикой объектов, таких как управление движением железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и других видов транспорта.
Приемник сертифицирован и пригоден для общетехнического и специального применения.
МНП-М3 обеспечивает решение навигационной задачи на объектах с высокой динамикой движения при скоростях до 11 километров в секунду и высотах до 1000 километров над поверхностью Земли. Эти характеристики подтверждены экспериментальными полетами на космических аппаратах «Фотон-М2», «Фотон-М3» и разгонном блоке «Фрегат» при проведении траекторных измерений этих космических аппаратов.
Для обеспечения коммерческого применения ГНСС ГЛОНАСС на предприятии разработана и поставлена на серийное производство система контроля мобильных объектов (СКМО). Система разработана для ведомственных и гражданских потребителей. СКМО предназначена для обеспечения управления при перевозках грузов, мониторинга и оперативного управления транспортными средствами. Мобильный терминал ТМ4-2, установленный на подвижном объекте, определяет его местоположение, контролирует состояние установленных на нем датчиков, обеспечивает канал голосовой связи с диспетчером.
Местоположение объектов определяется по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Информация о местоположении транспортного средства и телеметрические данные о состоянии датчиков по каналу передачи GSM/GPRS передаются в диспетчерский центр. Специальное программное обеспечение позволяет получать на экране монитора оператора отображение положение объекта на фоне электронной карты местности, записывать и хранить навигационную информацию и телеметрические данные о состоянии грузов и транспортных средств, обрабатывать и анализировать ее в течение произвольного периода времени.
Использование СКМО позволяет:
– оптимизировать работу диспетчерских служб;
– снизить затраты на транспортные средства (в том числе эксплуатационные расходы);
– повысить безопасность перевозок ценных и специальных грузов, а также эксплуатации транспортного средства;
– исключить использование транспорта не по назначению; получить эффективный инструмент для анализа работы водителей и транспорта предприятия.
Для нужд ОАО «РЖД» «космическое» предприятие производит аппаратуру систем безопасности движения локомотивов, железнодорожной автоматики, горочной сигнализации – комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ), аппаратуру автоблокировки (АБТЦ-М), бортовую аппаратуру горочной сигнализации (БА-ГАЛС), средства оперативно-технологической радиосвязи (радиостанции РВС-1 и РС-46МЦ) и многое другое.
Применение навигационных приемников производства «Ижевского радиозавода» на железнодорожном и автомобильном транспорте подтвердило их хорошие эксплуатационные характеристики и высокую устойчивость к электромагнитным помехам. Внедрение навигационного оборудования в аппаратуру комплексной локомотивной системы безопасности КЛУБ-У проводилось совместно со специалистами ОАО «НИИАС», под их руководством.
Система КЛУБ-У может использоваться не только на железных дорогах России, но и на стальных магистралях других стран. Система пригодна для установки на любые типы локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава, в том числе и на оборудованные устройствами автоматического управления торможением. Аппаратура КЛУБ-У может применяться на скоростных участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, снабженных путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации, многозначной автоматической локомотивной сигнализацией.
Для «Российских железных дорог» изготовлено и поставлено более двух тысяч систем КЛУБ-У, в состав которых включен навигационный приемник (МНП). Наличие спутникового навигационного приемника в системе позволяет определять положение объекта на местности, отобразить местонахождение локомотива на электронной карте с предупреждением машиниста о приближающихся препятствиях и станциях. МНП обеспечивает машиниста точными параметрами времени и скорости. Кроме того, КЛУБ показывает ему сигналы дальних светофоров, предупреждает о превышении допустимых показателей скорости движения; определяет оптимальный путь торможения; исключает скатывание состава; непрерывно контролирует работоспособность системы торможения; при необходимости включает экстренное торможение и даже следит за… состоянием машиниста. Такой поезд не поедет с выключенной системой безопасности. Если локомотив превысит скорость, сработает аварийное торможение.
Вся аппаратура выполнена на микропроцессорной элементной базе, а параметры движения регистрируются в съемной электронной памяти. Космические технологии, применяемые для производства систем локомотивной безопасности, обеспечили этой аппаратуре не только высокую точность и надежность, сегодня это самое совершенное оборудование, отвечающее мировым требованиям.
Сейчас «Ижевский радиозавод» выполняет два крупных контракта, заключенных с фирмой Siemens, – по оснащению железнодорожной техники аппаратурой КЛУБ-У, а также поездной радиостанцией РВС-1. Согласно одному договору аппаратура устанавливается на локомотивы немецкой фирмы, которые поставляются на Литовскую железную дорогу. По второму – ижевское оборудование будет установлено в рамках проекта Velaro RUS на поезда скоростного движения для линий Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. Средняя скорость движения новых локомотивов составит 250 километров в час. Гарантированная надежность оборудования, выпускаемого предприятием, обеспечивается новейшими схемотехническими решениями, высоким уровнем автоматизации процессов проектирования, производства и испытаний, а также развитой заводской системой управления качеством, сертифицированной по стандарту ISO 9001 и экологическим сертификатом ISO 14001.
Выпускать продукцию мирового уровня, умело используя зарубежный опыт и ориентируясь на российскую действительность, – таков девиз коллектива ОАО «Ижевский радиозавод», стремящегося сделать свое предприятие лучшей приборостроительной компанией России, поставляя потребителям высококачественную продукцию.
Список использованной литературы:
1.Сайт: www.eav.ru
2.. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р)
3. Официальный сайт ОАО "РЖД" - http://rzd.ru/
/