Архитектура и градостроительство Центральной Азии в XIV-XVII веках

Архитектура и градостроительство

Центральной Азии в XIV-XVII вв.

 

Ташкент 2010 г.



Регистан

 

Соборная мечеть Кок-Гумбаз («Голубой купол»)


 


Погребальный комплекс Дараут–Тиловат («Дом созерцания»)



Архитектура и градостроительство Центральной Азии в XIV-XVII веках

В истории искусства всего мусульманского мира одну из ярчайших страниц вписало искусство Средней Азии. Архитектура в Узбекистане начала зарождаться во II тысячелетии до нашей эры, в эпоху бронзы. Расцвет градостроительства приходится, наконец, 14 - начало 15 вв. Дороги и центральные улицы выравнивались и совершенствовались, создавались самые разнообразные ансамбли площадей, улиц и древних захоронений. В период правления династии Тимуридов монументальная архитектура была в основном сосредоточена в Самарканде, Бухаре и Шахрисабзе. Сооружения этого периода отличаются своими величественными масштабами, дерзостью инженерных решений и пышностью украшений. Архитектура являлась сочетанием творческих сил мастеров из Средней Азии, а также Ирана, Азербайджана и Сирии. Разнообразие архитектурных стилей было заранее определено пересечениями караванных дорог, торговых путей, контактов между людьми в регионе и существованием Великого Шелкового пути - артерии международного общения.

Дошедшие до нашего времени монументальные здания Самарканда, воздвигнутые при Тимуре и его преемниках, принадлежат к знаменитым памятникам мировой архитектуры эпохи средневековья. Среди них комплекс усыпальниц, (мавзолеев) духовенства и знати Шах-и-Зинда 14— первая половина I5в. Расположенные по крутому спуску холма, мавзолеи представляют собой небольшие портально-купольные сооружения, близкие по характеру, но не повторяющие целиком один другого. Ансамбль создает возвышенный поэтический образ. Архитектурный декор здесь доведен до совершенства. Бесчисленными переливами сверкают поливные изразцы голубых куполов и порталов, покрытых разнообразным узором. Сочетание простых архитектурных форм с изощренной декоративной фантазией придает ансамблю Шах-и-Зинда неповторимое очарование. С 15 в. многоцветное декоративное убранство становится неотъемлемой частью зданий.

Гордостью Самарканда была соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и получившая в народе название Биби-Ханым. Ее строительство было начато в 1399 и закончено в 1404 г. В своем первоначальном облике она представляла сложный архитектурный ансамбль, включающий стройные минареты, портально-купольные здания, грандиозные входные порталы. Главным зданием ансамбля, противостоящим входу, была мечеть с огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами и увенчанная бирюзовым, как бы сливающимся с небом куполом. Особой величественностью, гармоническим чувством пропорций отличался интерьер. Мечеть Биби-Ханым свидетельствует о смелости замысла и мастерстве создавших ее зодчих, она имела обширный двор 78 на 64 метра, обведенный галереями с 389-ю куполами и арками на мраморных колоннах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: