Тема 2. «Развитие взглядов на менеджмент»

Развитие менеджмента в прошлом и настоящем.

Практика управления стара так же, как и организация, а это означает, что она очень древняя. Эволюционный процесс перехода от доисторического периода к социо генезу исследуется учеными до сих пор, хотя еще в прошлом веке была достаточно хорошо изучена начальная форма общественного устройства — родовая организация. «Родовая организация, — писал Л. Морган, — представляется нам одним из древнейших и наиболее широко распространенных учреждений человечества. Она явилась почти универсальной основой социального строя древнего общества». Далее Л. Морган приходит к выводу о том, что именно родовой организацией заложены основы управления. Ученые исследовали организационную структуру доклассового общества и выявили основные черты начального управления. Этим вопросам были посвящены труды многих известных ученых (Л. Моргана, И. Бахофена, М. М. Ковалевского, Дж. Мак-Леннана, Г. Маурера, Ф. Энгельса и др.), которые дали на них ответ. Известно, что организационная структура доклассового общества не была сложной, но органы управления все же имели свои характерные особенности. Упрощенную модель организационной структуры и органов управления в доклассовом обществе можно представить графически (, главным звеном, основной социальной ячейкой родового общества является племя. Органы управления всех иерархических уровней действовали публично в целях объективного решения вопросов — т. е. управление было демократическим.

Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.

Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности.

Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

 В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход.

Между историей развития менеджмента как науки и историей развития систем управления нельзя ставить знак равенства, но как прямая, так и обратная связь между ними существует.

Отличия древних организаций от современных:

Мелкая в древний период – крупная сейчас; малое количество руководителей среднего звена в древности – большое их количество сейчас; управление у древних не отделено от исполнения – сейчас отделено; управление у древних – это результат захвата власти, а теперь – результат выдвижения, соблюдения при этом законности и порядка; принимающих решение людей у древних мало – сегодня их много; у древних в управлении очевиден упор на приказ и интуицию – сейчас на коллективную работу и рациональность.

Школа научного управления.

Научная школа (или традиционная) школа управления. Тейлор. Основное внимание исследователей этой научной школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления организации:

1) повышение производительности и эффективности труда;

2) нормирование труда;

3) работа с кадрами;

4) мотивация труда работников;

5) разрешение социальных проблем.

Школа науки управления (количественная)  в менеджменте (1950 – по настоящее время)

Математика, статистика, инженерные науки и связанные сними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.

Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными. Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористкого подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемой человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследований операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.

Тема3. «Методология современного менеджмента»

Назовите основополагающие подходы к изучению менеджмента

1.Теоретические основания применения методологических подходов к изучению проблем менеджмента.

2.Диалектико-материалистический подход.

3.Историко-генетический подход.

4.Бихевиористский подход.

5.Ситуационный подход.

6.Количественный подход.

7.Процессный подход.

8.Деятелъностный подход.

9.Структурно-функциональный подход.

10.Постмодернистский подход.

11.Системный подход.

Классификация функций менеджмента.

Анри Файоль в 1905 г. выделил основные функции менеджмента.

1. Планирование.

2. Организация.

3. Мотивация.

4. Контроль.

5. Координация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: