Пар.32:19. И говорили о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, – изделии рук человеческих

Вторая книга Паралипоменон

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

 

Глава 32

Нашествие Сеннахирима на Иудею при Езекии

Укрепление Иерусалима Езекиею и ободрение им народа. 9–19. Завоевательные планы Сеннахирмма и его издевательства над религией Иеговы. 20–23. Чудесное поражение Сеннахирима. 24–26. Болезнь и чудесное исцеление Езекии, его грех тщеславия и покаяние. 27–33. Богатство и могущество Езекии, его смерть и погребение.

Пар.32:1. После таких дел и верности, пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе.

Пар.32:2. Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима,

2Пар.32:3. тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засы́пать источники воды, которые вне города, и те помогли ему.

2Пар.32:4. И собралось множество народа, и засы́пали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся].

2Пар.32:5. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов.

2Пар.32:6. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал:

2Пар.32:7. будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним;

Пар.32:8. с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского.

2Пар.32:9. После сего послал Сеннахирим, царь Ассирийский, рабов своих в Иерусалим, – сам он стоял против Лахиса, и вся сила его с ним, – к Езекии, царю Иудейскому, и ко всем Иудеям, которые в Иерусалиме, сказать:

Пар.32:10. так говорит Сеннахирим, царь Ассирийский: на что вы надеетесь и сидите в крепости в Иерусалиме?

Пар.32:11. Не обольщает ли вас Езекия, чтобы предать вас смерти от голода и жажды, говоря: Господь Бог наш спасет нас от руки царя Ассирийского?

Пар.32:12. Не этот ли Езекия разрушил высоты Его и жертвенники Его, и сказал Иудее и Иерусалиму: пред жертвенником единым поклоняйтесь и на нем совершайте курения?

Пар.32:13. Разве вы не знаете, что сделал я и отцы мои со всеми народами земель? Могли ли боги народов земных спасти землю свою от руки моей?

2Пар.32:14. Кто из всех богов народов, истребленных отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? Как же возможет ваш Бог спасти вас от руки моей?

Пар.32:15. И ныне пусть не обольщает вас Езекия и не отклоняет вас таким образом; не верьте ему: если не в силах был ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасет вас от руки моей.

2Пар.32:16. И еще многое говорили рабы его против Господа Бога и против Езекии, раба Его.

2Пар.32:17. И письма писал он, в которых поносил Господа Бога Израилева и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей.

2Пар.32:18. И кричали громким голосом на Иудейском языке к народу Иерусалимскому, который был на стене, чтоб устрашить его и напугать его, и взять город.

Пар.32:19. И говорили о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, – изделии рук человеческих.

O нашествии Сеннахирима 2 Паралипоменон сообщает лишь краткие известия, всецело предполагающие известным своим читателям подробное повествование об этом предмете (4Цар. 18:13–19); (см. Толков. Библию т. II, с. 522–526). Однако некоторые черты рассказа 2 Паралипоменон заключают в себе нечто новое в сравнении с рассказом 4 Царств и, очевидно, взяты свящ. писателем из бывшего под его руками летописного источника, как показывает архивно-документальный характер этих дополнительных сведений.

Поводом к нашествию Сеннахирима на Иудею и Иерусалим (ст. 1) послужил, вероятно, отказ Езекии от дани ассирийскому царю (4Цар. 18:7). О хронологии события см. примеч. к (4Цар. 18:13) – Толков. Библия т. II. Предметом завоевательных стремлений Сеннахирима были вообще «укрепленные города Иудеи", по LXX ἐπὶ τὰς πόλεις τάς τειχήρεις, т.е. окруженных стенами (ср. Лев. 25:29), в которых обычно устроились башни.

Книга 4 Царств, упомянув, согласно со 2 Паралипоменон, об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил (4Цар. 18:14–16), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2 Паралипоменон не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, – восполняя рассказ 4 Царств, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян – посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, напр., Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало (Пс. 45:5); по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе "поток, (евр. /нахал/) протекавший по стране» (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона – Силоама см. примеч. к (3Цар. 1:33); Толков. Библия II).

Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме (2Пар. 32:3–4, 30), и другие библейские свидетельства: (4Цар. 20:20; Ис. 22:9–11; Сир. 48:19). С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейско-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см. Толков. Библию II, с. 528).

Другим важным предприятием Езекии – в оборонительных же целях – было (ст. 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, «первой» стены (ср. 3Цар. 3:1, 9:15) и начало постройки «второй» внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией (2Пар. 33:14), эта «вторая» стена, по И. Флавию (Иуд. Война V, 4, 2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот (Неем. 3:1, 12:39; Зах. 14:10; Иер. 31:37); см. «Богословская Энциклопедия». Спб. 1906, т. VI, с. 450 и д.

Об укрепленном Езекиею Милло (ст. 5), см. примеч. к (3Цар. 9:15); Толков. Библия II. Вместе с тем Езекия сделал большой запас вооружения в Иерусалиме.

Но, как царь благочестивый, Езекия не возлагает надежды на все эти человеческие средства защиты, напротив, обращает мысль свою и своих подданных к Богу, в надежде на благодатную помощь свыше, высказывая (ст. 7), подобно пророку Елисею (4Цар. 6:16), убеждение в превосходстве силы небесных защитников народа Божьего над земными врагами его, и выражая (ст. 8), подобно пророку Исайи (Ис. 31:3), твердую уверенность в несравнимом преимуществе духовной силы Иеговы перед плотской силой даже могущественнейшего врага (ср. Иер. 17:5).

В обращении ассирийского царя к жителям Иерусалима (ст. 9–19) различается с одной стороны устная беседа посланцев Сеннахирима с иудеями (ст. 10–16) и с другой стороны – письма ассирийского царя в Иерусалим (ст. 17–19). Но и то и другое, в существенном, совпадает с изложенной в (4Цар. 18:19–25, 27–35) речью Рабсака (см. Толков. Библию т. II, стр 522–524), с немалочисленными, однако, отличиями в стиле и изложении.

О молитве Езекии (ст. 20) подробнее говорится в (4Цар. 19:1, 14–19); молитва же пророка Исайи, по крайней мере, предполагается общим смыслом рассказа (4Цар. 19:3–8) и кн. пророка Исайи (Ис. 37:3–7).

Пар.32:21. И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и когда пришел в дом бога своего, – исшедшие из чресл его поразили его там мечом.

2Пар.32:22. Так спас Го­с­по­дь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сен­нахирима, царя Ассирийского, и от руки всех и оберегал их отовсюду.

Сн. (4Цар. 19:35–37). См. Толков. Библию т. II. Убийцы Сеннахирима во (2Пар. 32:21) названы общим термином: «исшедшие из чресл его», тогда как в (4Цар. 19:37) они определенно названы сыновьями его и указаны сами имена их. LXX, Vulg. слав. и во 2 Паралипоменон добавляют "сыновья".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: