Раздел 5. Инновации в обеспечении безопасности туристов

Важной сферой разработки инновационных решений, имеющих порой неоднозначное восприятие в обществе, является обеспечение безопасности туристов, прежде всего, на транспорте.

Разрабатываются новые, более комфортные и эффективные методы спецконтроля авиапассажиров. Например, микроволновый сканер способен за несколько секунд идентифицировать частицы металла, керамики, пластика, дерева и любого другого материала, спрятанные на теле человека. Это происходит за счет излучения, проникающего в тело на глубину до 2 мм, которое примерно в 10 тысяч раз слабее, чем мощность излучения сотового телефона. Детектор абсолютно безопасен для здоровья, так как сканирование производится радиоволнами, сходными с биологическими волнами человека. Действие системы безвредно для людей, использующих кардиостимулятор. В новом оборудовании используется специальная программа автоматического распознавания оружия, мобильных телефонов и прочих предметов, особо значимых при осуществлении досмотра службами авиационной безопасности, сообщается в релизе аэропорта.

Однако при использовании подобных технологий на дисплее инспектора может отображаться человеческое тело во всех анатомических подробностях, что обуславливает правовые и этические проблемы распространения соответствующих технологий. Более того, предполагается хранить полученные сканы в базе данных, к которой, не смотря на все усилия по обеспечению конфиденциальности, могут получить доступ злоумышленники.

Предлагаются и альтернативные способы выявления потенциально опасных пассажиров, особо популярны среди них методы, основанные на анализе голоса. В числе первых соответствующий прибор был предложен израильской компанией «Немсиско». Он выявляет в человеческом голосе такие «сигнальные» для служб безопасности эмоции, как агрессивность, страх, сомнение и тому подобные. Для того чтобы пройти быструю проверку, как, например, при входе в автобус или поезд, достаточно лишь произнести имя. Пассажиры самолетов отвечают на несколько вопросов, после чего направляются системой по зелёному или красному коридору. Время контроля одного пассажира составляет от 30 до 90 секунд. Несмотря на то, что большинство людей традиционно нервничают перед полетом, система реагирует лишь на «крайние» степени эмоций и практически не дает сбоев. Система успешно диагностирует случаи, представляющие оперативный интерес.

Развиваются технологии, основанные на анализе запахов: для того чтобы попасть на борт, пассажиру надо будет пройти не только через рамку металлодетектора, но и через арку газоанализатора. Проход через газоанализатор или, проще говоря, «электронный нос» практически не отнимает времени у пассажира. Десятки струй сдувают с одежды и волос микроскопические частицы пыли, и уже через несколько секунд сотрудник службы безопасности видит результат на мониторе. Прибор запоминает не только индивидуальный запах, но и лицо каждого пассажира – три фотографии целый месяц хранятся в компьютере. «Нос» чует большинство видов взрывчатки, в том числе гексоген, пластит и тротил, а если перепрограммировать – то и наркотики.

Более радикальное устройство, способное обезвреживать потенциальных террористов, предложено израильским изобретателем Амитом Вейсманом. Устройство представляет собой обыкновенный сканер, при помощи которого охранники определяют наличие у человека взрывчатки или массивных металлических предметов. Однако в этот сканер также вмонтирован электрошок. Изобретатель решил, что в случае, если детектор определит, что пассажир при себе имеет взрывчатые вещества, и подаст громкий сигнал, то у охраны может не остаться времени, чтобы обезвредить этого человека. Если тот окажется террористом, то он немедленно приведет взрывное устройство в действие. Чтобы этого не произошло, изобретатель сделал сигнал о наличии взрывчатки слабым, а из корпуса сканера наружу вывел контакты электрошока – охранник, обнаруживший, что пассажир может быть террористом, обезвредит его до того, как тот поймет, что его раскрыли. При этом в описании прибора подчеркивается, что он не сможет убить человека – только обезвредить его на некоторое время. Эта мера предосторожности предусмотрена на случай, если пассажир будет иметь право перевозить с собой запрещенные вещества, или если у него будет при себе какой-нибудь крупный, но неопасный металлический предмет.

Фундаментальнее всего к проблеме авиатерроризма подошли, пожалуй, в США. Каждый авиапассажир, прибывающий в эту страну, получит так называемый террористический рейтинг. На основании рассчитанного компьютером рейтинга службы безопасности смогут проводить дополнительные проверки и задерживать подозрительных лиц. Пассажиры не смогут выяснить свой рейтинг или оспорить его в случае ошибки. После присвоения данные о нем будут храниться в течение 40 лет. Как сообщается, для вычисления уровня потенциальной террористической угрозы каждого пассажира будет использоваться любая доступная информация. В частности, компьютер проанализирует происхождение пассажира, совершенные им полеты, способ оплаты билета, сведения о нарушениях правил дорожного движения, номер автомобиля, предпочтения по размещению в салоне и съеденные во время полета блюда.

Оригинальную разработку предполагается внедрить в прибрежных городах Бельгии: на пляжах поставят видеокамеры для наблюдения за отдыхающими. Они будут сканировать лица туристов и всех появляющихся в пляжной зоне. Потом эти изображения предполагается сличать с базой криминальных данных.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: