Основные требования к оценке знаний

В истории разработки системы оценок в школе можно отметить три поворотных момента: май 1918 года, когда был принят декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся; сентябрь 1935 года, когда в школах было установлено пять словесных оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»; и январь1944 года, когда было принято решение о замене применявшейся в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения цифровой пятибалльной системой.

Отметка - результат оценочного суждения, выраженное баллом.

Вопрос об оценке знаний является одним из самых спорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Он вызывает в практике работы много затруднений. Оценка является сильным стимулирующим средством и имеет большое воспитательное значение при условии, если она правильно применяется учителем.

Оценка в школе характеризует только знания учащихся. Она не должна быть наградой или средством наказания. Поощрением или порицанием должны служить слова и указания учителя в связи с выставлением оценки.

Оценки должны выставляться объективно. Опасен как либерализм- завышение оценок, так и чрезмерная строгость.

В наиболее общей форме можно сказать, что балл «5» ставиться ученику за знания в полном объеме требований, предъявляемых программой; балл «4»- за знания в объеме требований программы с небольшими отклонениями; балл «3»- за знания, которые позволяют ученику дальше работать; балл «2» ставиться тогда, когда уровень знаний не позволяет ученику продвигаться по программе дальше.

При выставлении оценок за четверть большую роль должно играть повседневное наблюдение учителя за учащимися. Оценку нельзя выводить как некое среднее арифметическое. Оценке подлежит вся работа за четверть, отношение ученика к работе, его активность на уроке, участие в коллективной работе, проявленные им знания при фронтальной неоцениваемой работе и т.п.

При проведении школьных экзаменов учителю, наоборот, мешает, что он хорошо знает каждого ученика. Учителю бывает иногда трудно поставить нужную оценку ученику, хорошо работавшему в году, за неудачный ответ на экзамене, равно как и высокую оценку заведомо лентяю, случайно вытянувшему «счастливый билет». Очень часто бывает, что в этих случаях учитель начинает задавать вопросы, стараясь дать возможность сильному ученику показать свои знания и проверяя дополнительно знания слабого ученика. Во многом именно поэтому и происходит почти полное совпадение экзаменационных оценок с годовыми.

При выведении четвертных и годовых оценок должен быть дифференцированный подход к оценкам по разным предметам.

По таким предметам, где изучаются самостоятельные, не связанные между собой органически темы, как история, география, биология, все оценки, полученные в начале четверти или в начале года и в конце, имеют относительно равную весомость.

 По ряду предметов, где имеется взаимосвязь между новыми и старыми знаниями (например, в русском и иностранном языках, математике и некоторых других), последние оценки имеют большое, почти решающее значение, ими поэтому и нужно руководствоваться при выполнении обобщающих оценок.

Формой итоговой оценки работы ученика, наивысшего поощрения за весь период обучения в школе является награждение учащегося серебренной и золотой медалями. Получение золотой медали предоставляет учащемуся ряд льгот при поступлении в высшее учебное заведение.

Научные исследования по проблеме проверки и оценки знаний больше пока касались форм и методов проверки знаний, а не сущности самого процесса контроля. Поэтому к настоящему времени в широком дидактическом плане наиболее разработанной областью является сами методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, а также разработка норм оценивания служит хорошей основой для глубокого осмысления и обобщения этих рекомендаций с позиции дидактики, нахождения путем их сближения и разумной унификации на основе наиболее общих показателей.

Перспективны исследования в области программированного контроля, позволяющего с помощью заданий тестового типа за единицу времени проверить знания у большого числа учащихся.

Особое значение приобретает обучение учащихся приемам самоконтроля и оценки в связи с возрастанием объема самостоятельной работы по приобретению новых знаний в условиях непрерывного образования.

В целом вся работа в области проверки и оценки знаний учащихся требует к себе в настоящее время особенно большого внимания /3/.

 

 3 Проектирование педагогических тестов для контроля знаний

История проверки знаний и способностей с помощью различных заданий насчитывает около 4 тысяч лет. Однако если исходить из научного определения педагогических тестов, то время их появления- начало ΧΧ веке. Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности. В зависимости от длительного контролирующего периода обучения тестовый контроль знаний может быть текущим, тематическим, рубежным, итоговым и заключительным.

Его проведение связано с выполнением основных педагогических функций (диагностической, обучающей, воспитывающей, организующей) и принципов (объективности, гласности, научности, систематичности, эффективности). В США ежегодно знания и способности всех членов общества проверяются с помощью 47 млн. тестовых бланков, выпускающихся 400 тестовыми компаниями. Педагогическое тестирование в настоящее время становиться одной из самых актуальных информационных технологий образования.

Разработка теста начинается с введения, в котором описывается проблемная ситуация при контроле знаний по изучению дисциплины, наличие педагогических тестов, их достоинства и недостатки, адекватность реальной ситуации и проблемы применения. Далее излагаются цели, которые ставятся при разработке и применении данного теста, и задачи, решаемые при достижении поставленных целей. Затем автор описывает предполагаемый контингент для тестирования, время и условия применения теста.

На следующем этапе авторы формируют требования к знанию исходного раздела или темы. Здесь приводятся операционное описание раздела или темы. Здесь приводятся операционное описание приобретаемых знаний, умений и навыков, определений или формул, умения применять их для решения задач, предоставлять материал на графиках и схемах, компьютерных, библиографических или лингвистических навыков.

На очередном этапе проектирования требуется перечислить содержание теста по контролируемому разделу программы курса. На более важные компоненты программы необходимо привести больше вопросов для контроля, для обоснования выбора которых можно воспользоваться формализованной методикой логического анализа учебного материала, конкретизированной для рассматриваемой задачи.

Следующим шагом является перевод контрольных вопросов в контролирующие задания педагогического теста. В отличие от обычных вопросов, имеющихся в экзаменационных билетах, здесь речь идет о системе более дробных, коротких, взаимосвязанных между собой общей логикой заданий, отвечающих определенным научно обоснованным критериям качества. Задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, - они сформированы в форме утверждений, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или логичные высказывания. Последние легко кодируются двоичным кодом (1 или 0) и используются для дальнейшей обработки.

Необходимо отметить, что в состав теста включается только те задания, которые выражают его системные свойства. Согласно этим свойствам задания должны быть краткими по форме и четкими по содержанию. Они должны отличаться друг от друга по сложности и располагаться в тесте в порядке ее возрастания. Задания, имеющие определенный порядковый номер в тесте, должны обладать заданной дифференцирующей способностью (т.е. способностью отсекать заданный процент испытуемых), которая аппроксимируется моделью нормального закона распределения. Задания должны удовлетворять свойству предметной чистоты, обычно выявляемому посредством корелляционного анализа. Полученные задания должны пройти внутреннюю экспертизу, на предметную и лингвистическую корректность, в результате чего одни из них удовлетворяют, другие корректируются, а третьи заново вводятся в тест.

Эффективность тестового контроля зависит не только от качества заданий и от методов сравнения результатов, так как разные тесты имеют разное число заданий и при интегрировании оценок сумма баллов не несет объективной информации.

Процедуру тестирования и обработку тестовых результатов желательно проводить с помощью современных компьютерных средств. В настоящее время начинают разрабатывать оболочки тестовых программ, позволяющих автоматизировать процесс проверки знаний и умений испытуемых. К сожалению, они, как правило, не обеспечивают необходимого для качественных тестов уровня надежности и валидности. Статистическую обработку результатов тестирования удобно проводить с помощью специализированных табличных процессов SUPERCALK ИЛИ EXEL /9/.

Разработанная тестирующая программа «Ассоль» содержит 20 вопросов, которые рассчитаны на проверку знаний у учащихся старших классов. Тесты представлены в форме закрытого типа с линейной структурой. Время, затрачиваемое на проведение тестирования- 20 минут (по 1 минуте на вопрос). Вопросы выдаются по очереди с возможностью возврата к предыдущему вопросу, а также с возможностью предварительной проверки правильности ответа на вопрос (F2+ Enter). Также программа имеет звуковое сопровождение (при неправильном ответе издается звук «бип»). Тестирование с помощью этой программы рекомендуется проводить в середине урока, для того чтобы провести инструктаж по пользованию программой в начале урока, и, получив сведения о результатах тестирования дать возможность учащимся, которые «плохо» ответили на вопрос пройти тестирование еще раз. Программа «Ассоль» является очень простой в использовании, так как все указания отображаются на экране компьютера в информационном поле. Также программа содержит поле вопроса, поле ответа, скрытое поле качества ответа и кнопку управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочный план

Тема: Итоговая проверка знаний

Цель:

Контролирующая- провести итоговую проверку знаний, умений и навыков у учащихся по информатике.

Методы обучения: тестирование с применением компьютера

Материально- техническая база:

Технические средства- ППЭВМ Pentium II

Программное обеспечение: тестовая программная оболочка

Ход урока:

1. Организующее начало урока- 3 минуты

2. Вводный инструктаж по выполнению тестовых заданий на компьютере- 3 минуты

3. Проведение теста- 20 минут

4. Проверка результатов тестирования и сообщение их классу- 10 минут

5.1 Заключительный инструктаж- 1 минута

5.2 Подведение итогов работы учащихся- 1 минута

5.3 Сообщение учащимся о наиболее типичных ошибках при выполнении заданий- 2 минуты

5.4 Занесение оценок в журнал и информация об этом учащихся- 2 минуты

5.5 Информация о домашнем задании- 2 минуты

 

Вариант 1

1. Массовое производство персональных компьютеров началось…….

1) в 40-е годы

2) в 50-е годы

3) в 80-е годы

4) в 90-е годы

2. За основную единицу измерения количества информации принят

1) 1 бод

2) 1 бит

3) 1 байт

4) 1 Кбайт

3. Как записывается десятичное число 5 в двоичной системе счисления?

1) 101

2) 110

3) 111

4) 100

4. Производительность работы компьютера (быстрое выполнения операций) зависит от……..

1) размера экрана дисплея

2) частоты процессора

3) напряжения питания

4) быстроты нажатия на клавиши

5. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?

1) принтер

2) монитор

3) системный блок

4) модем

6. Файл- это…….

1) единица измерения информации

2) программа в оперативной памяти

3) текст, распечатанный на принтере

4) программа или данные на диске, имеющие имя

7. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает……

1) все стороны данного объекта

2) некоторые стороны данного объекта

3) существенные стороны данного объекта

4) несущественные стороны данного объекта

8. Свойством алгоритма является…….

1) результативность

2) цикличность

3) возможность изменения последовательности выполнения команд

4) возможность выполнения алгоритма в обратном порядке

9. Что изменяет операция присваивания?

1) значение переменной

2) имя переменной

3) тип переменной

4) тип алгоритма

10. Минимальным объектом, используемым в текстовом редакторе, является…….

1) слово

2) точка экрана (пиксель)

3) абзац

4) знакоместо (символ)

11. Сколько существует различных кодировок букв русского алфавита?

1) одна

2) две (МS-DOS, Windows)

3) три (МS-DOS, Windows, Macintosh)

4) пять (МS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO)

12. Инструментами в графическом редакторе являются……

1) линия, круг, прямоугольник

2) выделение, копирование, вставка

3) карандаш, кисть, ластик

4) набор цветов (палитры)

13. Растровый графический файл содержит черно- белое изображение (без градаций серого) размером 100х100 точек. Каков информационный объем этого файла?

1) 10000 бит

2) 1000 байт

3) 10 Кбайт

4) 1000 бит

14. В состав мультимедиа- компьютера обязательно входит……

1) проекционная панель

2) CD-ROM, дисковод и звуковая плата

3) модем

4) плоттер

15. В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в эту группу?

1) 6

2) 5

3) 4

4) 3

16. Основным элементом реляционной базы данных является……

1) поле

2) форма

3) таблица

4) запись

17. Модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с, может передать две страницы текста (3600 байт) в течении ……

1) 1 секунды

2) 1 минуты

3) 1 часа

4) 1 дня

18. Какой из способов подключения к Интернет обеспечивает наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам?

1) удаленный доступ по коммутируемому телефонному каналу

2) постоянное соединение по оптоволоконному каналу

3) постоянное соединение по выделенному телефонному каналу

4) терминальное соединение по коммутируемому телефонному каналу

19. Запись и считывание информации в дисководах для гибких дисков осуществляется с помощью……

1) магнитной головки

2) лазера

3) термоэлемента

4) сенсорного датчика

20. Какое действие не рекомендуется производить при включенном компьютере?

1) вставлять/ вынимать дискету

2) отключать/ подключать внешние устройства

3) перезагружать компьютер, нажимая на кнопку Reset

4) перезагружать компьютер, нажимая на клавиши Ctrl+Alt+Del

 

Вариант 2

1. Общим свойством маши Бэббита, современного компьютера и человеческого мозга является способность обрабатывать…….

1) числовую информацию

2) текстовую информацию

3) звуковую информацию

4) графическую информацию

2. Чему равен 1 байт?

1) 10 бит

2) 10 Кбайт

3) 8 бит

4) 1 бод

3. Как записывается десятичное число 6 в двоичной системе счисления?

1) 101

2) 110

3) 111

4) 100

4. При выключении компьютера вся информация стирается……..

1) на гибком диске

2) на CD-ROM диске

3) на жестком диске

4) в оперативной памяти

5. В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны?

1) от экрана вперед

2) от экрана назад

3) от экрана вниз

4) от экрана вверх

6. Файловую систему обычно изображают в виде дерева, где «ветки»- это каталоги (папки), а «листья»- это файлы (документы). Что может располагаться непосредственно в корневом каталоге, т.е. на «стволе» дерева?

1) каталоги и файлы

2) только каталоги

3) только файлы

4) ничего

7. Результатом формализации процесса является……

1) описательная модель

2) математическая модель

3) графическая модель

4) предметная модель

8. Какой из документов является алгоритмом?

1) правила техники безопасности

2) инструкция по получению денег в банкомате

3) расписание уроков

4) список класса

9. Переменная в программировании считается полностью заданной, если известны ее……

1) тип, имя

2) имя, значение

3) тип, значение

4) тип, имя, значение

10. В процессе редактирования текста изменяются…….

1) размер шрифта

2) параметры абзаца

3) последовательности, символов, слов, абзацев

4) параметры страницы

11. Сколько существует различных кодировок букв латинского алфавита?

1) одна

2) две (МS-DOS, Windows)

3) три (МS-DOS, Windows, Macintosh)

4) пять (МS-DOS, Windows, Macintosh, КОИ-8, ISO)

12. Палитрами в графическом редакторе являются……

1) линия, круг, прямоугольник

2) выделение, копирование, вставка

3) карандаш, кисть, ластик

4) набор цветов (палитры)

13. Растровый графический файл содержит черно- белое изображение с 16 градациями серого цвета размером 10х10 точек. Каков информационный объем этого файла?

1) 100 бит

2) 400 байт

3) 400 бит

4) 100 байт

14. Звуковая плата с возможностью 16- битового двоичного кодирования позволяет воспроизводить звук с……

1) 8 уровнями интенсивности

2) 16 уровнями интенсивности

3) 256 уровней интенсивности

4) 65536 уровней интенсивности

15. В электронных таблицах выделена группа ячеек А1:С2. Сколько ячеек входит в эту группу?

1) 6

2) 5

3) 4

4) 3

16. База данных представлена в табличной форме. Запись образует……

1) поле в таблице

2) имя поля

3) строку в таблице

4) ячейку

17. Модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с, за 1 секунду может передать ……

1) две страницы текста (3600 байт)

2) рисунок (36 Кбайт)

3) аудиофайл (360 Кбайт)

4) видеофайл (3,6 Мбайт)

18. Электронная почта (e-mail) позволяет передавать……..

1) только сообщение

2) только файлы

3) сообщение или приложенные файлы

4) видеоизображение

19. HTML (Hyper Text MarKup Language) является……

1) сервером Интернет

2) средством создания Web- страницы

3) трансметром языка программирования

4) средством просмотра Web- страницы

20. Максимальная скорость передачи информации по качественной коммутирующей телефонной линии может достигать…….

1) 56,6 Кбит/с

2) 100 Кбит/с

3) 1 Mбит/с

4) 1 Mбайт/с

 

Вариант 3

1. Первые ЭВМ были созданы…….

1) в 40-е годы

2) в 60-е годы

3) в 70-е годы

4) в 80-е годы

2. Чему равен 1 Кбайт?

1) 1000 бит

2) 1000 байт

3) 1024 бит

4) 1024 байт

3. Какое количество информации содержит один разряд шестнадцатеричного числа?

1) 1 бит

2) 4 бита

3) 1 байт

4) 16 бит

4. Как записывается десятичное число 7 в двоичной системе счисления?

1) 101

2) 110

3) 111

4) 100

5. какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?

1) CD-ROM

2) жесткий диск

3) дисковод для гибких дисков

4) микросхемы оперативной памяти

6. В целях сохранения информации гибкие диски необходимо оберегать от…….

1) холода

2) света

3) магнитных полей

4) перепадов атмосферного давления

7. Системная дискета необходима для……

1) первоначальной загрузки операционной системы

2) систематизации файлов

3) хранения важных файлов

4) «лечение» компьютера от «вирусов»

8. Информационной моделью организации занятий в школе является…..

1) свод правил поведения учащихся

2) список класса

3) расписание уроков

4) перечень учебников

9. Система команд процессора записывается……

1) на алгоритмическом языке

2) на машинном языке (в двоичном коде)

3) на естественном языке

4) в виде блок- схемы

10. Каково будет значение переменной после выполнения операций присвоения: х:=5, х:=х+1

1) 5

2) 6

3) 1

4) 10

11. В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливается……

1) гарнитура, размер, начертание

2) отступ, интервал

3) поля, ориентации

4) стиль, шаблон

12. Чтобы сохранить текстовый файл (документ) в определенном формате, необходимо задать……

1) размер шрифта

2) тип файла

3) параметры абзаца

4) размеры абзаца

13. Примитивными в графическом редакторе называются……

1) линия, круг, прямоугольник

2) выделение, копирование, вставка

3) карандаш, кисть, ластик

4) набор цветов (палитры)

14. Растровый графический файл содержит цветное изображение с палитрой из 256 цветов размером 10х10 точек. Каков информационный объем этого файла?

1) 800 байт

2) 400 бит

3) 8 Кбайт

4) 100 байт

15. 44- скоростной CD-ROM дисковод…….

1) имеет 44 различных скорости вращения диска

2) имеет в 44 раза большую скорость вращения диска, чем односкоростной

CD-ROM

3) имеет в 44 раза меньшую скорость вращения диска, чем односкоростной

CD-ROM

4) читает только специальные 44- скоростные CD-ROM диски

16. В электронных таблицах нельзя удалять……

1) столбец

2) строку

3) имя ячейки

4) содержание ячейки

17. Тип поля (числовой, текстовой и др.) в базе данных определяется

1) названием поля

2) шириной поля

3) количеством строк

4) типом данных

18. Максимальная скорость передачи информации по качественной коммутирующей телефонной линии может достигать…….

1) 56,6 Кбит/с

2) 100 Кбит/с

3) 1 Mбит/с

4) 1 Mбайт/с

19. Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@mtu-net.ru Каково имя владельца этого электронного адреса?

1) ru

2) mtu-net.ru

3) user_name

4) mtu-net

20. Браузеры (например, Microsoft Internet Explorer) являются…….

1) серверами Интернет

2) антивирусными программами

3) трансметорами языка программирования

4) средством просмотра Web- страниц.

 

Правильные варианты ответов к тесту.

 

Вариант 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
3 2 1 2 2 4 3 1 1 4 4 3 1 2 1 4 1 2 1 2

 

Вариант 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 3 2 4 2 1 2 2 4 3 1 4 3 4 1 3 1 3 2 1

 

Вариант 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 4 4 3 4 3 1 3 2 2 3 2 1 4 2 3 4 1 3 4

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: