Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (часть 4 статьи 78 Конституции Российской Федерации).

Важной предпосылкой успешной реализации этой задачи является конституционное установление о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России (часть 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации).

Деятельность Президента, Правительства, других федеральных органов исполнительной власти строится на строгом учете принципов федерализма, обеспечения конституционно закрепленной сферы их самостоятельности.

В область совместных полномочий, которые закреплены за субъектами Российской Федерации, а также их исключительных полномочий (статья 73 Конституции), федеральные органы вторгаться не могут. В данной области субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Эти начала и определяют взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Определенными полномочиями в рассматриваемой сфере наделен Президент в отношении высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), которые установлены, прежде всего, Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Часть 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации наделяет Президента России правом приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия их Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (причем Президент не обязан обращаться в суд при приостановлении действия таких актов).

Президент вправе, в предусмотренных Федеральным законом случаях, отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти, но он продолжает действовать до формирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении его от должности.

Важно отметить полномочие Президента Российской Федерации по назначению временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в случаях: а) досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; б) временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности, в том числе Президент Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством России, вправе по представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления; в) отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его самороспуска; г) непринятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в установленный срок решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; д) двукратного отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Данными полномочиями Президент России обладает в том случае, если при отрешении от должности конституция (устав) или закон субъекта не определяет порядок временного исполнения обязанностей должностного лица субъекта Российской Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о предупреждении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или об отрешении его от должности принимается в форме указа, который доводится до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, возможность отрешения от должности главы субъекта в совокупности с процедурой наделения его полномочиями дает окончательный ответ на вопрос о том, перед кем будет теперь отвечать глава субъекта Федерации. В этой связи возникает еще одна серьезная проблема. В случае реализации предложенного механизма ответственность за кандидата на должность высшего должностного лица субъекта и его деятельность полностью ложится на Президента страны. Если глава государства получает дополнительные властные полномочия, то, соответственно, он должен нести и большую ответственность за то, каким образом он их использует. Однако Законом не устанавливаются какие-либо дополнительные механизмы реализации ответственности Президента.

Одним из условий выполнения Президентом России своих полномочий является использование им согласительных процедур, направленных на согласованное функционирование и взаимодействие различных органов государственной власти. Проведя анализ действующего законодательства Российской Федерации, можно сделать вывод, что Президент России может использовать согласительные процедуры для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это право закреплено в части 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Таким образом, согласительные процедуры могут применяться Президентом России практически во всех случаях обнаружившихся разногласий; вместе с тем, он уполномочен Конституцией лично принимать необходимые меры, не прибегая к согласительным процедурам, непосредственно действовать, когда это необходимо, выступая как гарант Конституции.

Определенный интерес представляют положения Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В данном акте содержится перечень показателей, включающий в себя 43 критерия оценки и характеризующий, в том числе, экономическое положение в субъекте, уровень жизни населения, ситуацию в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере, дорожном хозяйстве, развитие малого бизнеса, сельского хозяйства, отношения населения и власти. При этом существует перечень дополнительных показателей, который разрабатывается Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия. Также эта Комиссия разрабатывает и утверждает методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов, форму доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов России. Согласно указу, высшие должностные лица субъектов должны ежегодно представлять в указанную Комиссию доклады о достигнутых значениях показателей. В свою очередь, уже сама Комиссия представляет соответствующий доклад главе государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обеспечение единства исполнительной власти в Российской Федерации является важной функцией Президента России. В связи с этим, необходимы дополнительные аналитические исследования, обосновывающие единство и иерархическую подчиненность системы исполнительной власти, включающие федеральные органы исполнительной власти, в том числе, находящиеся в ведении Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российское государство находится лишь в начале пути построения действительно демократических основ в организации государственного управления. Однако на сегодняшний день уже мало кто представляет государственное устройство страны без института Президента Российской Федерации, трех независимых ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - взаимодействующих и взаимосвязанных между собой, причем глава государства - Президент - призван обеспечивать их согласованное функционирование. Таким образом, институт Президента неразрывно связан с проблемой разделения властей и ее влиянием на процесс формирования и развития как, в общем, всей системы органов государственной власти, так и системы органов исполнительной власти в частности.

Вопросы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти являются одними из важнейших в государственно-правовой жизни российского общества и государства. Именно от их решения во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально-экономической, политической систем, всего механизма государственной власти в целом. На сегодняшний день административное законодательство регламентирует организацию и функционирование исполнительной власти в целом, и значительный круг вопросов, посвященных главе российского государства.

Представляется, что демократические и цивилизованные отношения между Президентом Российской Федерации и субъектами исполнительной власти, полномочия главы государства в этой области зависят, в первую очередь, от наличия достаточного количества юридических норм высокого качества, от того, насколько урегулированы в законодательстве как права и обязанности соответствующих субъектов, их правовой статус, полномочия, так и гарантии, направленные на обеспечение, соблюдение и защиту интересов всей системы государственной власти России.

В свете этого, одной из важных задач административной реформы является создание современной демократической модели исполнительной власти, в основе которой, с одной стороны, будет лежать отказ от ее понимания как исключительно силового инструмента, отход от жесткой централизации, а с другой - создание «сильной» исполнительной власти с подчинением деятельности ее организационно-правовых форм интересам человека и гражданина, общества, законности в сложный период развития российской государственности. Очевидно, что решение этой проблемы зависит от понимания роли Президента Российской Федерации в проведении административной и институциональной реформы во всех сферах экономической, административно-политической и социально-культурной жизни государства.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон от 04 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 27 (часть II). Ст. 2709.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1478.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 года № 587 «О правительственной комиссии по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 22 мая 2006 года № 303, от 28 июля 2006 года № 464) // СЗ РФ. 2005. № 41. Ст. 4142.

5. СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

 

Научная литература

1. Агапов А.Б. Административное право. М., 2004.

2. Административное право: теория и современность / Отв. ред. Попов Л.Л. М., 2006.

3. Ашаев Д. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей // Федерализм. 2003. № 1.

4. Бахрах Д.Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2004.

5. Бельский К.С. Функции исполнительной власти // Государство и право. 1996. № 6.

6. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003.

7. Бондаренко А.А. Указы Президента в сфере исполнительной власти Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.

8. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. М., 2003. С. 353.

9. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президенства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006.

10. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Хаманевой. Н.Ю. М., 2004.

11. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2005.

12. Козлов Ю.М. Административное право. М., 2005.

13. Конституционное законодательство России. С. 168.

14. Коренев А.П. Административное право России. М., 1997.

15. Макарова Т.Б. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.

16. Медведев В.Н. Исполнительная власть в условиях административной реформы. М., 2006.

17. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.

18. Окуньков Л.А. Варианты взаимодействия Президента Российской Федерации с другими органами власти // Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000. С. 128.

19. Россинский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004. № 7.

20. Шувалов И.И.Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2004. С. 87.

21. Хаманева Н.Ю. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.


[1] Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 7.

 

[2] СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

[3] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. М., 2003. С. 353.

[4] Федеральный закон от 04 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709.

 

[5] Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 123.

 

[6] Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2004. С. 292-293.

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1478.

[8] Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2004. С. 87.

[9] Конституционное законодательство России. С. 168.

 

[10] Окуньков Л.А. Варианты взаимодействия Президента Российской Федерации с другими органами власти // Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000. С. 128.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: