Сбор на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы

 

Правовое регулирование социального налогообложения происходит и по другим важнейшим направлениям. В Украине введено общеобязательное государственное страхование на случай безработицы, предназначенное для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Переход к рыночной экономики не идет гладко, много граждан трудоспособного возраста оказались безработными, которым надо переучиваться, получать новую специальность, искать место работы, а пока необходимо получать пособие по безработице.

Основными задачами, которые ставит перед собой фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, являются:

- аккумуляция средств для осуществления возложенных на него задач;

- выплата материального обеспечения лицам, имеющим статус безработных;

- организация работы центральных и местных органов управления фондом;

- выплата помощи в связи с частичной безработицей;

- выплата помощи на погребение в случае смерти безработного;

-выплата дотации работодателю на создание дополнительных рабочих мест;

- налаживание контактов с другими целевыми фондами;

Порядок образования и расходование средств регулируется Законом «Об общеобязательным государственным страхованием на случай безработицы» [7].

Согласно статье 4 Закона [7], страхованию подлежат лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), включая проходящих альтернативную (невоенную) службу, а также работающих неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде.

Также как и средства Пенсионного фонда средства Фонда средства на общеобязательное государственное страхование на случай безработицы не включаются в состав Госбюджета (ст. 8., часть 5 Закона Украины «Об общеобязательным государственным страхованием на случай безработицы» [7]).

Статья 16 Закона Украины «Об общеобязательном государственном страховании на случай безработицы»[7] указывает, что источниками формирования средств Фонда являются:

- страховые взносы страхователей-работодателей, застрахованных лиц, уплачиваемые на условиях и в порядке, предусмотренных данным Законом и другими законодательными актами;

- ассигнования Госбюджета;

- суммы финансовых санкций, админштрафов;

- прибыль, полученная от временно свободных средств Фонда, в том числе резерва средств Фонда, на депозитном счете;

- благотворительные взносы;

- другие поступления в соответствии с законодательством.

Размеры страховых взносов устанавливаются на календарный год [7]:

- для работодателя – в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников;

- для наемных работников – в процентах к суммам оплаты труда;

- для творческих работников, физических лиц – СПД и лиц, выполняющих работы в соотв. С гражданско-правовыми соглашениями – в процентах к суммам налогооблагаемого дохода.

Работодатели – СПД относят страховые взносы на валовые затраты, суммы страховых взносов исключаются из доходов работников, подлежащих обложению налогом c доходов физических лиц.

Данный вид сбора относится к юрисдикции Министерства труда Украины, поэтому различные инструкции данного Министерства содержат толкование закона и порядок осуществления налоговых платежей в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Базовым документом для анализа налогообложения сбором на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы является в этой связи Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы [19].

 Плательщиками страховых взносов являются [19]:

- работодатели.

- наемные работники.

В случае принятия участия в общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы на добровольных началах:

- лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов);

- физические лица – СПД, не использующие наемный труд;

- физические лица, выполняющие работы (услуги) в согласно гражданско-правовым соглашениям;

- граждане Украины, работающие за пределами Украины и не застрахованные в системе социального страхования на случай безработицы страны, в которой они пребывают, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано ВРУ.

От уплаты страховых взносов освобождаются [19]:

- работодатели предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда, в части расходов на оплату труда наемных работников – инвалидов;

- работодатели предприятий и организаций обществ УОГ и УОС;

- застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста по медицинскому заключению;

- застрахованные лица в части получения пособия по частичной безработице.

Не являются плательщиками страховых взносов лица, не подлежащие страхованию на случай безработицы (пункт 2.3 Инструкции [19]):

- работающие пенсионеры и лица, у которых в соответствии с законодательством Украины возникло право на пенсию;

- иностранцы и лица без гражданства, временно работающие по найму в Украине, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

На основании сообщения государственного регистратора об осуществлении государственной регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя, сведений из регистрационной карточки и на основании заявлений и документов, предусмотренных пунктами Инструкции 3.3-3.5 [19], производятся соответствующие записи в журналах учета плательщиков страховых взносов. Полученные сообщения от государственного регистратора со сведениями из регистрационной карточки, заявление и копии документов подшиваются к делу, на котором проставляется персональный номер плательщика. Взятие на учет отделенных подразделений юридических лиц осуществляется центрами занятости в случае наличия у них отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами по местонахождению этого подразделения на основании сведений из Единого государственного реестра об отделенных подразделениях. Сообщение о взятии на учет с указанным персональным номером отсылается плательщикам почтой с уведомлением о вручении на следующий рабочий день со дня взятия его на учет в центре занятости по форме согласно с приложением 4. Инструкции [19].

Пункт 4.1. Инструкции [19] о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы указывает, что размер страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы устанавливается ежегодно Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров одновременно с утверждением Госбюджета на текущий год.

Согласно положениям пункта 4.2. Инструкции [19] страховые взносы начисляются:

- для работодателей – в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников;

- для наемных работников – в процентах к суммам оплаты труда;

- для лиц, участвующих в общеобязательном государственном обязательном страховании на добровольных началах в процентах к суммам налогооблагаемого дохода (прибыли).

Страховые взносы уплачиваются 1 раз в месяц в день получения работодателями в учреждениях банков средств на оплату труда (пункт 5.6. Инструкции [19]). При этом Работодатели – СПД относят страховые взносы на валовые затраты.

Работодатели обязаны [19]:

- зарегистрироваться в центрах занятости;

- своевременно и в полном размере уплачивать страховые взносы;

- своевременно предоставлять центрам занятости сведения в установленном порядке о:

- приеме на работу работников;

- зарплате работников, использовании рабочего времени и т. п.;

- уплате страховых взносов, в т. ч. Застрахованными лицами;

- ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организаций, изменении местонахождения.

Закон Украины «О Госбюджете на 2006 год» [6] устанавливал следующие размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы:

- для работодателей — 1,3 % от суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной зарплаты, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом «Об оплате труда» [14], и подлежат обложению налогом с доходов физических лиц;

- для лиц, которые принимают участие в общеобязательном государственном социальном страховании на добровольных началах, обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов), физических лиц — СПД, лиц, которые выполняют работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам, а также граждан Украины, которые работают за пределами Украины и не застрахованы в системе обязательного государственного социального страхования страны, в которой они находятся, — 5,2 % суммы облагаемого налогом дохода (прибыли), в том числе 1,8 % — на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.

Положения Закона Украины «О Госбюджете на 2006 год» [6] напрямую связаны с правовыми нормами по уплате данного вида взноса, регламентируемые Законом Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» [8]. В частности статья 1 в части 2 нормативного акта определяет [8], что размер взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы составляет:

- для работодателей – 1,6 % суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников;

- для наемных работников – 0,5 % суммы оплаты труда;.

В части 3 статьи 1 Закона Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» [8] для лиц, участвующих в общеобязательном государственном социальном страховании на добровольных началах, обеспечивающих себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), физических лиц – СПД, лиц, выполняющих работы (услуги) согласно гражданско-правовым соглашениям, а также граждан Украины, работающих за пределами Украины и не застрахованных в системе обязательного государственного социального страхования страны, в которой они пребывают, - 5,5 %, суммы налогооблагаемого дохода, в том числе:

- 3,4 % - на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

- 2,1 % - на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.

Статья 3 Закона «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» [8] устанавливает, что выплаты, предусмотренные частями второй и четвертой ст. 23, частью первой ст. 33 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» [7], устанавливаются в размере не ниже 23 % прожиточного минимума для трудоспособного лица.

Проследим правовые изменения, внесенные различными государственными органами, которые отвечают за управление в данном виде социального страхования, за последние несколько лет в отношении порядка исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2.

Регулирование исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы

№ п/п № документа Краткое содержание
1 О общеобязательном гос. Социальном страховании на случай безработицы. Письмо Минтруда, Гос. Центра занятости и Инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения от 27.06.02 N ДЦ-12-2074 Право налагать финансовые санкции и административные штрафы от имени Фонда … имеют руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместитель, руководители органов исполнительной дирекции Фонда в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе являются директоры соответствующих центров занятости. … функции исполнительной дирекции Фонда возлагаются на органы гос. службы занятости. …
2 Об уплате страховых взносов СПД, избравшими упрощенную систему налогообложения. Письмо Гос. Центра занятости Минтруда Украины от 15.04.04 N ДЦ-09-1596 1) … плательщики ФСН страховые взносы в ФССНСБ должны уплачивать на общих основаниях. 2) … СПД-работодатели, уплачивающие фиксированный налог, должны уплачивать страховые взносы в ФССНСБ на общих основаниях. Плательщики фиксированного налога, не имеющие наемных работников, имеют право участвовать в страховании на случай безработицы на добровольных началах. 3) Наемные работники … уплачивают страховые взносы на общеобязательное гос. соц. страхование на общих началах.
3 Об уплате страховых взносов на общеобязательное гос. Социальное страхование на случай безработицы работающими пенсионерами. Письмо Минтруда Украины от 17.06.04 N ДЦ-09-2698 … законодатель не освободил работодателей от обязанности отчисления в Фонд … страховых взносов от сумм фактических расходов на оплату труда работающих у них пенсионеров. … работодатели должны начислять страховые взносы в Фонд в размере 1,9 % от фонда оплаты труда всех наемных работников, включая и размер фактических расходов на оплату труда работающих у них пенсионеров.
4 [Об уплате страховых взносов на общеобязательное гос. Социальное страхованием на случай безработицы при неденежной форме расчетов]. Письмо Гос. Центра занятости Минтруда Украины от 05.07.04 N ДЦ-09-2931 … при начислении [таких] доходов … база для начисления страховых взносов … определятся … как стоимость такого начисления, определенная по обычным ценам, с применением коэффициента.
5 [О страховых взносах]. Письмо Гос. Центра занятости Минтруда Украины от 28.04.05 N ДЦ-09-2165/0/6-05 … на фермерские хозяйства – юридические лица, не использующие труд наемных работников, должен распространяться принцип добровольности страхования на случай безработицы с уплатой страховых взносов в порядке и размерах, установленных законом.
6 Об уплате страховых взносов… плательщиками ФСН. Письмо Гос. Центра занятости Минтруда Украины от 31.05.05 N ДЦ-09-2755/0/6-05 … [плательщики ФСН] должны уплачивать страховые взносы в Фонд.
7 О регистрации профсоюзов в качестве плательщиков страховых взносов. Письмо Гос. Центра занятости Минтруда Украины от 14.07.05 N ДЦ-11-3673/0/6-05 … организации профсоюзов обязаны зарегистрироваться в центре занятости в течение 10 дней со дня заключения трудового договора с наемным работником.
8 Письмо Минтруда Украины от 17.04.06 N ДЦ-06-2010/0/6-06 «Об удержании из зарплаты иностранцев процентов на страхование на случай безработицы» … с зарплаты иностранного гражданина, имеющего вид на постоянное жительство в Украине, в ФССНСБ [удерживается 0,5 %].
9 [О базе для начисления взносов]. Письмо Гос. Центра занятости Минтруда Украины от 03.07.06 N ДЦ-11-3304/0/6-06 На суммы отчислений из зарплаты наемного лица в виде взносов на долгосрочное страхование жизни страховые взносы на общеобязательное гос. Социальное страхование на случай безработицы начисляются и удерживаются, а при отчислении у наемного лица из зарплаты суммы денежных средств в виде взносов согласно договорам добровольного медицинского и пенсионного страхования база для начисления страховых взносов в Фонд уменьшается на данную сумму

 

Таким образом, в Украине введено общеобязательное государственное страхование на случай безработицы. Этот вид социального страхования регулируется Законом «Об общеобязательным государственным страхованием на случай безработицы» [7]. Также как и средства Пенсионного фонда средства Фонда не включаются в состав Госбюджета. Созданный специальный Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы не является коммерческой организацией, а носит целевой характер. Размеры страховых взносов на общеобязательное государственное страхованием на случай безработицы устанавливаются согласно статьи 19 части 1 Закона «Об общеобязательным государственным страхованием на случай безработицы» [7] на каждый календарный год: для работодателей, для наемных работников, для творческих работников и для физических лиц – СПД и лиц, выполняющих работы в соответствии с гражданско-правовыми соглашениями. Данный вид сбора относится к юрисдикции Министерства труда Украины, поэтому различные инструкции данного Министерства содержат толкование и разъяснение Законов в данной области, а также порядок осуществления налоговых платежей в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Базовым документом для анализа налогообложения сбором на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы является Инструкция о Порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Ежегодно Верховная рада корректирует размеры взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и происходит это в процессе принятия государственного бюджета на календарный год.

Сложившийся правовой механизм регулирования налогообложения в области страхования на случай безработицы очень сложен. Уследить за изменениями в различных инстанциях законодательной и исполнительной власти, происходящими в области данного вида налогообложения может только специалист, работающий в данной сфере. Поэтому представляется необходимым значительно упростить процедуру данного регулирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: