Сбор в Фонд по временной утрате трудоспособности

 

Законодательные основы введения и регулирования социального сбора в Фонд по временной утрате трудоспособности определены Законом Украины «О повышении социальных гарантий для трудящихся» [10]. Согласно статье 2 данного Закона [11] устанавливается минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на уровне 90% минимальной заработной платы. Позже определено, что действие ст. 2 Закона распространяется также на других лиц, которые уплачивают взносы на социальное страхование.

Сфера распространения Закона Украины «О повышении социальных гарантий для трудящихся» [11] это работники, которые находятся в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также с отдельными гражданами (статья 3).

В 2001 году введен в действие Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12]. Общие положения данного правового акта определяют, что «материальное обеспечение и социальные услуги, предоставляемые по Закону, являются отдельным видом общеобязательного государственного социального страхования граждан, осуществляемым Фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности».

Статья 6 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12] гласит, что страхованию подлежат следующие лица:

- лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях;

- члены коллективных предприятий, сельскохозяйственных и других производственных кооперативов;

- граждане Украины, работающие за пределами территории Украины и не застрахованные в системе социального страхования страны, в которой они пребывают, имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги в соответствии с данным Законом при условии уплаты страховых взносов в Фонд;

- лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги в соответствии с настоящим Законом при условии уплаты страховых взносов в Фонд;

- лицам, подлежащим страхованию выдается свидетельство. Порядок выдачи свидетельства утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 9 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12] дает оценку правового статуса Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, в частности Законом определено, что:

 1) фонд относится к целевым внебюджетным страховым фондам

 2) все застрахованные лица являются членами данного Фонда

3) фонд является некоммерческой самоуправляющейся организацией.

Задачами Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности являются:

- управление общегосударственным социальным страхованием на случай временной утраты трудоспособности, а также связанным с рождением ребенка и погребением;

- аккумуляция средств фондом;

- финансирование материального обеспечения и социальных услуг соответствующих лиц;

- контроль за использованием средств фонда.

Государство при этом является гарантом предоставления материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам Фондом, стабильной деятельности Фонда.

Статья 19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12] определяет источники формирования средств на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности, к таким Закон относит:

1) страховые взносы страхователей – работодателей и застрахованных лиц, уплачиваемые на условиях и в порядке, предусмотренных Законом;

2) суммы финансовых санкций;

3) благотворительные взносы;

4) ассигнования из Госбюджета;

5) прибыль, полученная от временно свободных средств Фонда, в том числе резерва страховых средств Фонда, на депозитном счете;

6) другие поступления в соответствии с законодательством.

Статья 21 пункта 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12] определяет порядок установления размеров страховых взносов, а именно размер ежегодно устанавливается ВРУ по представлению Кабинета Министров Украины в процентах:

1) для работодателей – к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников, подлежащим обложению налогом с доходов физических лиц;

2) для наемных работников – к суммам оплаты труда, включающим основную и дополнительную зарплату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащим обложению налогом с доходов физических лиц;

3) для граждан Украины, работающих за пределами территории Украины и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно – к сумме налогооблагаемого дохода (прибыли).

Согласно предписаниям статья 22 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12] юридические лица (обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица – предприниматели – на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором берутся на учет, о чем страхователю (юридическому лицу или физическому лицу–предпринимателю) на следующий рабочий день со дня получения им статуса страхователя направляется соответствующее уведомление.

Если из-за отсутствия средств на своих банковских счетах или из-за ареста страхователь имеет задолженность по выплате материального обеспечения, предусмотренного Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12], более, чем один месяц свыше сроков, установленных ст. 52 [12], по заявлению застрахованного лица финансирование такого обеспечения осуществляется исполнительной дирекцией Фонда с последующим возмещением страхователем выплаченных Фондом средств (Ст. 50, часть 4 Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12]).

При исчислении средней зарплаты (дохода) для обеспечения пособием по временной нетрудоспособности учитываются все виды зарплаты в рамках предельной суммы месячной зарплаты, на которую начисляются страховые взносы (часть 1 ст. 53), при этом порядок исчисления средней зарплаты определяется Кабинетом Министров Украины (часть 2 ст.53 Закона [12]).

В заключительные положениях Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12] подчеркивается, что до стабилизации экономического положения в Украине размер выплат, предусмотренных статьями 41, 43, 46 Закона [12], определяется Верховной Радой Украины ежегодно, исходя их уровня обеспечения прожиточного минимума одновременно с установлением размера страховых взносов с постепенным приближением выплат к прожиточному минимуму.

С введением единого налога в Украине возникла необходимость в дополнительных правовых механизмах в вопросах уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование субъектами малого предпринимательства. Разъяснения по этому важному вопросу дает такой рабочий документ, как Письмо Минтруда Украины «О уплате взносов на общеобязательное государственное социальное страхование субъектами малого предпринимательства, уплачивающими ЕН» [63]. В соответствии с этим Письмом «субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог не должны начислять и уплачивать страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, и на случай безработицы». Но «наемные работники должны уплачивать страховые взносы в размерах и порядке, определенных Законом «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» [8]. Кроме того, в Письме от Минтруда Украины «О уплате взносов на общеобязательное государственное социальное страхование субъектами малого предпринимательства, уплачивающими ЕН» [63] говорится, что «все субъекты предпринимательской деятельности, избравшие особый способ налогообложения своих доходов и использующие наемный труд, уплачивают взносы за наемных работников на страхование от несчастного случая на производстве на общих основаниях, а относительно себя взносы уплачиваются этими субъектами на добровольных началах».

Данная тема получает дальнейшее развитие в Письме ФССВУТ «Об уплате страховых взносов» [65]. В Письме ФССВУТ имеет место изменение ставки страхового взноса и определяется, что «субъекты предпринимательской деятельности, использующие наемный труд и избравшие упрощенную систему налогообложения, не должны дополнительно уплачивать в ФССВУТ 2,5 %, а с 09.02.02 2,9 % суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников. Наемные работники, работодателями которых являются СПД, избравшие упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности (0,5 % или 0,25 % суммы оплаты труда). И наконец, субъекты предпринимательской деятельности – физические лица, не использующие наемный труд и избравшие упрощенную систему налогообложения, также до законодательного урегулирования порядка уплаты страховых взносов не должны дополнительно уплачивать взносы в ФССВУТ. Субъекты предпринимательской деятельности должны быть зарегистрированы в органах Фонда. Все субъекты предпринимательской деятельности, использующие труд наемных работников, и в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, обязаны ежеквартально отчитываться по установленной форме перед органами Фонда по месту регистрации.

Проанализируем дальнейшие изменения правового поля в вопросах данного вида социального налогообложения в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4.

Правовые особенности социального налогообложения в сфере общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности в 2003-2007 годах

№ п/п № документа Краткое содержание
1 Письмо ФССВУТ от 30.04.02 N 01-24-666 «О расчете сумм взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности» … суммы арендной платы, которые выплачиваются предприятием работнику за пользование его личным автомобилем, не учитываются при начислении этим предприятием страховых взносов в Фонд…  
2 Письмо ФССВУТ от 20.08.02 N 01-24-1247 «Об удержании взносов в Фонд с наемных работников, работающих у СПД – плательщиков ЕН» все СПД, использующие наемный труд, в том числе и избравшие особый способ налогообложения, обязаны уплачивать взносы в Фонды за наемных работников
3 Письмо Исполнительной дирекции ФССВУТ от 20.02.03 N 01-06-238 «О начислении страховых взносов на суммы отпускных» На сумму отпускных, которые приходятся на неполный следующий месяц, при выходе в отпуск не начисляются и не удерживаются. … страховые взносы на [отпускные за полный следующий месяц] … начисляется и удерживается аналогично подоходному налогу с граждан
4 Пост. ФССВУТ от 04.03.04 N 21 (новая редакция), от 14.05.04 N 59-ОС, от 31.01.05 N 7-ОС «Отчет о начисленных взносах, перечислении и расходах, связанных с общеобязательным гос. соц. страхованием в связи с временной утратой трудоспособности…» Отчет составляется ежеквартально и нарастающим итогом с начала года и представляется в органы Фонда по месту регистрации не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца. Постановлением от 03.02.06 N 22-ОС установлено, что отчетность за первый квартал 2006 года и за последующие периоды представляется по форме Ф4-ФСС
5 Письмо Исполнительной дирекции ФССВУТ от 25.06.03 N 02-24-830 «О начислении страховых взносов и сроках подачи отчетов» … страховые взносы на общеобязательное гос. Социальное страхование по временной утрате трудоспособности на [доходы в виде дивидендов на акции] не начисляются. Отчетность … подается в органы Фонда … до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом…
6 Пост. ФССВУТ от 04.09.03 N 57 с учетом изменений, внесенных Пост. От 18.05.06 N 51 «Порядок поступления в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности средств, полученных от сумм ЕН, их учета и использования» Перечисление средств … на счета Фонда осуществляется отделениями Госказначейства.
7 Пост. Правления ФССВУТ от 25.12.03 N 120 с учетом изменений, внесенных Пост. От 02.06.05 N 63 «Порядок списания и рассрочки задолженности страхователей по средствам ФССВУТ, связанной с выплатой зарплаты неденежной формой расчетов» Нормы Порядка не распространяются на списание и рассрочку задолженности страхователя по уплате страховых взносов, если такой долг возник в связи с выплатой зарплаты застрахованным лицам в натуральной форме.
8 Пост. ФССВУТ от 25.12.03 N 121 «О списании безнадежной кредиторской задолженности ФССВУТ» … задолженность … в расчетах с отдельными страхователями (кредиторская задолженность Фонда) имеет место в случаях превышения затрат, осуществленных страхователем за счет средств Фонда …, над общей суммой начисленных им страховых взносов и других платежей в Фонд, а также в случае ошибочно или излишне уплаченных страховых взносов… … задолженность … списывается приказом руководителя рабочего органа Фонда по месту учета страхователя
9 Пост. Правления ФССВУТ от 25.12.03 N 122 «Об утверждении Порядка списания безнадежной дебиторской задолженности по средствам ФССВУТ» списать дебиторскую задолженность по страхователям, которые в процессе реформирования Фонда социального страхования были переданы рабочим органам Фонда и не прошли перерегистрацию в установленном порядке, не перечисляли страховые взносы, не представляли, с момента передачи, отчетность по средствам Фонда, а также местонахождение которых установить невозможно. Дебиторскую задолженность по таким страхователям … отнести к безнадежной
10 Письмо Исполнительной дирекции ФССВУТ от 01.04.04 N 01-16-441 «О начислении страховых взносов» Главным критерием при отнесении той или иной выплаты к составу фонда оплаты труда следует считать их непосредственную связь с выполнением работы в соотв. с трудовым договором. … единственным документом по вопросам определения состава фонда оплаты труда … является Инструкция 13.01.04 N 5. … страховые взносы в Фонд не начисляются и не удерживаются из сумм вознаграждения, которое выплачивается по договорам гражданско-правового характера
11 Письмо Минтруда Украины от 13.04.04 N 20-144 «Об определении базы при начислении страховых взносов в фонды социального страхования» Для расчета страховых выплат начисленная зарплата по месяцам расчетного периода не уменьшается на суммы страховых взносов. Кроме того, … суммы льгот по уменьшению налогооблагаемого дохода не уменьшают фонд оплаты труда, на который начисляются страховые взносы, и среднюю зарплату, которая используется для расчета страховых выплат
12 Письмо исполнительной дирекции ФССВУТ от 06.07.04 N 02-24-963 «О начислении страховых взносов при неденежной форме расчетов» … в случае, если страхователь начисляет … зарплату в формах, отличных от денежной, базой для взимания страховых взносов в является стоимость такого начисления, определенная по обычным ценам согласно законодательству, умноженная на коэффициент, который рассчитывается по формуле, предусмотренной Законом [от 22.05.03] N 889-IV (п. 3.4 ст. 3)
13 О Госбюджете на 2007 год максимальная величина расходов на оплату труда, с которой исчисляются взносы в социальные фонды, определяется в размере пятнадцати прожиточным минимумам для работоспособного лица.Размер взносов на социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности – 1,5 процента..

Таким образом, правовые основы государственного регулирования социального страхования в области временной нетрудоспособности заложены Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» [12]. Созданный Фонд общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности является целевым внебюджетным страховым фондам и некоммерческой самоуправляющейся организацией. Но при этом государство выступает гарантом предоставления материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам Фондом, стабильной деятельности Фонда. Порядок установления размеров страховых взносов в связи с временной утратой трудоспособности и расходами ежегодно устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины в процентах: 1) для работодателей – к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников, подлежащим обложению налогом с доходов физических лиц; 2) для наемных работников – к суммам оплаты труда, включающим основную и дополнительную зарплату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащим обложению налогом с доходов физических лиц; 3) для граждан Украины, работающих за пределами территории Украины и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно – к сумме налогооблагаемого дохода (прибыли).

Величина, страховых взносов корректируется законодательно. Но не только Верховная Рада имеет право менять правовой порядок социального страхования по временной утрате трудоспособности. Письма Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности также имеют законодательную силу. Правовое регулирование в вопросах социального налогообложения осуществляется Письмами Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Украины при принятии Госбюджета на календарный год и Письмами Министерства труда Украины. Рост законодательной инициативы различных органов исполнительной власти часто противоречит решениям Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности и требуется дополнительный механизм урегулирования возникающих правовых коллизий, что безусловно, влияет на эффективность процессов социального налогообложения и социального обеспечения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: