Тема: «Измерение площади фигуры с помощью палетки»

Цели: Научить выполнять приближённое вычисление площадей; познакомить с вычислением площади с помощью палетки по алгоритму; повторить единицы длины и единицы измерения площади; развивать мышление, внимание и память.

Оборудование. Учебник «Математика» (4-й класс, часть 1, авт. М. И. Моро и др.), таблица алгоритма, палетки, индивидуальные карточки, экран, эпидиаскоп, плёнки с фигурами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке вы научитесь выполнять приближённое вычисление площади и познакомитесь с приспособлением для этого.

I. Знакомство с новым материалом

У. Рассмотрите фигуру на экране.

 

 

- Сколько места занимает фигура  на плоскости? Другими словами, какова её площадь?

Выслушиваются ответы детей.

- Ответ на этот вопрос мы можем дать лишь приблизительно, указав границы, в которых находится площадь фигуры . Площадь фигуры больше 6 клеток, но меньше 16.

На доске:

 

 

- Как мы будем рассуждать, чтобы вычислить площадь данной фигуры? Внутри фигуры  расположены 6 целых клеток, а остальные 10 клеток входят в неё частично: иногда меньшая часть клеток, а иногда – большая. Поэтому всего в фигуре  содержится примерно…

На доске:

 

6 + 10: 2 = 6 + 5 = 11 ед.

 

- Значит площадь нашей фигуры приблизительно 11 квадратных единиц.

На доске:

 

 кв. ед.

 

Всё это мы смогли вычислить благодаря тому, что фигура  разбита на клетки. Что делать, если таких клеток нет?

Дети. Самим расчертить фигуру на квадраты.

У. Правильно, но на это уйдёт много времени. Чтобы ускорить работу, люди придумали приспособление для определения площади фигур.

Учитель раздаёт детям прозрачные палетки, расчерченные на квадратные сантиметры и карточки с фигурами.

- Перед вами такое приспособление. Откройте учебники на странице 49 и прочитайте, как оно называется.

Д. Для приблизительного определения площади фигуры используется палетка.

Палетка – прозрачная плёнка, разделённая на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры.

У. Посмотрите на ваши палетки. Как они разделены?

Д. На квадратные сантиметры.

У. В учебнике на странице 49 на цветные фигуры также наложена палетка, разделённая на квадратные сантиметры. Прочитайте, как находили площадь фигуры голубого цвета.

Дети читают текст, отмеченный красной чертой.

- Чему равна площадь этой фигуры?

Д. Примерно 31 квадратный сантиметр.

У. Попробуем вывести формулу, по которой приблизительно считается площадь.

Дети вместе с учителем выводят и записывают формулу.

На доске:

 

 

 - целые клетки

 - частичные клетки

- Найдите площадь фигур зелёного и розового цветов.

Д. Площадь зелёной фигуры приблизительно равна  квадратных сантиметров.

- Площадь розовой фигуры приблизительно равна  квадратных сантиметров.

У. Возьмите в руки карточки с изображёнными на них фигурами. С помощью палетки найдите их площадь.

Дети выполняют задание.

- Попробуем вывести алгоритм нахождения площади фигуры при помощи палетки.

Учитель записывает каждый шаг на доске.

На доске:

Алгоритм

1. Наложить палетку на фигуру.

2. Сосчитать число  целых клеток внутри фигуры.

3. Сосчитать число  клеток, входящих в фигуру частично.

4. Сосчитать приближенное значение площади.

 (если число  нечётное, то увеличить или уменьшить его на 1).

VI. Физкультминутка

V. Практическая работа

У. Нарисуйте на листе бумаги какую-нибудь замкнутую линию и найдите площадь фигуры, ограниченной этой линией.

Дети выполняют задание в тетради, находят площадь, называют свои ответы.

- Начертите циркулем окружность радиусом 4 сантиметра, найдите с помощью палетки площадь получившегося круга.

Дети находят площадь.

VI. Закрепление пройденного материала

У. Найдите задание 265 на странице 50. Задание выполняем по вариантам: вариант 1 – первая часть номера, вариант 2 – вторая часть.

Дети самостоятельно выполняют задание.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу ваших соседей.

Дети делают проверку.

- Вычислите периметр и площадь многоугольника.

На доске:

 


Ученики выполняют задание по вариантам: вариант 1 – находят периметр, вариант 2 – находят площадь.

На доске:

 

 дм

 дм2

- Решите логическую задачу. Для каждой фигуры объясните, почему она лишняя.

На доске:

 

 

Д. сначала уберём фигуру , так как среди четырёхугольников – треугольник. Затем уберём фигуру , так как останутся фигуры с попарно равными сторонами. Уберём фигуру , так как в ней углы не прямые.

VII. Самостоятельная работа

У. Выполните упражнения 267 и 262.

Дети выполняют работу и сдают тетради.

VIII. Итог урока

У. С помощью какого инструмента вы научились находить приближённое значение площади фигуры?

Д. С помощью палетки.

У. Какой формулой вы пользовались?

 

Д. .

 

У. Кто из вас научился выполнять приближённое вычисление площади фигуры?

Дети поднимают руки.

IX. Домашнее задание

Учитель раздаёт карточки с цифрой 5.

У. Дома вычислите площадь цифры и решите задачи 261 и 263.

 


Урок 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: