Разработка мероприятия по развитию информационной грамотности школьников посредством сети школьных библиотек

 

Чтение и «читательская грамотность» (иными словами информационная культура) сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003–2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.

Известный социолог культуры и чтения С.Н. Плотников, обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей. Оказывается, читатели отличаются от «нечитателей» уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют свои мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Таким образом, с точки зрения С.Н. Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.

Печатная информация – труднее усваивается и запоминается. Однако именно эта информация лучше структурирована и именно она накоплена человечеством в виде «книжной вселенной».

Аудиовизуальная информация значительно легче осваивается и легкодоступна. Но она, как правило, представляет собой «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов.

Не стоит забывать, что чтение – это труд, который в первую очередь делает человека мыслящим.

Осознание проблемы функциональной неграмотности позволило понять, что именно она приводит к тому, что в результате недостаточных навыков чтения миллионам людей трудно справиться с ответственностью в повседневной жизни. Например, трудно помочь своему ребенку, когда у него возникают проблемы в учебе, заполнить декларацию о доходах, разобраться в инструкции к лекарствам. А какие проблемы ждут такого избирателя, когда наступает время выборов, ведь чтобы разобраться в предложениях кандидатов политических партий, он должен не только уметь читать, но и понять, проанализировать тексты их программ.

Таким образом, проблема чтения в сельской местности включает в себя:

1. Вторичная неграмотность (слабая техника чтения затрудняет освоение информации);

2. отсутствие выбора интересных книг (отсутствие специализированных книжных магазинов, слабая книгообеспеченность библиотек);

3. следовательно, отсутствие интереса к самому процессу чтения (нельзя любить то, чего нет);

4. рождение «неграмотного читателя» (читателя, который не вникает в суть читаемого).

Данную проблему я предлагаю решить посредством внедрения мероприятия (специального курса) по развитию информационной грамотности школьников (ИГШ) посредством сети школьных библиотек. Согласно Примерному положению о библиотеке ОУ, одним из направлений в работе школьной библиотеки является воспитание учащихся информационной культуре. Как заявил экс-президент страны В.В. Путин, библиотека «должна быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, досуговым и культурным центром».

Из всего вышесказанного в курсовом проекте я предлагаю следующее мероприятие.

Наименование ОУ Адрес

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                     Телефон

директор ОУ                                                                   Факс

 

План по реализации мероприятия (специализированного курса) по развитию информационной грамотности школьников (ИГШ) посредством школьной библиотеки

мероприятия сроки участники Ответственный за исполнение Ожидаемые результаты

1. Организационное обеспечение

Разработка и утверждение плана-графика мероприятия (спецкурса) по развитию ИГШ Март текущего учеб. года 2010–11 зав. библиотекой или библиотекарь; завуч по УР Директор ОУ Система мероприятий, обеспечивающих развитие ИГШ
Педсовет «Развитие ИГШ» Апрель текущего учеб. года 2010–11 педколлектив Директор ОУ Перечень требований к условиям организации мероприятий по воспитанию ИГШ
Педсовет «Анализ результатов освоения школьниками мероприятий по развитию ИГШ» Май следующего учеб. года 2011–12 Педколлектив зав. библиотекой или библиотекарь; завуч по УР; Директор ОУ Определение необходимых изменений в спецкурсе по воспитанию ИГШ, оценка качества знаний
Комплектование школьной библиотеки детской литературой В течение текущего учебного года 2010–11 Учредитель ОУ; Спонсоры-предприниматели района, общ. организации Директор ОУ Пополнение фонда детской литературой
Постановка на внутри школьный учет приобретенной детской литературы По мере приобретения зав. библиотекой или библиотекарь; Директор ОУ Постановка на учетный баланс школы приобретенной литературы
Комплектование школьной библиотеки дополнительными компьютерами для читателей, подключение их к Интернету. Апрель-май текущего учебного года 2010–11 Зам.директора по АХР Директор ОУ Создание рабочих мест читателя с компьютером и Интернетом

2. Нормативное обеспечение проведения мероприятий по развитию ИГШ

Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих проведение мероприятий по развитию ИГШ, доведение нормативных документов до сведения всех лиц Апрель текущего учеб. года 2010–11 Классные руководители; Завуч по УР; Директор ОУ Директор ОУ Внесение изменений в программу развития ОУ

3. Кадровое и методическое обеспечение

Посещение компьютерных курсов при РИПКРО Апрель-май текущего учеб. года 2010–11 зав. библиотекой или библиотекарь ОУ Директор ОУ Повышение компьютерной грамотности

4. Финансовое обеспечение реализации мероприятия по развитию ИГШ

Определение финансовых затрат Март текущего учеб. года 2010–11 - Директор ОУ Проект бюджета на 2011–12 учеб. год с учетом затрат

 

Директор ОУ Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР Директор школы:

___________________ ___________________

Программа мероприятия (специализированного курса) по развитию информационной грамотности школьников (ИГШ) посредством школьной библиотеки. «Основы информационной культуры»

Руководитель: зав. библиотекой (или библиотекарь) ОУ

Количество часов за год – 68

Количество часов в неделю – 2

На каждый класс-комплект количество часов занятий по спецкурсу невелико (3–12 часов в год). Поэтому время для проведения таких занятий рекомендуется извлечь из классных часов (которые проводятся еженедельно). Классный руководитель обеспечивает явку учащихся. Занятия по мере необходимости проводятся с использованием интерактивной доски, компьютера, Интернета, применением компьютерных презентаций, учебных дисков, книг, их электронных вариантов.

Начало реализация программы рассчитано на 2011–12 и последующие учебные годы.

Пояснительная записка.

Данный курс ориентирован на формирование культуры нового типа – информационной. Курс формирует как предметные (информационно-библиотечные), так и метапредметные (из истории, литературы, философии, культурологии) знания, необходимые для понимания информационных явлений в обществе. Данный курс ориентирован на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с информацией.

Цели, задачи, образовательные результаты

Цель курса – формирование информационной культуры (ИК) как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности.

Информационное поведение – определенный образ действий для получения нужной информации в оптимально короткий срок.

Информационное мировоззрение предполагает отношение к информации как общечеловеческой ценности

Задачи изучения дисциплины:

– сформировать информационно-культурологический тезаурус, необходимый для понимания информационных явлений в обществе;

ознакомить со способами, методами, приемами поисковой работы в информационном пространстве Интернета и в библиотеках;

– привить навыки и умения информационной деятельности, необходимые для самообразовательной деятельности и освоения профессиональной,

– сформировать навыки учебно-исследовательской работы

Образовательные результаты.

В результате освоения курса учащиеся получат опыт работы с информацией на непрофессиональном уровне (в учебной деятельности и самообразовании):

• навыки поиска полнотекстовой, справочной и библиографической информации в гипертекстовом пространстве Интернета;

• системные знания о способах работы с информацией на разных этапах информационного развития общества;

• представления об основных понятиях информационно-библиотечной деятельности;

• навыки информационно-аналитической работы с текстами.

После изучения курса учащийся должен знать:

• основные понятия информационно-библиотечной деятельности;

• типы и виды информационных ресурсов библиотеки (справочные, учебные, научно-популярные, периодические издания, издания на нетрадиционных носителях);

• алгоритмы поиска информации в библиотечных каталогах;

• варианты поиска информации и нормы поведения в сети «Интернет»;

• способы работы с текстами (цитирование, свертывание информации, оформление библиографических ссылок, конспектирование);

• правила оформления учебно-исследовательских работ.

Учащийся должен понимать:

• значение информации для решения задач, возникающих в учебной деятельности;

• роль информации как общечеловеческой ценности;

• роль библиотек не только как хранилищ информации, но и информационных центров;

• особенности современного этапа развития общества.

Учащийся должен уметь:

• применять некоторые методы информационно-библиотечной деятельности, вести целенаправленный поиск нужной информации;

• правильно формулировать информационный запрос;

• эффективно использовать справочный аппарат книжных изданий,

• использовать периодические издания для выполнения учебно-исследовательских работ;

• правильно оформлять результаты учебных и исследовательских работ.

Методы преподавания, формы организации занятий и контроля.

В преподавании используются методы: информационно-рецептивный;исследовательский, проблемное изложение, практические занятия.

Основные формы организации учебных занятий: семинары, лекционно-практические занятия, имитации некоторых видов информационной работы, самостоятельные работы, дискуссии.

Формы контроля, включая критерии оценки: текущий поурочный контроль (письменные, устные работы, приуроченные к теме занятия).

Содержание курса «Основы информационной культуры»

1. Основы информационно – библиотечной деятельности

Основные значения понятий «культура», «информация».

Учащиеся должны знать:

· понятие о библиотеке

· абонемент

· правила пользования библиотекой

· порядок расстановки книг на полках

Учащиеся должны уметь:

· сам выбрать книгу

· простейшие операции по ремонту книги

· пользоваться расстановкой книг на полках в условиях открытого доступа

2. Взаимодействие с традиционными ресурсами

Справочный аппарат библиотеки. Периодические издания.

Учащиеся должны знать:

· понятие о газете и журнале

· структуру книги

· работу с систематическим каталогом

· понятие «каталожная карточка»

· понятие «картотека»

· работу со словарем, справочником, энциклопедией

Учащиеся должны уметь:

· использовать материалы периодики в учебном процессе

· пользоваться справочной литературой

3. Технологии работы с текстом

Свертывание информации

Учащиеся должны знать:

· как читать книги

· структуру книги

· методы самостоятельной работы с книгой

Учащиеся должны уметь:

· использовать знания о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними

· конспектировать

· составлять план чтения

· писать отзыв о книге

4. Ориентация в информационном пространстве библиотеки

Поиск информации

Учащиеся должны знать:

· работу с каталогом

· структуру каталога

· картотеку и ее структуру

· библиографические указатели

Учащиеся должны уметь:

· использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки для разыскивания литературы в помощь учебе, самообразованию

5. технология работы с Интернет-ресурсами

История Интернета. Поиск информации.

Учащиеся должны знать:

· механизм доступа к информации в сети Интернет

Учащиеся должны уметь:

· пользоваться технологиями при работе

 

Календарно-тематическое планирование спецкурса по развитию ИГШ «Основы информационной культуры»

№ п/п Содержание разделов курса Формы организации занятий Объем часов
1.

Основы информационно-библиотечной деятельности

5
1.1. Основные значения понятий «культура» и «информация» Лекции 4
1.2. Понятие «информационная культура» Семинар 1
2.

Взаимодействие с традиционными ресурсами

16
2.1. Современная библиотека как информационный центр. Информационная среда библиотеки Семинар 4
2.2. Основные виды изданий и способы работы с ними (учебные, справочные, отраслевые, научно-популярные, периодические издания). Учебные издания. Вспомогательные издания и их значение для самообразования (практикумы, хрестоматии, книги для чтения) Лекция, практич. зан. 5
2.3. Особенности работы со справочными изданиями. Виды справочных изданий Лекция, практич. зан. 2
2.4. Справочный аппарат книжных изданий и назначение его компонентов (аннотации, указатели, оглавление, предисловия, вступительная статья, послесловие, комментарий) Лекция, практич. зан. 3
2.5. Особенности работы с периодическими изданиями (указатели оглавлений). Нелинейные связи в журналах Лекция, практич. зан. 2
3.

Технологии работы с текстами

9
3.1. Свертывание информации: аннотация, библиографическое описание Лекция, практич. зан. 4
3.2. Правила составления конспекта Подготовка доклада Лекция, практич. зан. 3
3.3. Технология подготовки реферата. Использование методов информационно-библиотечной деятельности (поиск, отбор информации, систематизация, библиографирование, группировка) Лекция, практич. зан. 2
4.

Ориентация в информационном пространстве библиотеки

3
4.1. Инструменты поиска библиотечной информации: каталоги, картотеки, индекс Лекция 2
4.2. Понятие «классификация». Примеры классификаций Лекция 1
4.4. Поиск информации в электронном каталоге Лекция, практич. зан. 1
5.

Технологии работы с Интернет-ресурсами

35
5.1. История Интернета. Основные сервисы сети «Интернет». On-line ресурсы: характеристика Лекция 7
5.2. Механизм доступа к информации в сети «Интернет». Понятие «гипертекст». Гипертекстовые ссылки. Ключевые слова как средство поиска информации Лекция 28

Итого: объем курса

68

 

№п/п Наименование темы Количество часов

Начальная школа

1 класс

1. Первое посещение библиотеки. 1
2. Правила и умение обращаться с книгой. 1
3. Посвящение в читатели. 1
  Всего занятий: 3

2 класс

1. Экскурсия в библиотеку. 1
2. Строение книги. Элементы книги. 1
3. Газеты и журналы для детей. 1
4. Шоу-викторина «Угадай книгу». 1
  Всего занятий: 4

3 класс

1. Структура книги. 1
2. Выбор книг в библиотеке. 1
3. Как читать книги. 1
4. Твои первые энциклопедии. 1
  Всего занятий: 4

4 класс

1. Книга и ее создатели 1
2. Справочная литература 1
3. Каталог – компас в книжном мире. 1
4. Урок – игра «Библиотечная мозаика» 1
  Всего занятий: 4

Средняя школа.

5 класс

1. Чтение как удовольствие 1
2. Художественное оформление книги. Иллюстрации. 1
3. Методы работы с книгой. 1
4. Поиск информации в Интернете 3
  Всего занятий: 6

6 класс

1. Структура библиотечных фондов. 1
2. Справочно-информационный поисковый аппарат библиотеки. 1
3. Книжные каникулы. 1
4. Поиск информации в Интернете 3
  Всего занятий: 6

7 класс

1. Каталоги и картотеки. 1
2. Научно-популярная литература. 1
3. Рекомендую другу. 1
4. Поиск информации в Интернете 3
  Всего занятий: 6

8 класс

1. Новости почтового дилижанса. 1
2. Методы самостоятельной работы с литературой. 1
3. Технология подготовки реферата. 1

 

4. Поиск информации в Интернете 6
  Всего занятий: 9

9 класс

1. Методы свертывания информации. 1
2. Методы самостоятельной работы с литературой. 1
3. Книги, которые должны быть прочитаны. 1
4. Поиск информации в Интернете 4
  Всего занятий: 7

Старшая школа

10 класс

1. Методы свертывания информации. 1
2. Техника интеллектуального труда. 1
3. Поиск информации в Интернете 10
  Всего занятий: 12

11 класс

1. Работа с электронными энциклопедиями. 1
2. Поиск информации в Интернете. 1
3. Поиск информации в Интернете 5
  Всего занятий: 7
  Всего занятий за год: 68

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: