Чтение и «читательская грамотность» (иными словами информационная культура) сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003–2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.
Известный социолог культуры и чтения С.Н. Плотников, обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей. Оказывается, читатели отличаются от «нечитателей» уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют свои мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Таким образом, с точки зрения С.Н. Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Печатная информация – труднее усваивается и запоминается. Однако именно эта информация лучше структурирована и именно она накоплена человечеством в виде «книжной вселенной».
Аудиовизуальная информация значительно легче осваивается и легкодоступна. Но она, как правило, представляет собой «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов.
Не стоит забывать, что чтение – это труд, который в первую очередь делает человека мыслящим.
Осознание проблемы функциональной неграмотности позволило понять, что именно она приводит к тому, что в результате недостаточных навыков чтения миллионам людей трудно справиться с ответственностью в повседневной жизни. Например, трудно помочь своему ребенку, когда у него возникают проблемы в учебе, заполнить декларацию о доходах, разобраться в инструкции к лекарствам. А какие проблемы ждут такого избирателя, когда наступает время выборов, ведь чтобы разобраться в предложениях кандидатов политических партий, он должен не только уметь читать, но и понять, проанализировать тексты их программ.
Таким образом, проблема чтения в сельской местности включает в себя:
1. Вторичная неграмотность (слабая техника чтения затрудняет освоение информации);
2. отсутствие выбора интересных книг (отсутствие специализированных книжных магазинов, слабая книгообеспеченность библиотек);
3. следовательно, отсутствие интереса к самому процессу чтения (нельзя любить то, чего нет);
4. рождение «неграмотного читателя» (читателя, который не вникает в суть читаемого).
Данную проблему я предлагаю решить посредством внедрения мероприятия (специального курса) по развитию информационной грамотности школьников (ИГШ) посредством сети школьных библиотек. Согласно Примерному положению о библиотеке ОУ, одним из направлений в работе школьной библиотеки является воспитание учащихся информационной культуре. Как заявил экс-президент страны В.В. Путин, библиотека «должна быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, досуговым и культурным центром».
Из всего вышесказанного в курсовом проекте я предлагаю следующее мероприятие.
Наименование ОУ Адрес
«УТВЕРЖДАЮ» Телефон
директор ОУ Факс
План по реализации мероприятия (специализированного курса) по развитию информационной грамотности школьников (ИГШ) посредством школьной библиотеки
мероприятия | сроки | участники | Ответственный за исполнение | Ожидаемые результаты |
1. Организационное обеспечение | ||||
Разработка и утверждение плана-графика мероприятия (спецкурса) по развитию ИГШ | Март текущего учеб. года 2010–11 | зав. библиотекой или библиотекарь; завуч по УР | Директор ОУ | Система мероприятий, обеспечивающих развитие ИГШ |
Педсовет «Развитие ИГШ» | Апрель текущего учеб. года 2010–11 | педколлектив | Директор ОУ | Перечень требований к условиям организации мероприятий по воспитанию ИГШ |
Педсовет «Анализ результатов освоения школьниками мероприятий по развитию ИГШ» | Май следующего учеб. года 2011–12 | Педколлектив | зав. библиотекой или библиотекарь; завуч по УР; Директор ОУ | Определение необходимых изменений в спецкурсе по воспитанию ИГШ, оценка качества знаний |
Комплектование школьной библиотеки детской литературой | В течение текущего учебного года 2010–11 | Учредитель ОУ; Спонсоры-предприниматели района, общ. организации | Директор ОУ | Пополнение фонда детской литературой |
Постановка на внутри школьный учет приобретенной детской литературы | По мере приобретения | зав. библиотекой или библиотекарь; | Директор ОУ | Постановка на учетный баланс школы приобретенной литературы |
Комплектование школьной библиотеки дополнительными компьютерами для читателей, подключение их к Интернету. | Апрель-май текущего учебного года 2010–11 | Зам.директора по АХР | Директор ОУ | Создание рабочих мест читателя с компьютером и Интернетом |
2. Нормативное обеспечение проведения мероприятий по развитию ИГШ | ||||
Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих проведение мероприятий по развитию ИГШ, доведение нормативных документов до сведения всех лиц | Апрель текущего учеб. года 2010–11 | Классные руководители; Завуч по УР; Директор ОУ | Директор ОУ | Внесение изменений в программу развития ОУ |
3. Кадровое и методическое обеспечение | ||||
Посещение компьютерных курсов при РИПКРО | Апрель-май текущего учеб. года 2010–11 | зав. библиотекой или библиотекарь ОУ | Директор ОУ | Повышение компьютерной грамотности |
4. Финансовое обеспечение реализации мероприятия по развитию ИГШ | ||||
Определение финансовых затрат | Март текущего учеб. года 2010–11 | - | Директор ОУ | Проект бюджета на 2011–12 учеб. год с учетом затрат |
Директор ОУ Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР Директор школы:
___________________ ___________________
Программа мероприятия (специализированного курса) по развитию информационной грамотности школьников (ИГШ) посредством школьной библиотеки. «Основы информационной культуры»
Руководитель: зав. библиотекой (или библиотекарь) ОУ
Количество часов за год – 68
Количество часов в неделю – 2
На каждый класс-комплект количество часов занятий по спецкурсу невелико (3–12 часов в год). Поэтому время для проведения таких занятий рекомендуется извлечь из классных часов (которые проводятся еженедельно). Классный руководитель обеспечивает явку учащихся. Занятия по мере необходимости проводятся с использованием интерактивной доски, компьютера, Интернета, применением компьютерных презентаций, учебных дисков, книг, их электронных вариантов.
Начало реализация программы рассчитано на 2011–12 и последующие учебные годы.
Пояснительная записка.
Данный курс ориентирован на формирование культуры нового типа – информационной. Курс формирует как предметные (информационно-библиотечные), так и метапредметные (из истории, литературы, философии, культурологии) знания, необходимые для понимания информационных явлений в обществе. Данный курс ориентирован на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с информацией.
Цели, задачи, образовательные результаты
Цель курса – формирование информационной культуры (ИК) как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности.
Информационное поведение – определенный образ действий для получения нужной информации в оптимально короткий срок.
Информационное мировоззрение предполагает отношение к информации как общечеловеческой ценности
Задачи изучения дисциплины:
– сформировать информационно-культурологический тезаурус, необходимый для понимания информационных явлений в обществе;
– ознакомить со способами, методами, приемами поисковой работы в информационном пространстве Интернета и в библиотеках;
– привить навыки и умения информационной деятельности, необходимые для самообразовательной деятельности и освоения профессиональной,
– сформировать навыки учебно-исследовательской работы
Образовательные результаты.
В результате освоения курса учащиеся получат опыт работы с информацией на непрофессиональном уровне (в учебной деятельности и самообразовании):
• навыки поиска полнотекстовой, справочной и библиографической информации в гипертекстовом пространстве Интернета;
• системные знания о способах работы с информацией на разных этапах информационного развития общества;
• представления об основных понятиях информационно-библиотечной деятельности;
• навыки информационно-аналитической работы с текстами.
После изучения курса учащийся должен знать:
• основные понятия информационно-библиотечной деятельности;
• типы и виды информационных ресурсов библиотеки (справочные, учебные, научно-популярные, периодические издания, издания на нетрадиционных носителях);
• алгоритмы поиска информации в библиотечных каталогах;
• варианты поиска информации и нормы поведения в сети «Интернет»;
• способы работы с текстами (цитирование, свертывание информации, оформление библиографических ссылок, конспектирование);
• правила оформления учебно-исследовательских работ.
Учащийся должен понимать:
• значение информации для решения задач, возникающих в учебной деятельности;
• роль информации как общечеловеческой ценности;
• роль библиотек не только как хранилищ информации, но и информационных центров;
• особенности современного этапа развития общества.
Учащийся должен уметь:
• применять некоторые методы информационно-библиотечной деятельности, вести целенаправленный поиск нужной информации;
• правильно формулировать информационный запрос;
• эффективно использовать справочный аппарат книжных изданий,
• использовать периодические издания для выполнения учебно-исследовательских работ;
• правильно оформлять результаты учебных и исследовательских работ.
Методы преподавания, формы организации занятий и контроля.
В преподавании используются методы: информационно-рецептивный;исследовательский, проблемное изложение, практические занятия.
Основные формы организации учебных занятий: семинары, лекционно-практические занятия, имитации некоторых видов информационной работы, самостоятельные работы, дискуссии.
Формы контроля, включая критерии оценки: текущий поурочный контроль (письменные, устные работы, приуроченные к теме занятия).
Содержание курса «Основы информационной культуры»
1. Основы информационно – библиотечной деятельности
Основные значения понятий «культура», «информация».
Учащиеся должны знать:
· понятие о библиотеке
· абонемент
· правила пользования библиотекой
· порядок расстановки книг на полках
Учащиеся должны уметь:
· сам выбрать книгу
· простейшие операции по ремонту книги
· пользоваться расстановкой книг на полках в условиях открытого доступа
2. Взаимодействие с традиционными ресурсами
Справочный аппарат библиотеки. Периодические издания.
Учащиеся должны знать:
· понятие о газете и журнале
· структуру книги
· работу с систематическим каталогом
· понятие «каталожная карточка»
· понятие «картотека»
· работу со словарем, справочником, энциклопедией
Учащиеся должны уметь:
· использовать материалы периодики в учебном процессе
· пользоваться справочной литературой
3. Технологии работы с текстом
Свертывание информации
Учащиеся должны знать:
· как читать книги
· структуру книги
· методы самостоятельной работы с книгой
Учащиеся должны уметь:
· использовать знания о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними
· конспектировать
· составлять план чтения
· писать отзыв о книге
4. Ориентация в информационном пространстве библиотеки
Поиск информации
Учащиеся должны знать:
· работу с каталогом
· структуру каталога
· картотеку и ее структуру
· библиографические указатели
Учащиеся должны уметь:
· использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки для разыскивания литературы в помощь учебе, самообразованию
5. технология работы с Интернет-ресурсами
История Интернета. Поиск информации.
Учащиеся должны знать:
· механизм доступа к информации в сети Интернет
Учащиеся должны уметь:
· пользоваться технологиями при работе
Календарно-тематическое планирование спецкурса по развитию ИГШ «Основы информационной культуры»
№ п/п | Содержание разделов курса | Формы организации занятий | Объем часов |
1. | Основы информационно-библиотечной деятельности | 5 | |
1.1. | Основные значения понятий «культура» и «информация» | Лекции | 4 |
1.2. | Понятие «информационная культура» | Семинар | 1 |
2. | Взаимодействие с традиционными ресурсами | 16 | |
2.1. | Современная библиотека как информационный центр. Информационная среда библиотеки | Семинар | 4 |
2.2. | Основные виды изданий и способы работы с ними (учебные, справочные, отраслевые, научно-популярные, периодические издания). Учебные издания. Вспомогательные издания и их значение для самообразования (практикумы, хрестоматии, книги для чтения) | Лекция, практич. зан. | 5 |
2.3. | Особенности работы со справочными изданиями. Виды справочных изданий | Лекция, практич. зан. | 2 |
2.4. | Справочный аппарат книжных изданий и назначение его компонентов (аннотации, указатели, оглавление, предисловия, вступительная статья, послесловие, комментарий) | Лекция, практич. зан. | 3 |
2.5. | Особенности работы с периодическими изданиями (указатели оглавлений). Нелинейные связи в журналах | Лекция, практич. зан. | 2 |
3. | Технологии работы с текстами | 9 | |
3.1. | Свертывание информации: аннотация, библиографическое описание | Лекция, практич. зан. | 4 |
3.2. | Правила составления конспекта Подготовка доклада | Лекция, практич. зан. | 3 |
3.3. | Технология подготовки реферата. Использование методов информационно-библиотечной деятельности (поиск, отбор информации, систематизация, библиографирование, группировка) | Лекция, практич. зан. | 2 |
4. | Ориентация в информационном пространстве библиотеки | 3 | |
4.1. | Инструменты поиска библиотечной информации: каталоги, картотеки, индекс | Лекция | 2 |
4.2. | Понятие «классификация». Примеры классификаций | Лекция | 1 |
4.4. | Поиск информации в электронном каталоге | Лекция, практич. зан. | 1 |
5. | Технологии работы с Интернет-ресурсами | 35 | |
5.1. | История Интернета. Основные сервисы сети «Интернет». On-line ресурсы: характеристика | Лекция | 7 |
5.2. | Механизм доступа к информации в сети «Интернет». Понятие «гипертекст». Гипертекстовые ссылки. Ключевые слова как средство поиска информации | Лекция | 28 |
Итого: объем курса | 68 |
№п/п | Наименование темы | Количество часов |
Начальная школа | ||
1 класс | ||
1. | Первое посещение библиотеки. | 1 |
2. | Правила и умение обращаться с книгой. | 1 |
3. | Посвящение в читатели. | 1 |
Всего занятий: | 3 | |
2 класс | ||
1. | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
2. | Строение книги. Элементы книги. | 1 |
3. | Газеты и журналы для детей. | 1 |
4. | Шоу-викторина «Угадай книгу». | 1 |
Всего занятий: | 4 | |
3 класс | ||
1. | Структура книги. | 1 |
2. | Выбор книг в библиотеке. | 1 |
3. | Как читать книги. | 1 |
4. | Твои первые энциклопедии. | 1 |
Всего занятий: | 4 | |
4 класс | ||
1. | Книга и ее создатели | 1 |
2. | Справочная литература | 1 |
3. | Каталог – компас в книжном мире. | 1 |
4. | Урок – игра «Библиотечная мозаика» | 1 |
Всего занятий: | 4 | |
Средняя школа. | ||
5 класс | ||
1. | Чтение как удовольствие | 1 |
2. | Художественное оформление книги. Иллюстрации. | 1 |
3. | Методы работы с книгой. | 1 |
4. | Поиск информации в Интернете | 3 |
Всего занятий: | 6 | |
6 класс | ||
1. | Структура библиотечных фондов. | 1 |
2. | Справочно-информационный поисковый аппарат библиотеки. | 1 |
3. | Книжные каникулы. | 1 |
4. | Поиск информации в Интернете | 3 |
Всего занятий: | 6 | |
7 класс | ||
1. | Каталоги и картотеки. | 1 |
2. | Научно-популярная литература. | 1 |
3. | Рекомендую другу. | 1 |
4. | Поиск информации в Интернете | 3 |
Всего занятий: | 6 | |
8 класс | ||
1. | Новости почтового дилижанса. | 1 |
2. | Методы самостоятельной работы с литературой. | 1 |
3. | Технология подготовки реферата. | 1 |
4. | Поиск информации в Интернете | 6 |
Всего занятий: | 9 | |
9 класс | ||
1. | Методы свертывания информации. | 1 |
2. | Методы самостоятельной работы с литературой. | 1 |
3. | Книги, которые должны быть прочитаны. | 1 |
4. | Поиск информации в Интернете | 4 |
Всего занятий: | 7 | |
Старшая школа | ||
10 класс | ||
1. | Методы свертывания информации. | 1 |
2. | Техника интеллектуального труда. | 1 |
3. | Поиск информации в Интернете | 10 |
Всего занятий: | 12 | |
11 класс | ||
1. | Работа с электронными энциклопедиями. | 1 |
2. | Поиск информации в Интернете. | 1 |
3. | Поиск информации в Интернете | 5 |
Всего занятий: | 7 | |
Всего занятий за год: | 68 |