Анализ финансового состояния предприятия

 

На размер прибыли влияют следующие факторы: объем товарооборота, уровень валового дохода и уровень издержек обращения.

Прибыль от реализации продукции (PQ) представляет конечный результат деятельности предприятия в сфере производства и обращения. Она рассчитывается по формуле (2.4.1): [28]

PQ = QР – S – K – Y              (2.4.1)

 

где PQ прибыль от реализации; QР выручка от реализации;

S – себестоимость реализации; K – коммерческие расходы;

Y – управленческие расходы;

Величина прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: объема и структуры реализации, ее полной себестоимости и оптовых цен. Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость при реализации рентабельной продукции и обратная зависимость при реализации убыточной.

1. Влияние объема реализации продукции определяется по формуле (2.4.2):

 

DP1 = P0 × (К2 – 1)                       (2.4.2)

 

где К2 = S1: S0 = 69892: 52954 = 1,32

DP1 = 2300 × (1,32 – 1) = 736 тыс. руб.

2. Влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции определяется по формуле (2.4.3):

 

DP2 = P0 × (К1 – К2)                    (2.4.3)

 

где К1 = QР1: QР0 = 73231: 56269 = 1,3; К2 = S1: S0 = 69892: 52954 = 1,32

DP2 = 2300× (1,3 – 1,32) = – 46 тыс. руб.

Таким образом, в результате увеличения объема реализации прибыль увеличилась на 736 тыс. руб. В результате сдвигов в структуре и ассортименте прибыль уменьшилась на 46 тыс. руб.

3. Влияние изменения уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции на прибыль определяется по формуле (2.4.4):

 

DP3 = QР1 ((S0 / QР0) – (S1 / QР1)) (2.4.4)

 

DP3 = 73231 × ((52954: 56269) – (69892: 73231)) = – 732 тыс. руб.

В результате увеличение затрат на 1 руб. реализованной продукции прибыль уменьшилась на 732 тыс. руб.

4. Влияние изменения коммерческих расходов вычислим по формуле (2.4.5):

 

DP4 = QР1 ((К0 / QР0) – (К1 / QР1)) (2.4.5)

 

DP4 = 73231 × ((1016: 56269) – (874: 73231)) = 439 тыс. руб.

Уменьшение коммерческих расходов привело к увеличению прибыли на 439 тыс. руб. Проведенные расчеты оформим в таблице 8.

Влияние четырех факторов на прибыль от реализации в сумме составило 397 тыс. руб. Наибольшее отрицательное воздействие на прибыль оказало изменение уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции.

 

Таблица 8 – Результаты факторного анализа прибыли

Факторы изменения роста прибыли от реализации продукции Сумма влияния, тыс. руб.
1. Изменение объема реализации продукции 736
2. Изменение структуры и ассортимента реализованной продукции – 46
3. Изменение уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции – 732
4. Изменение коммерческих расходов 439
Сумма факторных отклонений 397

 

По данным бухгалтерского баланса (форма №1) и другим источникам информации проведем анализ финансового состояния торгового предприятия в таблице 9. [33]

 


Таблица 9 – Анализ оборотных активов (тыс. руб.)

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение, (+ / –) Темп отклонения, (%)
Валюта баланса 66573 79769 85595 19022 28,57
Внеоборотные активы 22189 22375 19167 -3022 -13,62
Оборотные активы 44384 257394 66428 22044 49,67
из них запасы 21921 28516 33743 11822 53,93
готовая продукция и товары 10500 15554 20443 9943 94,70
дебиторская задолженность 7837 10854 11412 3575 45,62
денежные средства 13449 15849 17800 4351 32,35

 

За рассматриваемый период валюта баланса по фирме увеличилась на 19022 тыс. руб. (28,57%), в том числе:

- оборотные активы – на 22044 тыс. руб. (49,67%);

- запасы – на 11822 тыс. руб. (53,93%);

- готовая продукция и товары – на 9943 тыс. руб. (94,7%);

- дебиторская задолженность – на 3575 тыс. руб. (45,62%);

- денежные средства – на 4351 тыс. руб. (32,35%);

- внеоборотные активы – уменьшились на 3022 тыс. руб. (13,62%).

Высокие темпы роста запасов, готовой продукции и товаров, денежных средств и других ценностей вызваны влиянием на их размер инфляционных факторов. Для анализа состава и структуры собственного капитала будем использовать данные, представленные в таблице 10.

 

Таблица 10 – Анализ состава и структуры собственного капитала за 2009 г.

Показатель

(тыс. руб.)

Базисный 2008 год

Отчетный 2009 год

Отклонение

тыс. руб. %
1. Уставный капитал 10000 10000
2. Добавочный капитал 1608 1608
3. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 8232 7411 -821 -9,97
Итого капитал 19840 19019 -821 -4,14

 

В анализируемом периоде произошли следующие изменения структуры собственного капитала. Общая величина капитала уменьшилась на 821 тыс. руб., что связано с уменьшением нераспределенной прибыли. Величина уставного и добавочного капитала осталась при этом неизменной.

Для анализа ликвидности и платежеспособности рассчитаем следующие коэффициенты на основе данных бухгалтерского баланса (форма № 1) и занесем полученные данные в таблицу 11. [36]

1. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений.

КА.Л. = (с. 250 + с.260): (с.610 + с.620 + с.630 + с.660)

2. Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все средства.

КТ.Л. = с.290: (с.610 + с.620 + с.630 + с.660)

3. Коэффициент маневренности функционирующего капитала показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности.

Км = (с. 210 + с.220 + с.230): (с.290 – с.610 – с.620 – с.630 – с.660)

4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, для ее деятельности.

КО.С.С. = (с. 490 – с.190): с.290

 

 


Таблица 11 – Показатели ликвидности и платежеспособности

Показатель Норматив 2008 г. 2009 г. Отклонение, (+ / –) Темп отклонения, (%)
Коэффициент абсолютной ликвидности ³ 0,1–0,7 0,34 0,42 0,08 123,53
Коэффициент текущей ликвидности 1,5 оптимальное 2,0–3,5 1,25 1,56 0,31 124,80
Коэффициент маневренности функционирующего капитала Уменьшение в динамике – положительный факт 2,7 2,63 -0,07 97,41
Коэффициент обеспеченности собственными средствами ³ 0,1 чем больше, тем лучше -0,04 -0,02 0,02 50,00

 

Показатели ликвидности представлены в графической форме на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Показатели ликвидности

 

Показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Мэтр‑Л» соответствуют нормативным значениям. Однако коэффициент обеспеченности собственными средствами является отрицательным.

Для анализа финансовой устойчивости ООО «Мэтр‑Л» на основе данных бухгалтерского баланса (форма № 1) рассчитаем следующие показатели и запишем их в таблицу12. [29]

1. Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага) показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств.

ККАП = (с. 590 + с.690): с.490

2. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников.

КОС = (с. 490 – с.190): с.290

3. Коэффициент финансовой независимости (автономии) показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования.

КАВ = с. 490: с.700

4. Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных, а какая – за счет заемных средств.

КФИН = с. 490: (с.590 + с.690)

5. Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников.

КФ.У. = (с. 490 + с.590): с.700

 

Таблица 12 – Показатели финансовой устойчивости

Показатель Норматив 2008 г. 2009 г. Отклонение (+/–) Темп роста, %
Коэффициент капитализации < 1,5 1,61 2,21 0,6 137,27
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,1 – 0,5 0,81 0,62 -0,19 76,54
Коэффициент автономии > 0,5 0,38 0,31 -0,07 81,58
Коэффициент маневренности собственного капитала 0,4 – 0,5 0,62 0,45 -0,17 72,58
Коэффициент финансовой устойчивости ³ 0,6 0,42 0,38 -0,04 90,48

 

Хотя в настоящее время у ООО «Мэтр‑Л» показатели финансовой устойчивости соответствуют нормативным значениям, наблюдается их уменьшение.

Для анализа деловой активности ООО «Мэтр‑Л» рассчитаем следующие коэффициенты деловой активности, используя данные формы № 1 и № 2. [29]

Общие показатели оборачиваемости (в оборотах):

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) показывает эффективность использования имущества, а также отражает скорость оборота всего капитала организации за период (в количестве оборотов).

КР.О. = с. 010 (ф. №2): (с.190 + с.290 (ф. №1))

2. Коэффициент оборачиваемости оборотных (мобильных) средств показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных).

КО.О.С. = с. 010 (ф. №2): с.290 (ф. №1)

3. Фондоотдача показывает эффективность использования основных средств организации:

КФ.О. = с. 010 (ф. №2): с.120 (ф. №1)

4. Коэффициент отдачи собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала, т.е. сколько тыс. руб. выручки приходится на 1 тыс. руб. вложенного собственного капитала.

КС.К. = с. 010 (ф. №2): с.490 (ф. №1)

Показатели управления активами (в днях) рассмотрим по формулам, представленным ниже, полученные данные внесем в таблицу 13:

1. Оборачиваемость материальных средств (запасов) показывает, за сколько дней в среднем оборачиваются запасы в анализируемом периоде.

КО.М.С. = (с. 210 (ф. №1) × t): с.010 (ф. №2)

2. Оборачиваемость денежных средств показывает срок оборота денежных средств.

КО.Д.С. = (с. 260 (ф. №1) × t): с.010 (ф. №2)

3. Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах показывает количество оборотов средств в дебиторской задолженности за отчетный период (обороты)

КО.С. Р. = с. 010 (ф. №2): (с.230 или с. 240 (ф. №1))

4. Срок погашения дебиторской задолженности показывает, за сколько дней в среднем погашается дебиторская задолженность организации (в днях).

КД.З. = (с. 230 или с.240 (ф. №1) × t): с.010 (ф. №2)

5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемого организации (обороты).

КО.К..З. = с.010 (ф. №2): с. 620 (ф. №1)

6. Срок погашения кредиторской задолженности показывает средний срок возврата долгов организации по текущим обязательствам:

КК..З. = (с.620 (ф. №1) × t): с. 010 (ф. №2)

 

Таблица 13 – Показатели деловой активности

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение (+/–) Темп роста, %

Общие показатели оборачиваемости

Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) 0,71 0,86 0,15 121,13
Коэффициент оборачиваемости оборотных (мобильных) средств 0,98 1,10 0,12 112,24
Фондоотдача 2,98 3,88 0,9 130,20
Коэффициент отдачи собственного капитала 2,84 3,85 1,01 135,56

 

Продолжение таблицы 13

Показатели управления активами

Оборачиваемость материальных средств (запасов) 42,78 26,05 -16,73 60,89
Оборачиваемость денежных средств 15,57 2,78 -12,79 17,85
Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах 5,18 6,41 1,23 123,75
Срок погашения дебиторской задолженности 19,57 9,72 -9,85 49,67
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 1,56 2,15 0,59 137,82
Срок погашения кредиторской задолженности 115,12 10,25 -104,87 8,90

 

Рассмотрим графически представленные коэффициенты оборачиваемости (рисунок 4) и периоды оборота (рисунок 5).

 

Рисунок 4 – Коэффициенты оборачиваемости

 

Рисунок 5 – Периоды оборота

 


По результатам анализа видно, что происходит увеличение коэффициентов оборачиваемости. Однако положительным моментом для предприятия является снижение сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности, а также оборачиваемость материальных запасов и денежных средств.

Далее проведем анализ рентабельности ООО «Мэтр‑Л». Показатели, характеризующие рентабельность предприятия определяются на основе форм № 1 и 2 по следующим формулам.

1. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

РПР. = с.050 (ф. №2): с. 010 (ф. №2) × 100%

2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности показывает уровень прибыли после выплаты налога.

РБУХ. = с.140 (ф. №2): с. 010 (ф. №2) × 100%

3. Чистая рентабельность показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки.

РЧИСТ. = с.190 (ф. №2): с. 010 (ф. №2) × 100%

4. Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала.

РЭК. = с.190 (ф. №2): с. 490 (ф. №1) × 100%

5. Валовая рентабельность показывает, сколько прибыли приходится на единицу выручки.

РВАЛ. = с.029 (ф. №2): с. 010 (ф. №2) × 100%

6. Затратоотдача показывает, сколько прибыли приходится на 1 тыс. руб. затрат.

ЗО = с.050 (ф. №2): (с. 20 + с.030 + с.040 (ф. №2)) × 100%

Полученные показатели рентабельности записываем в таблицу 14.

Динамика рентабельности представлена в графическом виде на рисунке 6.

Показатели рентабельности по предприятию снижаются, значения рентабельности очень низкие, однако положительным моментом является рост чистой рентабельности и рентабельности собственного капитала.

 

Таблица 14 – Показатели рентабельности

Показатель 2008г. 2009г. Отклонение (+/–) Темп роста, %
Рентабельность продаж 4,09 3,36 -0,73 82,15
Бухгалтерская рентабельность 0,11 0,10 -0,01 90,91
Чистая рентабельность 0,085 0,086 0,001 101,18
Рентабельность собственного капитала 0,24 0,33 0,09 137,50
Валовая рентабельность 5,89 4,56 -1,33 77,42
Затратоотдача 4,26 3,48 -0,78 81,69

 

Рисунок 6 – Динамика рентабельности

 

Для оценки эффективности деятельности предприятия проведем анализ использования оборотных средств и динамики прибыли (таблица 15).

 

Таблица 15 – Анализ состояния и использования оборотных средств

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение, (+ / –) Темп отклонения, (%)
Товарооборот, тыс. руб.

56269

73231

16962

130,14

Оборотные средства, тыс. руб.

13010

9034

-3976

69,44

Оборачиваемость

 

 

 

 

в днях оборота

84,4

45

-39,4

53,32

в числе оборотов

4,33

8,11

3,78

187,30

Товарооборот на 1 руб. оборотных средств

4,33

8,11

3,78

187,30

Оборотные средства на 1 руб. товарооборота

0,23

0,12

-0,11

52,17

 

Оборотные средства – это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе планомерного кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму после его завершения.

По данным таблицы можно сделать вывод, что товарооборот увеличился на 16962 тыс. руб. В результате увеличения товарооборота оборачиваемость оборотных средств в днях оборота сократилась на 39,4 дней. Это позволило высвободить дополнительные денежные средства из товарооборота. Однако величина оборотных средств уменьшилась на 3976 тыс. руб.

Товарооборот на 1 рубль оборотных средств вырос на 3,78 тыс. руб., что говорит об эффективном управлении оборотными активами магазина. Оборачиваемость оборотных средств в числе оборотов увеличилась на 3,78 что говорит об ускорении обновления оборотных средств.

Прибыль – важнейший показатель, характеризующий эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Более чем какой-либо показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов. Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа. Динамика прибыли предприятия представлена в таблице 16.

Анализ показывает снижение уровня валового дохода, рост внереализационных расходов, что отрицательно сказывается на величине прибыли. На величину балансовой прибыли по сравнению с прошлым годом оказало влияние стоимости сырья, материалов, топлива и др. материально-технических ресурсов, изменение цен на реализацию продукции.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, роста прибыли.

 

Таблица 16 – Динамика прибыли предприятия за 2008–2009 гг.

Показатель (тыс. руб.) 2008 г. 2009 г. Отклонение (+ / –) Темп отклонения (%)
Товарооборот

56269

73231

16962

130,14

Сумма валового дохода

3316

3339

23

100,69

Уровень валового дохода

5,89

4,55

-1,34

77,25

Внереализационные доходы

373

958

585

256,84

Прибыль от реализации

2300

2465

165

107,17

Внереализационные расходы

1138

1507

369

132,43

Прибыль балансовая

63

76

13

120,63

Налог

15

17

2

113,33

Прибыль чистая

48

63

15

131,25

 

Проведенный анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1. Розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается.

2. Достигнут рост товарооборота практически по всем товарным группам которыми торгует предприятие.

3. Прирост товарооборота, в основном, достигнут в основном за счет влияния цен, а также за счет эффективного использования всех видов ресурсов.

4. Производительность труда работников увеличилась на 11,5%.

5. Уменьшилась стоимость основных фондов.

6. Увеличилась стоимость оборотных средств.

7. Предприятие в 2009 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей, заключены договоры с новыми поставщиками.

8. За 2009 г. общие показатели рентабельности снизились, однако увеличились чистая рентабельность и рентабельность собственного капитала.

9. Увеличилась сумма валового дохода предприятия, это было достигнуто в основном за счет увеличения товарооборота.

Увеличить объем продаж предприятия, а следовательно и получить больше прибыли возможно, предприняв ряд определенных мер.

По результатам анализа можно сделать следующие предложения:

1. Для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы. Больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками и выполнению договорной дисциплины, стремиться к снижению дебиторской и кредиторской задолженности.

2. Производить закупку товаров у крупных поставщиков, расширить ассортимент товаров за счет товаров для детского творчества.

3. Добиться роста эффективности труда торговых работников. С этой целью осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни.

4. Экономисту предприятия разработать прогноз развития розничного товарооборота на предстоящий год и вести оперативный контроль за ходом его реализации. Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.

5. Совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от продажи товаров).

Учитывая вышесказанное, были предложены конкретные мероприятия, положительно влияющие на объем продаж и расширение ассортимента. Так, необходимо провести перепланировку магазина и оптимизацию выкладки товаров с учетом расширения ассортимента и сезонного спроса. Расширение ассортимента товаров произвести за счет товаров для детского творчества, как не подверженных колебаниям сезонного спроса. Оптимизировать продажи, особенно для корпоративных клиентов, путем разработки и внедрения интернет-магазина. Денежные средства для указанных мероприятий получить от продажи объекта незавершенного строительства и объекта основных средств, а также от сдачи помещения в аренду.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: