Мастерство В. А. Сухомлинского в решении педагогических

Задач «Сто советов учителю»

В.А. Сухомлинский - (1918 - 1970) – известный педагог – новатор всю свою научную и практическую деятельность посвятивший созданию «очеловеченной» школы. В.А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему. Одним из стержневых вопросов ее был вопрос воспитания всесторонне развитой личности, что требует системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважения личности ребенка.

В.А. Сухомлинским было написано множество книг, посвященных различным проблемам воспитания и обучения детей, формированию детского коллектива. Одной из книг педагога является книга «Сто советов учителю», написанная в 1965 – 1967 гг. на основе личного опыта и опыта учителей Павлышской школы автор дает полезные советы педагогам по различным вопросам организации, содержания, форм, методов и приемов учебно–воспитательной работы, по вопросам самовоспитания учащихся, формирования у них гражданского долга.

Педагогические задачи предполагают осмысление сложившейся ситуа­ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при­ближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций.

Мастерство педагога заключается в умении превратить ситуа­цию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к по­ставленной цели.

Анализируя деятельность В.А. Сухомлинского в решении различных педагогических ситуаций, можно привести некоторые примеры непосредственно из практики В.А. Сухомлинского. Например, В.А. Сухомлинский описывает историю пятиклассника, который взял домой без разрешения цветные карандаши у своего одноклассника, которые были единственные в классе и которыми мог пользоваться любой человек, каким образом поступил сам В. А. Сухомлинский – он догадался о том, кто мог взять карандаши, но никому не сказал, потому что знал особенности этого ребенка, знал его интерес к рисованию. В этом случае, В. А. Сухомлинский, во – первых, учитывает индивидуальные особенности ребенка, его интересы и, во-вторых, говорит о том, что «необходимо с осторожностью относиться к опрометчивым поступкам детей, в которых не зло, а ошибка, которую ребенок сам переживает» и не всегда может ее исправить самостоятельно. В итоге, был достигнут определенный результат: ученик понял свою ошибку и в этом ему помог учитель. Анализируя данный случай В.А. Сухомлинский, также, отмечает то, что «детские ошибки в преобладающем большинстве случаев не нужно делать предметом обсуждения коллектива. Знайте о детской ошибке только вы – так будет несравненно лучше».

 В. А. Сухомлинский в своих трудах рассматривает также проблему конфликта. Конфликт – это тоже педагогическая ситуация, возникающая спонтанно, которую можно превратить в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к решению определенной цели.

«Конфликт между педагогом и ребенком – большая беда для школы» - говорил В.А. Сухомлинский. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Умение избежать конфликтов – одна из составных частей педагогической мудрости учителя».

Таким образом, в решении различных педагогических задач можно проследить основные принципы, которыми руководствовался В.А. Сухомлинский в своей деятельности. Педагог всегда считал, что наивысшей ценностью является сам человек – ребенок, которого вы воспитываете, поэтому к решению любой ситуации необходимо подходить, учитывая особенности конкретного ребенка.

Педагог может повлиять только на того ребенка, который доверяет ему, только тогда возможно разрешить любую ситуацию, когда педагога и воспитанника объединяет общность духовных интересов.

Результативность воспитательного влияния определяется тем, насколько педагог внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только ему – детству – период развития человеческой индивидуальности.

В.А. Сухомлинский видел педагогический задачи в диалектическом единстве и принимал решения с «дальним прицелом».



Вариант 9

 

Классификация (типы) педагогических задач, их схемы

Решения

Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога.

Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуа­ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при­ближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций. Они со­здаются как педагогом, так и обучающимися спонтанно и специ­ально.

Мастерство педагога заключается в умении превратить ситуа­цию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к по­ставленной цели.

Ситуация может не стать задачей, если педагог не замечает или игнорирует ее, подчас не придавая ей значения. Она может вос­приниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если он реагирует на возникшую ситуацию окриком, подчас не разрешая конфликт, а усугубляя его.

 

Составные части педагогической задачи

     
 

 


Первый этап решения педагогической задачи — анализ си­туации и осознания проблемы. Начинающие преподаватели опус­кают эту стадию и принимаются сразу за ее решение, торопятся, не осознают глубины конфликта, стереотипно воспринимают си­туацию как уже встречавшуюся в практике.

Второй этап — анализ исходных данных, таких, как место ситуации в целостном процессе педагогической деятельности, ха­рактеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. В результате осознаются мотивы поступков, цели деятельности, специфика условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный своей позицией педагог может не разглядеть истинных мотивов поведения учащихся (студентов).

Заключительный этап — выдвижение гипотезы, когда педагог выбирает из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, требующие активного мышле­ния и воображения.

После того как пройдены все фазы решения педагогической задачи, выбирается система методов, ибо один прием оказывается малодейственным.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: