Динамика индекса выпуска базовых видов экономической деятельности Республики Хакасия в 2008 году, первом и втором кварталах 2009 года представлена в таблице 3

Таблица 3 Динамика выпуска базовых видов деятельности Республики за период 2008-2009 гг.

 

2008 год

2009 год

кварталы

кварталы

I II III IV I II
Индекс выпуска товаров и услуг базовых видов эконом. деятельности, (% к соотв. периоду прошлого года) 107,6 107,4 108,0 99,5 88,7 85,6

Замедление и сокращение темпов роста физических объемов практически во всех видах деятельности, а также рост промежуточного потребления привел к снижению валового регионального продукта в первом полугодии 2009 года на 5,6% к аналогичному периоду 2008 года (в России ВВП за этот период снизился на 10,4%).

Предварительный прогноз индекса объема ВРП в 2009 году составляет 97,2% к уровню 2008 года, с долей выпуска промышленных товаров более 50%.

Определяющим фактором изменения ВРП будет резкий темп снижения объемов оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, строительной отрасли, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС.

Структура ВРП республики в анализируемый период свидетельствует о средней степени диверсификации экономики республики и указывает на развитие среднего и малого бизнеса в республике. Это связано со снижением доли в ВРП видов деятельности, которые монопольно определяли основные экономические тенденции развития.

Развитие рынка товаров и услуг в течение 2009 года характеризовалось замедлением темпов роста всех его основных показателей, что привело к невысоким показателям роста в целом за год по сравнению с отмечавшимися в предыдущие годы.

Ускорение инфляционных процессов и некоторое замедление темпов роста реальных денежных доходов населения сдерживали текущую динамику оборота розничной и оптовой торговли, оборота общественного питания и реализации платных услуг населению.

Если говорить о структуре рынка товаров и услуг населению республики, то здесь очевидно следующее.

В структуре ВРП республики в 2009 году на услуги приходилось 48,7%, что ниже на 0,5 п.п. уровня 2007 года, это обусловлено снижением темпов роста услуг во второй половине 2009 года. Оборот рынка товаров и услуг в 2009 году увеличился на 21,7% к 2007 году.

Однако, наибольший удельный вес приходится на оборот оптовой торговли (таблица 4).

 

Таблица 4 Динамика индексов физического объема рынка товаров и услуг в % к предыдущему году

  2007 год 2008 год 2009 год Первое полугодие 2010 года к первому полугодию 2009 года
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации 122,9 123,1 100,5 90,9
в том числе продовольственные товары, из них: 128,9 105,7 102,5 93,8
алкогольные 102,8 120,5 100,6 94,2
непродовольственные товары 115,4 145,8 97,2 87,6
Оборот общественного питания 128,1 130,6 100,3 77,4
Платные услуги населению 106,9 109,9 105,7 97,1
Оборот оптовой торговли 146,1 94,1 124,4 90,1

 

Формирование оборота розничной торговли на 30,9% состоит из продаж на рынке, на индивидуальных предпринимателей приходится 26,4%, на крупные и средние розничные организации - 25,4%, на крупные и средние неторговые организации - 10,9%, на мелкие розничные организации - 6,4%.

Структура валового регионального продукта республики в анализируемый период свидетельствует о средней степени диверсификации экономики республики и указывает на развитие среднего и малого бизнеса в республике.

Это связано со снижением доли в ВРП видов деятельности, которые монопольно определяли основные экономические тенденции развития республики Хакасия.

Очевидно, что развитие оптового рынка республики Хакасия напрямую зависит от состояния экономики республики. Валовой региональный продукт является основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона.




Факторы, оказывающие влияние на состояние регионального рынка

 

Таблица 5 Характеристики факторов

Группы факторов Конкретные факторы
Экономические Распределение дохода населения Взаимосвязь цен на товары Сбережения покупателей Долги населения Доступность кредитных ресурсов
Политические Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность Воздействие (негативное) крупных представителей бизнеса (лоббирование своих интересов)
Социальные Взгляды людей на самих себя Взаимодействие людей друг с другом Отношение между людьми и организациями Взгляды людей на общество Отношение людей к природе Отношение людей к мирозданию Устойчивость культурных базовых ценностей Субкультуры
Демографические Рост численности населения Возрастная структура Уровень образования Этнический рынок Структура семьи Географическое перемещение населения
Природные Удорожание энергоносителей Рост загрязнения окружающей среды Отношение государства к защите природы
Технологические Ускорение НТП Ужесточение государственного контроля над технологическими переменами

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: