Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материале немецких источников

1. Общие рамки школьной реформы

Планомерное развитие и изменение школы, происходящее в настоящее время в объединенной Германии, имеют своим источником и фоном широкую общественную дискуссию, анализ и критику настоящего состояния школьного дела. В этой дискуссии участвуют практически все заинтересованные стороны: представители высших школ и университетеов, индустрии, родительской общественности и, не в последнюю очередь, самих школ (практикующих учителей). Каждое отдельное звено или направление реформирования опирается и вписано в некое целое, только внутри которого оно может полноценным образом осуществляться. Анализ заявок на участие в Проекте реформ со стороны школ выявил 4 основных «поля» развития, в улучшении которых нуждаются школы. Это суть:

1. Улучшение педагогической работы;

2. Улучшение внутренней кооперации и менеджмента;

3. Улучшение кооперации с окружающим миром;

4. Повышение эффективности использования ресурсов.

Всем ясно, что основным является улучшение педагогической работы школы и особенно преподавания, являющегося ядром деятельности школы. Более того, как показывает анализ заявок, большинство школ согласны в том, что развитие школы в целом должно начинаться с развития (изменения) именно преподавания. Качество школы возникает прежде всего в области преподавания. В соответствие с этим ответственность за качество лежит в первую очередь на учителях и учениках. Именно им и необходима помощь и поддержка в работе над развитием качества.

Улучшение качества преподавания, о котором идет речь, невозможно добиться путем каких-то отдельных, разрозненных изменений. Чтобы изменения носили длящийся, структурный характер, необходимо к изменениям в области собственно преподавания подходить интегративно, то есть в сочетании с организационным и персональным развитием (развитием персонала).

 Чтобы достичь реального улучшения преподавательской работы учителям необходима целенаправленная поддержка, эффективная в практическом отношении. Курсы повышения квалификации, семинары и тренинги необходимы для того, чтобы желаемое повышение культуры преподавания и учения стало реальностью. Учителя хотят и должны учиться в своей работе соответствовать данностям и требованиям общества, находящегося в процессе постоянных изменений. Учение на протяжении всей жизни, ключевые компетентности и не в последнюю очередь профессиональные компетентности делают необходимыми изменения в преподавательской работе, в которой ученикам должна быть дана возможность усвоить (или развить) соответствующие квалификации или компетентности. Но, если мы утверждаем положение о том, что учителя хотят и должны учиться, то им должна быть предоставлена также и возможность для этого: необходимое для этого время. Изменения не происходят сами собой. Они требуют инвестиций и времени, которые должны быть предоставлены.

Однако сколь необходимой представляется развитие отдельного учителя (т.е. работа над развитием персонала) одного этого не достаточно. Школа не есть сумма отдельных учителей. Поэтому школа, как целое, не много выиграет от такой работы. Необходимо, чтобы эта линия работы была дополнена внутришкольным организационным развитием, благодаря которому новые формы работы могли быть укоренены, как нечто стабильное, длящееся в самой школьной повседневной жизни. Если мы хотим, чтобы наработанное в процессе обучения учителей и тренингов стало постоянным достоянием отдельной школы необходимо, чтобы в самой школе были бы подготовлены учебные структуры, в которые могла бы вписаться новая практика преподавания после проведения соответствующих учебных курсов и тренингов. Поэтому на построение и развитие внутришкольных структур и внутришкольной культуры эвалюации (эвалюационной компетениции) должно быть уделено особое внимание. Именно на развитие внутришкольных структур, обеспечивающих стабильность изменений с одной стороны, и построение и развитие региональных поддерживающих структур с другой должно быть обращено особо пристальное внимание. При этом участники – на семинарах и курсах – знакомятся с методами менеджмента проектов.

Эта включенность развития качества педагогической работы в целом и преподавания, как важнейшей ее составляющей, в частности в более широкое целое, составляет, по мнению немецких реформаторов, условие успешного проведения модернизации школы. Специально в связи с приобретением ключевых компетенций подчеркиваются возможности кооперации школ и предприятий. Подчеркивается также важность информационной связи с родителями, вовлечение которых в процесс является существенной поддержкой для школы.

Приведем следующую на наш взгляд важную мысль, дословно. «Будут ли ученики – а именно о них в конечном счете идет речь при всех усилиях – в результате этих перемен лучше, более эффективно и всесторонне учиться, - это покажет будущее. В теоретическом и концептуальном плане подход ясен. Какое же воздействие будет в реальности – это можно будет сказать только после колическтвенной и качественной эвалюации. Все участники Проекта хотят попытаться осуществить этот новый подход. Кто предпринимает попытку может совершать и ошибки, которые, после того, как они узнаны, могут и должны быть исправлены. Но кто не пытается вовсе – уже сделал решающую ошибку».

Следует, очевидно, упомянуть, что (в отличии от нас) в данном Проекте принимают участие и его поддерживают самые разные структуры – от коммунальных властей, т.е. структур местного управления, до предприятий, родительской общественности, самих учителей. Т.е. работа над реформированием гораздо в большей степени, чем у нас, укоренена в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: