Работа и учение на основе собственной ответственности | |||
Возможные учебные работы Организационные формы | |||
· Проработка учебных листков · Изготовление учебных продуктов · Доклады / Коммуникация · Узнавать и спрашивать
| · Свободный труд · Работа по недельному плану · Работа в рамках пошаговой стратегии обучения · Проекты | ||
Тренинг методов (способов) учения | Коммуникативный тренинг | Работа в командах | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Митрофанов К.Г., Шаповал В.В.
К вопросу о содержании и границах понятия компетенция в современном образовании
Компетентностный подход, если его принять всерьез – как предлагает А.А.Пинский[30], - а не как только эпизод политической жизни образования (очередная кампания) – достоин глубокой проработки. Однако, на наш взгляд А.А.Пинский слишком расширенно трактует компетентностный подход, делая из него универсальный принцип, панацею, долженствующую изменить все и вся. Такое расширительное толкование, на наш взгляд, может стать опасной односторонностью и привести к неудаче практической реализации этого важнейшего направления реформирования. Так как компетентностный подход в официальных документах по модернизации декларируется как одно из направлений модернизации, существует опасность «эффекта заговаривания проблемы», когда говорят «вот этим мы как раз все время и занимались». Вследствие этого каждый из участников будет вкладывать – и, как показывает анализ существующих текстов - уже вкладывает в термин свой смысл.
Понятие компетенция (компетентность)
Сам термин «компетенции» вошел в широкое употребление, - в том числе и в педагогике - выйдя из американской лингвистики, а точнее из генеративной грамматики Хомского. В теории Хомского компетенцией обозначается когнитивная система правил, с помощью которых генерируются (речевые) действия. Компетенцию слушающего/говорящего следует отличать от фактически воспринимаемого употребления речи (performanz). Различение между компетенцией и употреблением, как различение глубинной и поверхностной (воспринимаемой) структур человеческого действия соответствует принятому в структурализме предположению о наличии двух уровней: мира духа (kognition) и перерабатываемой человеком комплексной реальности.
Так как эта глубинная структура недоступна непосредственному восприятию, она может быть только реконструирована на основе поверхностного уровня (уровня употребления). Поэтому проблема состоит в том, чтобы найти надежные методические ходы, дающие возможность «из данных употребления языка определить лежащую в его основе базовую систему правил»[31].
Это различение уровней компетенции и применения породило в научном мире живую дискуссию, в результате которой термин вошел в широкое употребление, выйдя за рамки сугубо лингвистической проблематики. Юрген Хабермас выдвинул теорию коммуникативной компетенции, где компетентностный принцип наличия более глубокой структуры, порождающей речь, был применен уже не к языку, а к реальным жизненным (речевым) ситуациям. «Задача этой теории - это реконструкция системы правил, по которым мы вообще порождаем или генерируем ситуации возможной речи.»[32]
Слово компетенция не является новым для общеупотребительного лексикона русского словаря.
Различные авторитетные словари, в том числе размещенные в Интернете, определяют термин компетенция в основном единодушно.
Целесообразно начать с лаконичных формулировок Брокгауза:
1) круг ведения какого-либо учреждения;
2) обладание достаточными знаниями о предмете (Брокгауз. Новый Диск).
Эти же два значения так или иначе различаются и противопоставляются в ряде других словарей в течение всего ХХ века.
Словарь С.И. Ожегова описывает те же самые значения, но в иной последовательности. А именно: