Попытка моделирования компетентности в области решения задач по социально-гуманитарным дисциплинам

В основу типологии задач по социально-гуманитарным дисциплинам предлагается положить схему гуманитарной деятельности вкупе со списком культурных форм, в которых эта деятельность существует. (Для примера взята схема и формы исторической деятельности).

Культурные формы деятельности

· Хрестоматия

· Рассказ («исторический анекдот»)

· Конспект

· Комментарий

· Перевод

· Компиляция

· Аннотация

· Рецензия

· Экспертиза

· Реферат

· Эссе

· Исследование

· Составление библиографии

· Публичное выступление (презентация)

Понятийный словарь
Схема социально-гуманитарной деятельности (на примере исторической)

         
Событийно-персональный словарь
 
Реконструкция
 

 


Пояснения к схеме:

1. Из поля социально-гуманитарной информации выделяются тексты,

2. Анализ, критика и интерпретация позволяют выделить из исторических текстов (источников) концептуальные и событийные (фактические) составляющие,

3. Параллельно происходит достраивание (реконструкция) исследуемой «реальности»,

4. Повествование - восстановление последовательности событий (сюжета),

5. Объяснение – поиск причинно-следственных (логических) связей внутри сюжета,

6. Описание – основная историографическая операция, где соединяются повествование и объяснение – создание нового текста,

7. Презентация результатов работы всегда публична, т.к. предполагает аудиторию.

В результате получается матрица возможных типов задач:

 

 

Деятельность/ формы план Конспект рецензия реферат Эссе исследование Публичное выступление
Поиск информации              
Проблематизация              
Интерпретация задачи              
Анализ              
Реконструкция              
Повествование              
Объяснение              
Описание              
Работа со словарем              
Критика              

 

Следующим шагом работы станет описание компетентности в области коммуникации. Она тоже может быть представлена в виде типологии коммуникативных задач (решения коммуникативных ситуаций). Думается, для школы имеет смысл ограничить понимание коммуникации контекстом взаимодействия в процессе группового решения задач, освоением дискуссионной культуры и способами самопрезентации.

В этом случае таблица может приобрести объёмную форму за счет появления еще одной плоскости - типологии коммуникативных задач.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

О.В. Соколова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: