В основу типологии задач по социально-гуманитарным дисциплинам предлагается положить схему гуманитарной деятельности вкупе со списком культурных форм, в которых эта деятельность существует. (Для примера взята схема и формы исторической деятельности).
Культурные формы деятельности
· Хрестоматия
· Рассказ («исторический анекдот»)
· Конспект
· Комментарий
· Перевод
· Компиляция
· Аннотация
· Рецензия
· Экспертиза
· Реферат
· Эссе
· Исследование
· Составление библиографии
· Публичное выступление (презентация)
|
|
|
Пояснения к схеме:
1. Из поля социально-гуманитарной информации выделяются тексты,
2. Анализ, критика и интерпретация позволяют выделить из исторических текстов (источников) концептуальные и событийные (фактические) составляющие,
3. Параллельно происходит достраивание (реконструкция) исследуемой «реальности»,
4. Повествование - восстановление последовательности событий (сюжета),
5. Объяснение – поиск причинно-следственных (логических) связей внутри сюжета,
6. Описание – основная историографическая операция, где соединяются повествование и объяснение – создание нового текста,
7. Презентация результатов работы всегда публична, т.к. предполагает аудиторию.
В результате получается матрица возможных типов задач:
Деятельность/ формы | план | Конспект | рецензия | реферат | Эссе | исследование | Публичное выступление |
Поиск информации | |||||||
Проблематизация | |||||||
Интерпретация задачи | |||||||
Анализ | |||||||
Реконструкция | |||||||
Повествование | |||||||
Объяснение | |||||||
Описание | |||||||
Работа со словарем | |||||||
Критика |
Следующим шагом работы станет описание компетентности в области коммуникации. Она тоже может быть представлена в виде типологии коммуникативных задач (решения коммуникативных ситуаций). Думается, для школы имеет смысл ограничить понимание коммуникации контекстом взаимодействия в процессе группового решения задач, освоением дискуссионной культуры и способами самопрезентации.
В этом случае таблица может приобрести объёмную форму за счет появления еще одной плоскости - типологии коммуникативных задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
О.В. Соколова