ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.Цель: разработать методику, а в дальнейшем создать технологию, которая сможет наиболее полно раскрыть феномен влияния неблагополучной семьи на социально-педагогическую адаптацию ребёнка младшего школьного возраста.
Задачи:
1.проанализировать особенности влияния неблагополучных семей на социально-педагогическую адаптацию ребёнка младшего школьного возраста.
2.определить сущность феномена социализации
3.проанализировать технологии и методики, направленные на диагностику выявления влияния неполных семей на социально-педагогическую адаптацию ребёнка младшего школьного возраста.
|
|
Объект: феномен социализации.
Предмет: диагностическая технология, направленная на выявление влияния неблагополучных семей на социализацию ребёнка младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1.Теоретические методы
2.Эмпирические методы
3.Анализ литературы
4.Тестирование
5.Наблюдение
6.Беседа
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Хотя младший школьный возраст и не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности, тем не менее, в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является, переломным моментом в жизни ребенка. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный). Включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности — к другим людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.
С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.
|
|
Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций.
Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
ГЛАВА 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАПРВЛЕННАЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Понятие социальной технологии.
Применительно к социальной работе представляется приемлемым определение социальных технологий, которое даётся в отечественной литературе. Социальные технологии - совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.[1,347]
Классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. И это вполне объяснимо, потому что социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую, такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами и может быть осуществлена классификация технологий.
Теория и практика в России и за рубежом выявили ряд направлений (видов) социальной работы с различными группами населения. Это социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество, диагностика и др. Указанные и другие виды социальной работы выступают её направлениями и главными технологиями. Они тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию[2].
|
|
В связи с выбранной нами темой больше всего нас будет интересовать диагностическая технология.
Диагностическая технология - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).[3]
В работе социальный педагог использует следующие виды диагностик:
1.Медицинская диагностика
2.Социальная диагностика
3.Психологическая диагностика
4.Педагогическая диагностика
5.Социально-педагогическая
Медицинская диагностика- это процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключение о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации. Социального педагога будет интересовать диагноз с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов.
Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.
Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Методы исследования, применяемые в педагогической диагностике:
1).Анкетирование
2).Тестирование
3).Анализ документов
4).Наблюдение.
Психологическая диагностика- измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.
Наиболее полно мы рассмотрим социально-педагогическую диагностику.
Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
|
|
Методы исследования, которые применяются в социально- педагогической диагностики:
1)Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.
2)Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
3)Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой, высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
4)Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
5)Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.
6)Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.
7)Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.
8)Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.