Проблемы налогообложения предприятия в условиях кризиса

 

Конечно, для восстановления экономики страны и быстрого выхода из кризиса недостаточно только осуществлять финансовую поддержку реального сектора экономики. Также следует проводить «налоговую хирургию», т.е. проводить меры по снижению количества налогов или снижение ставок по самым тяжелым для предприятия налогов. О том, что такие меры поддержки нужны говорилось уже давно. Предупреждения были еще в середине июля, когда никто не говорил о кризисе. Тогда «Деловая Россия» выступила с обращением о необходимости принятия срочных мер для спасения российского производства. Его подписали более трехсот ключевых бизнесменов, представленных в организации.

Говорили о том, что российские предприятия становятся нерентабельными, сокращают объемы производства и массово закрываются. Производить стало невыгодно - проще купить товар в Китае и продать. В сложном положении летом были уже многие отрасли - металлургия, автомобилестроение, лесная, целлюлозно-бумажная и деревоперерабатывающая промышленность, в меньшей степени - производство строительных материалов. Тогда говорили о том, что положение можно изменить, можно избежать кризиса. Для этого нужно было еще до осени, уменьшить наиболее проблемный, затратный, коррупционный для предпринимателей налог - НДС. Этого сделано не было, и теперь, вместо того чтобы вовремя сработать на предотвращение кризиса, приходится думать о том, как бороться с его последствиями.

Понятно, что простым копированием антикризисных решений, которые могут работать в западных странах, проблемы России не решить. В этом убедились на примере поддержки государством банковского сектора, создавшей финансовый тромб, нежели оказавшей действенную помощь реальному производству. Меры по поддержке отечественного бизнеса, представленные Владимиром Путиным на съезде партии "Единая Россия", - крайне важный и давно ожидаемый от государства реальным сектором экономики шаг. Но, с точки зрения предпринимателей несырьевого сектора, предложенный пакет мер представляется не совсем достаточным, а ряд предложений вызывает сомнения в их результативности. Так, произошло снижение ставки налога на прибыль до 294 млрд. рублей (снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 %), при этом федеральная часть налога снижена с 6,5 до 2,5%. Регионы в дополнении к 17,5% получают 0,5% за счет федеральной части, но снижение налога на прибыль для многих предприятий вряд ли принесет какой-либо эффект, если учесть, что прибыли может вообще не быть. [12]

Также 6 апреля 2009 года Премьер В. Путин отчитался перед депутатами о работе правительства в 2008 году и предоставил им антикризисную программу. На вопрос «почему правительство не замораживает тарифы естественных монополий?», он ответил, что данные меры эффективны, но не всегда. Премьер сообщил, что государство будет входить в капиталы компаний, но в первую очередь это будут предприятия оборонного сектора, а в отношении гражданского сектора это будет в качестве «чрезвычайного исключения». Также Путин заявил о не повышении социальных отчислений (как это предполагалось с 26 до 34% фонда оплаты труда) до 2011 года, так как по прогнозам - 2010 станет годом оживления экономики, и к 2011 бизнес придет способным нести новую налоговую нагрузку. [13, C.4]

Часть инициатив «Деловой России» прозвучали на недавнем заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству. Было предложено предоставить предприятиям налоговый кредит по уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. При этом с рассрочкой платежей начисленных сумм налогов сроком на два года под ставку рефинансирования Банка России. Другой важной и срочной мерой антикризисного характера должно стать предоставление государственных гарантий предприятиям обрабатывающей промышленности, нуждающимся в получении кредитов. Срок их действия - один год в объеме до 50 % от суммы кредита при условии кредитования коммерческим банком по ставке не выше 15 % годовых. На заседании Совета премьер Владимир Путин поддержал эти предложения.

Еще часть предложений остаются прежними. Снижение НДС с 18 до 12 %, которое даст предприятиям столь необходимые им сейчас денежные средства, - одно из них. В этом плане поучителен пример Великобритании. Английских лейбористов всегда обзывали социалистами. Но кризис заставил их поправеть и пойти на снижение НДС. Они поняли, что нельзя нагрузить бизнес налогами и одновременно с этим заставить его спасать экономику. В полной налоговой выкладке бизнес тяжел и неповоротлив - он думает о том, как выжить, а не как развиваться. Также одним из достойных примеров может стать США, где отказались вводить такой вид налога как НДС и он был заменен налогом с оборота.

Из такого рода кризисов страна и мир обычно выходят с новой экономикой. Поэтому имеет ли сегодня смысл считать последствия снижения НДС или замены его налогом с оборота - не известно. Будут новые условия, для которых не годятся старые расчеты. Но ясно одно - для ликвидации последствий кризиса необходимо максимально широко задействовать предпринимательскую инициативу. Россия быстро преодолела последствия дефолта, так как в экономику включились миллионы людей, поверивших в снижение налогов на личные доходы. Плоская налоговая шкала и 13% налог стали двигателем экономического развития и роста. После кризиса стране снова нужен будет рывок. И стимулировать его на этот раз должна будет отмена или серьезное сокращение НДС.

Оптимизация налоговой системы является решающей проблемой в преодолении кризиса. Правительство отказывается минимизировать налоги с предприятий, боясь окончательно снизить налоговые поступления в бюджет, который тратятся на «раздутые» социальные программы, которые были приняты до наступления кризиса и отказ об их сокращении. Но в последнее время Правительство все-таки приняло решение о сокращении расходной части бюджета. Но это не решает окончательных проблем. Сокращение налогов, которое провело государство, не достаточно для удержания предприятий «на плаву». По прежнему в СМИ поступает информация о банкротстве предприятий и об увеличении числа безработных.

Снижение налогов - это допинг для экономики. Об этом говорит и опыт других стран, прибегнувших к нему в условиях кризиса. Надо только помнить, что вводить его (как и всякое лекарство) надо вовремя. Если данные меры не будут проводиться в полном объеме, то это может привести к развалу всей экономики страны, и как говорят экономисты в шутку что «после кризиса самыми приоритетными отраслями экономики станут охота и собирательство».

система взаимодействие бюджет предприятие

 



Заключение

 

При взаимоотношении предприятия с бюджетами разных уровней наблюдаются множество проблем, в принципе, типичных для России и закоренелых с течением времени. Рассмотрение данной темы выявило разногласия между субъектами данного взаимоотношения, которые заключается в том, что государство стремится как можно больше получить денежных средств в бюджет, и тем самым повышает налоги, что приводит к снижению предпринимательской деятельности и снижению прибыли предприятий после уплаты налоговых отчислений. При расходовании средств бюджета на осуществление программ на поддержание предприятий существует риск дефицита государственного бюджета, что приводит к заимствованию средств у других стран и росту государственного долга.

Особенно данные противоречия выявляются при финансовом кризисе охватившего все страны мира. Предприятия обвиняют государство в том, что оно обложило высокими налогами их деятельность и не дает полноценному развитию. Государство в свою очередь не спешит снижению налоговых ставок, т.к. Правительство «раздуло» социальные программы, тем самым, увеличив расходную часть бюджета.

В 2009 году предполагается дефицит государственного бюджета в размере около 3 трлн. рублей, что примерно составит 7,5%, при этом государство снизило налоги не более чем на 4% и Правительство боится, что еще большое снижение приведет к повышению дефицита и по прежнему оставляет высокие налоги. [21] Предприятия, облагаемые высокими налогами, начинают снижать объемы производства из-за снижения спроса и сокращать численность персонала, чтобы хоть как-то продержаться в кризисный период. Это в свою очередь приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет и увеличение расходов бюджета на предоставление пособий по безработице. Тем самым наблюдается «порочный круг» в политике государства, т.к. любые его действия ведут к незапланированным результатам. Для устранения данной проблемы государство увеличивает расходы на предприятия и осуществление госзакупок. Дополнительное финансирование позволяет предприятию содержать работников на предприятии и оставлять уровень производства на прежнем уровне. Это приводит к меньшим сокращением людей с рабочих мест и прежним налоговым отчислениям в бюджет.

В условиях финансового кризиса уровень ВВП в России по прогнозам аналитиков будет либо нулевым, либо сократится примерно на 2%. Экономисты говорят, что самое внушительное падение производства было в январе, и возможно, что больше данного падения наблюдаться не будет и произойдет оживление экономики. На это может повлиять «Саммит Большой Двадцатки», на котором будут обсуждаться меры об оживлении и восстановлении мировой экономики.

Для российских предприятий не все так плохо. Из-за девальвации российского рубля, иностранные товары стали намного дороже для российского потребителя и поэтому импорт может упасть как минимум на 40%, и будет составлять не 292 млрд. долларов, как в прошлом году, а 180-200 млрд. Так что рынок может полностью перейти на продукцию отечественного производителя и снижение промышленного роста возможно и не будет. Самой приоритетной из всех отраслей экономики станет пищевая промышленность, которая после нефтяной промышленности занимает второе место по количеству иностранных инвестиций. И возможно, что с нее и начнется рост экономики. [14, C.6]

 



Список использованной литературы

 

1. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-634 с.

2. А.Б. Борисов Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное.- М: книжный мир, 2008. – 860 с.

3. Бюджетная система России; Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г. Б. Поляка- М: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. – 540 с.

4. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской федерации: Учебник- 7-ое изд., перераб. и доп.- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 628 с.

5. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит»/Л.М. Подъяблонская- М: Юнито- ДАНА. 2009. – 559 с.

6. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка- М: Изд-во РАГС, 2007. – 510 с.

7. Лупей Н. А. Финансы: Учеб. пособие.- М: Деловая литература, 2004. - 365.

8. Нешитой А. С. Бюджетная система РФ: Учебник- 7-е изд., испр. и доп.- М: Издательско-торговая Корпорация «Дашков и К» 2008. – 308 с.

9. Финансы: Учебник/ Под ред. В. П. Литовченко.- М: ИТК «Дашков и К», 2004. – 452 с.

10. Финансы, денежное обращение и кредит. учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. / В. К.Сенчагов, А. И. Архипов [и др.]; ответств. ред. В. К. Сенчагов, А. И. Архипов.- М: ТК Вебли, Изд-во проспект, 2007. – 720 с.

11. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами.- М: Дела, 2002. – 460 с.

12. Программа антикризисных мер // «Аргументы и факты» №13, 2009, с.4-6

13. Ольга Доронина Один на один с Госдумой // «Аргументы и факты» №15,2009, с.4

14. Павел Хицкий Жизнь длиннее, чем кризис // «Аргументы недели» №10 (148), 12.03.09, с.6

15. Финансы. Учебник / Под ред. Дробозиной. М.: «ИНФРА - М», 2003. - 527 с.

16. Финансы. Учебник / Под ред. Ковалевой. М.: «ИНФРА М», 2004. - 284 с.

17. Финансы. Учебник / Под ред. Мельникова В.Д., Ильясова К.К. Алматы, 2006. - 356 с.

18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л А. Дробозиной.- М: Финансы 2000. – 458 с.

12. Финансы и кредит: Учебник/ Под ред. проф. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой.- М: Высшее образование, 2006. – 575 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: