Понятие о формах бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета - совокупность учетных регистров, в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных, характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Основными отличительными признаками, определяющими отдельные формы бухгалтерского учета, являются внешний вид и строение учетных регистров, их количество, сочетание и взаимосвязь регистров, их количество, сочетание и взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, техника учетной регистрации. Формы бухгалтерского учета постоянно совершенствуется. Прогрессивной считается такая форма, которая обеспечивает своевременное и полное получение экономических показателей для управления деятельностью предприятия, повышает производительность труда счетных работников при обработке первичных данных, сокращает количество ошибок при регистрации и обобщении учетных данных. При этом должны обеспечиваться минимальные затраты труда и средств на ведении учета.

Мемориально-ордерная форма учета

Сущность мемориально-ордерной формы учета заключается в том, что на основе первичных документов, отражающих хозяйственные операции, составляются мемориальные ордера. Эти первичные документы представляют собой указание, подписанное главным бухгалтером, о том, в какие синтетические и аналитические счета следует провести записи по хозяйственной операции.

Мемориальный ордер может составляться на основании как одного документа, так и группы однородных документов. По мере составления называется регистровым журналом. Таким образом, мемориальные ордера получают порядковый номер при записи в регистрационный журнал.

Все документы, на основании которых составляется мемориальный ордер, прикрепляются к нему и гасятся наложением штампа. Итог регистрационного журнала за месяц используется для сравнения с итогом оборотов по синтетическим счетам оборотной ведомости.

Аналитический учет при мемориально-ордерной форме учета ведется параллельно синтетическому и независимо от него на основе документов, прилагаемых к мемориальным ордерам. В качестве регистров аналитического учета применяются карточки.

Достоинства применения мемориально-ордерной формы учета: наглядность; удобство применения на предприятиях с небольшим количеством учетной документации за текущий период. Недостатки: раздельное ведение хронологических, синтетических и аналитических счетов; многократная запись одной и той же операции в разных регистрах.

Журнально-ордерная форма учета

Для журнально-ордерной формы учета характерно применение шахматной записи, когда цифра один раз записывается на пересечении соответствующего счета и столбца. Этот способ позволяет свести воедино корреспонденцию двух или нескольких взаимосвязанных счетов. В некоторых журналах-ордерах совмещается синтетический аналитический учет.

Итоговые записи в журналах-ордерах подлежат обязательной сверке с данными первичных документов, на основании которых производятся эти записи.

Месячные итоги журналов-ордеров по корреспондирующим синтетическим счетам переносятся в Главную книгу. После записи в Главную книгу итогов журналов-ордеров никакие исправления в них не допускаются.

Упрощенная форма учета

Книга учета хозяйственных операций является регистром синтетического и аналитического учета, на основании которого можно проследить наличие средств и их источников у предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Рассматриваемая книга является комбинированным регистром, который содержит все применяемые предприятием бухгалтерские счета, что позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей баланса.

Предприятие может вести книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц или в форме книги, в которой учет операций ведется за весь отчетный год. В этом случае книга должна быть соответствующим образом оформлена.

    Автоматизированная форма учета

    Возросшие требования к бухгалтерскому учету, трудоемкость и сложность учетных работ предопределяют необходимость их комплексной автоматизации на базе современных информационных технологий. В основу современных информационных технологий автоматизации бухгалтерского учета положена интегрированная система обработки данных. Интегрированная система осуществляет централизованный сбор и распределение данных между различными подсистемами учета, такими, как «Учет производственных запасов», «Учет расчетных операций» и др. Автоматизация учета должна проходить в системе реального времени, которая обеспечивает автоматическое обновление данных во всей системе при изменении данных в одной и подсистем.

 

Заключение

    Пройдя практику в институте по приобретению первичных профессиональных навыков, я: расширила и закрепила теоретические знания по бухгалтерскому учету; получила навыки по обработки экономической и учетно-финансовой информации; научилась работать с нормативными документами по финансово-хозяйственной деятельности института и рассчитывать основные виды налогов.

    В ходе практики я ознакомилась с персоналом бухгалтерии, с их правами и обязанностями. Ознакомилась с положениями, должностными инструкциями, с правилами ведения бухгалтерского учета, с планом счетов и составлением отчетности.

    Источником формирования имущества и финансовых ресурсов института являются:

- средства федерального бюджета;

- федеральное имущество переданное в собственность на праве оперативного управления;

- средства, получаемые от осуществления образовательной деятельности;

- добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц.

    Бюджетное финансирование производится через органы федерального казначейства на основании сметы доходов и расходов. Для ведения учета в бухгалтерии применяются регистры, содержащие реквизиты.

    Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бухгалтерского учета:

- журнал операций по счету «Касса»

- журнал операций с безналичными денежными средствами;

- журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

- журнал операций расчетов по оплате труда;

- журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

- журнал по прочим операциям;

- главная книга.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки; отчетный период-год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке.

В институте нефти и газа в бухгалтерском учете используется журнально-ордерная форма по обработке первичных учетных данных, которая предусмотрена Инструкцией Минфина 148н от 30 декабря 2008 года. Записи операций в журнале осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего для после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов. Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета производится в следующем порядке:

- ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

- ошибочная запись, обнаруженная до момента представления баланса и требующая изменения в журнале операций, в зависимости от ее характера оформления по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

- ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной записью датой обнаружения ошибки.

Наличные деньги института хранятся в кассе бухгалтерии. Лимит кассы, утвержденный отделением федерального казначейства, составляет 36 000 рублей. Первичными документами по учету кассовых операций является: приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера. Все приходные и расходные ордера подлежат регистрации в кассовой книге, а расходные перед совершением операции должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером. После свершения операции все кассовые ордера погашаются штампом «Получено», «Погашено».

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий причиненный в связи с неправильным их хранением ущерб.

Согласно учетной политики института инвентаризация кассы проводится один раз в квартал (3 месяца).

    Лица, получившие наличные деньги под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее трех дней после возвращения из командировки предъявить отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

    В целях обеспечения достоверности данных учета и отчетности проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств института в соответствии с инструкцией, в следующие сроки:

Основные средства – 1 раз в три года

Библиотечные фонды – 1 раз в пять лет

Материальные запасы – 1 раз в год

Финансовые вложения, расчеты – 1 раз в год

    Инвентаризация ТМЦ и ОС, кроме того, проводится при смене материально ответственных лиц, денежных – ежеквартально, бланков строгой отчетности, расчетов – перед составлением годового отчета. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается особым приказом директором института.

    Согласно учетной политики института нефти и газа начисление амортизации по нематериальным активам применяется линейный способ. Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с учета или его выбытие в связи с утратой института прав на результаты интеллектуальной деятельности.

    Изучив положение по бухгалтерскому учету института, я выяснила, что основными задачами налогового учета являются:

1. ведение в установленном порядке учета своих доходов и расходов и объектов налогообложения;

2. представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые институт обязан уплачивать.

Налоговым периодом принято считать год. Отчетные периоды – первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года; I, II, III, IV кварталы.

Объем и состав месячной, квартальной, полугодовой и годовой отчетности составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления, утвержденной Минфином России.

 

Список используемых источников

1. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / Л.В.Попова, И.А.Маслова, Б.Г.Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2006.

2. Журналы: «Консультант бухгалтера», «Справочник бухгалтера».

3. Бухгалтерский управленческий учет Р.А.Алборов

4. Самоучитель по бухгалтерскому учету: учебное пособие / М.Л.Макальская, А.Ю.Денисов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: