Однородные координаты точки

Пусть М – произвольная точка плоскости с координатами х и у, вычисленными относительно заданной прямолинейной координатной системы. Однородными координатами этой точки называется любая тройка одновременно не равных нулю чисел х1, х2, х3, связанных с заданными числами х и у следующими соотношениями:

 

x1 / x3 = x, x2 / x3 = y                                           (3.1)

 

При решении задач компьютерной графики однородные координаты обычно вводятся так: произвольной точке М (х, у) плоскости ставится в соответствие точка МЭ (х, у, 1) в пространстве.

Необходимо заметить, что произвольная точка на прямой, соединяющей начало координат, точку О (0, 0, 0), с точкой МЭ (х, у, 1),может быть задана тройкой чисел вида (hx, hy, h).

Будем считать, что h = 0. Вектор с координатами hx, hy, h является направляющим вектором прямой, соединяющей точки О (0, 0, 0) и МЭ (х, у, 1). Эта прямая пересекает плоскость z = 1 в точке (х, у, 1), которая однозначно определяет точку (х, у) координатной плоскости ху.

Тем самым между произвольной точкой с координатами (х, у) и множеством троек чисел вида (hx, hy, h), h = 0, устанавливается взаимно однозначное соответствие, позволяющее считать числа hx, hy, h новыми координатами этой точки.

Широко используемые в проективной геометрии однородные координаты позволяют эффективно описывать так называемые несобственные элементы (по существу, те, которыми проектная плоскость отличается от привычной евклидовой плоскости).

В проективной геометрии для однородных координат принято следующее обозначение:

 

х: у: 1                                                     (3.2)

 

или, более общо,

 

                                        х1: х2: х3                               (3.3)  

 

(здесь непременно требуется, чтобы числа х1, х2, х3 одновременно в нуль не обращались).

Применение однородных координат оказывается удобным уже при решении простейших задач.

Рассмотрим, например, вопросы, связанные с изменением масштаба. Если устройство отображения работает только с целыми числами (или если необходимо работать только с целыми числами), то для произвольного значения h (например, h = 1) точку с однородными координатами (0.5, 0.1, 2.5) представить нельзя. Однако при разумном выборе h можно добиться того, чтобы координаты этой точки были целыми числами. В частности, при h = 10 для рассматриваемого примера имеем (5, 1, 25).

Рассмотрим другой случай. Чтобы результаты преобразования не приводили к арифметическому переполнению для точки с координатами (80000, 40000, 1000) можно взять, например, h = 0.001. В результате получим (80, 40, 1).

Приведенные примеры показывают полезность использования однородных координат при проведении расчетов. Однако основной целью введения однородных координат в компьютерной графике является их несомненное удобство в применении к геометрическим преобразованиям.

При помощи троек однородных координат и матриц третьего порядка можно описать любое аффинное преобразование плоскости.

Считая, h = 1, сравним две записи:

 

 

 

                   (3.4)

                        

Нетрудно заметить, что после перемножения выражений, стоящих в правой части последнего соотношения, мы получим формулы (2.1) и (2.2) и верное числовое равенство 1 = 1. Тем самым сравниваемые записи можно считать равносильными.

Элементы произвольной матрицы аффинного преобразования не несут в себе явно выраженного геометрического смысла. Поэтому чтобы реализовать то или иное отображение, то есть найти элементы соответствующей матрицы по заданному геометрическому описанию, необходимы специальные приемы. Обычно построение этой матрицы в соответствии со сложностью поставленной задачи и с описанными выше частными случаями разбивают на несколько этапов.

На каждом этапе пишется матрица, соответствующая тому или иному из выделенных выше случаев 1 – 4, обладающих хорошо выраженными геометрическими свойствами.

Выпишем соответствующие матрицы третьего порядка.

А. Матрица вращения (rotation)

 


                                          cos j    sin j    0

                             [R] = -sin j   cos j   0                                                 (3.5)

0        0        1

Б. Матрица растяжения-сжатия (dilatation)

 


                                                a    0    0

                                     [ D] = 0    d    0                                                      (3.6)

                                                0    0    1

    В. Матрица отражения (reflection)

 


                                               1 0 0

                                [M] = 0 -1 0                                                 (3.7)

                                               0 0 1

 

    Г. Матрица переноса (translation)

 


                                                1 0 0

                                 [T] =  0 1 0                                                 (3.8)

                                                l    m    1

 

Рассмотрим примеры аффинных преобразований плоскости.

Пример 1. Построить матрицу поворота вокруг точки А (a, b) на угол j (рис. 12).

 

 

А
0
Y
X
                                                                                                                                                j                                                     

     
Рис.12

 

 


1-й шаг. Перенос на вектор – А (-a, -b) для смещения центра поворота с началом координат;

 


               1 0 0

[T-A] = 0 1 0                                              (3.9)

               -a -b 1

матрица соответствующего преобразования.

    2-й шаг. Поворот на угол j;

 

                                          cos j    sin j    0

                         [Rj] = -sin j    cos j   0                                              (3.10)

                                          0     0      1

 

матрица соответствующего преобразования.

3-й шаг. Перенос на вектор А (a, b) для возвращения центра поворота в прежнее положение;

 

 


                                                1 0 0

                                [TA] = 0 1   0                                               (3.11)

                                                 a b 1

 

матрица соответствующего преобразования.

Перемножим матрицы в том же порядке, как они выписаны:

[ T-A ] [ Rj ] [ TA ].

В результате получим, что искомое преобразование (в матричной записи) будет выглядеть следующим образом:

 


                                 cos j           sin j                             0

(x* y* 1) = (x y 1) -sin j                cos j                            0         (3.12)

                                    -a cos j + b sin j + a -a sin j - b cos j + b 1

 

Элементы полученной матрицы (особенно в последней строке) не так легко запомнить. В то же время каждая из трех перемножаемых матриц по геометрическому описанию соответствующего отображения легко строится.

 

    Пример 2. Построить матрицу растяжения с коэффицентами растяжения a вдоль оси абсцисс и b вдоль оси ординат и с центром в точке А (a, b).

    1-й шаг. Перенос на вектор –А (-a, -b) для совмещения центра растяжения с началом координат;

 

 


                                               1 0 0

                              [T-A] = 0 1 0                                               (3.13)

                                               -a -b 1

 

матрица соответствующего преобразования.

2-й шаг. Растяжение вдоль координатных осей с коэффицентами a и b соответственно; матрица преобразования имеет вид

 

 


                                               a    0    0

                                      [ D] = 0    d    0                                                    (3.14)

                                                0    0    1

 

3-й шаг. Перенос на вектор А (a, b) для возвращения центра растяжения в прежнее положение; матрица соответствующего преобразования:

 

 

 


                                                1 0 0

                               [TA] = 0 1 0                                               (3.15)

                                                 a b 1

 

 

Премножив матрицы в том же порядке

[ T-A ] [ D ] [ TA ],

получим окончательно

 


                                    a               0                0

(x* y* 1) = (x y 1)   0           d                0                            (3.16)

                                    (1 - a)a  (1 - d)b         1

 

 

Рассуждая подобным образом, то есть разбивая предложенное преобразование на этапы, поддерживаемые матрицами [ R ], [ D ], [ M ], [ T ], можно построить матрицу любого аффинного преобразования по его геометрическому описанию.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: