Выражение характера человека в изображении; мужской образ

По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем.

Изображение доброго и злого воина.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), обои, оберточная бумага (грубая), цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина и др.

Литературный ряд: "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина, отрывки из былин.

Музыкальный ряд: музыка Н.Римского-Корсакова к опере "Сказка о царе Салтане".

Выражение характера человека в изображении; женский образ

Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых.

Материалы: гуашь или пастель (мелки) на цветном фоне бумаги.

Зрительный ряд: слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина.

Литературный ряд: "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т.д.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Зрительный ряд: слайды скульптурных изображений произведений С.Коненкова, А.Голубкиной, керамики М.Врубеля, средневековой европейской скульптуры.

Изображение природы в разных состояниях

Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуально.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды, запечатлевшие контрастные настроения природы, или слайды картин художников, изображающих разные состояния моря.

Литературный ряд: сказки А.Пушкина "О царе Салтане", "О рыбаке и рыбке".

Музыкальный ряд: опера "Садко", "Шахерезада" Н.Римского-Корсакова или "Море" М.Чурлениса.

Выражение характера человека через украшение

Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).

Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги.

Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев, женских костюмов.

Выражение намерений через украшение

Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки, склеенные листы или обои.

Зрительный ряд: слайды произведений художников (Н.Рерих), иллюстраций детских книг (И.Билибин), произведений народного искусства.

Совместно "Мастера Изображения, Украшения, Постройки" создают дома для сказочных героев (обобщение темы)

Три "Брата-Мастера" совместно с детьми (группами) исполняют несколько панно, где с помощью аппликации и живописи создают мир нескольких сказочных героев – добрых и злых (например: терем Царевны Лебеди, дом для Бабы Яги, изба Богатыря и т.д.).

На панно создаются дом (наклейками), фон – пейзаж как образная среда этого дома и фигура – образ хозяина дома, выражая эти образы характером постройки, одежды, формой фигуры, характером деревьев, на фоне которых стоит дом.

Обобщение может быть завершено выставкой работ по итогам четверти, ее обсуждением совместно с родителями. К обсуждению должны быть подготовлены группы "экскурсоводов". Педагогом для этого могут быть использованы дополнительные часы. Выставка, подготовленная учителем, представление ее родителям (зрителям) должны стать событием для учащихся, их близких и способствовать закреплению в сознании детей важнейшего значения этой темы.

Тема 4. Как говорит искусство (8–16 ч)

Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются.

Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению.

Музыкальный ряд: Н.Римский-Корсаков фрагменты из оперы "Снегурочка".

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты соз-дания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.

Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт").

Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.

Линия как средство выражения: ритм линий

Изображение весенних ручьев.

Материалы: пастель или цветные мелки.

Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".

Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: