В рассматриваемый период наряду с феодально–монархической возникает и религиозно–клерикальная журналистика. Еще в 16 веке нарождающаяся буржуазия, стремилась избавить политическую структуру власти (феодальную монархию) от подчинения канонам католицизма. Это нашло свое проявление в период английской Реформации (борьба Генриха VIII против Ватикана, отделение английской церкви) и почти одновременно – в ходе Реформации в Германии, протестантского движения во Франции, философско–эстетического Ренессанса в Италии. В обоснование своих позиций идеологи католицизма разработали доктрину «соединения божьей и народной воли в борьбе против светских князей, королей и императоров, поставивших себя вне божьего закона». Так, папа Пий V в 1570 году в период царствования в Англии Елизаветы I издал указ (буллу) об отлучении ее от католической веры. После этого в Англию прибыли два эмиссара иезуитского ордена, которые развернули в окрестностях Лондона типографию, печатавшую пропагандистские памфлеты против английского престола.. В эти интриги была вплетена и Мария Стюарт. Именно с этим периодом связан шекспировский образ Молвы. В Прологе ко второй части «Генриха IV» драматург писал:
|
|
Развесьте уши. К вам пришла Молва.
А кто из вас не ловит жадно слухов?
Я быстро мчусь с востока на закат,
И лошадью в пути мне служит ветер,
Во все концы Земли я разношу
Известья о делах земного шара.
Я сшила плащ себе из языков,
Чтоб ими лгать на всех наречьях мира.
Нет выдумки такой и клеветы,
Который я б ушей не засорила.
Я говорю про мир в канун войны,
И я вооруженьями пугаю
В дни тишины, когда Земля полна
Какой-нибудь совсем другой заботы.
Молва-свирель. На ней играет страх,
Догадка, недоверчивость и зависть.
Таким образом, в случаях, когда политика монарха начинала идти вразрез с интересами церкви, религиозно–клерикальная журналистика из союзника престола превращалась в орудие борьбы против монархии.
Особый тип – религиозно-клерикальная журналистика возникла еще при феодальном строе, но активно действует и в современном мире.
В начале XVII века Ватикан проводит в жизнь целую программу мер, чтобы укрепить позиции католической веры в различных частях мира. Был создан пропагандистский центр католицизма - «Конгрегация пропаганды веры». Об этом сообщалось указом папы Григория XV (июнь 1622 г.), с которого собственно и начинается термин пропаганда (от латинского распространять). Выпускником литературы по пропаганде веры стало заниматься папское издательство «Типография полиглота», имеющее такой разветвленный аппарат, какого не было в последующих веках.[2]
|
|
Церковная периодика в России в XIX веке представляла немалую влиятельную силу. Религиозные журналы выходили не только в столице, но и в Москве, Киеве, Казани, Рязани, Ярославле. Созданный в 1855 г. журнал «Православный собеседник» так объяснил причины появления своего и других православных изданий: «необходимо противодействие растущему напору материализма и других отрицательных учений, усилению крайностей либерализма и нравственной развращенности». Весьма популярными в православной среде были «Епархиальные ведомости». Девяностые годы XX века – время возрождения российской религиозной журналистики. К примеру, в 1989 г. у Русской православной церкви появилась общецерковная еженедельная газета «Московский церковный вестник». Религиозно-клерикальная журналистика в эпоху феодализма выступала как носитель и проповедник господствующей идеологии, основывающейся на религиозном мировоззрении (христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм, и.др.), и была союзником и «дополнением» феодально-монархической прессы. Освящая существующие порядки, оно внушала мысль об их надчеловеческом происхождении власти («промысел божий») и страшных карах (вечных муках в аду) за посягательство на нее даже в мыслях. Нередко религиозные деятели претендовали и на прямое участие в управлении мирскими делами. Так сформировалась политическая концепция клерикализма (лат. Сlericalis – «церковный»). Согласно этой концепции, приверженцы того или иного религиозного вероучения через церковных иерархов (теократия) или политических деятелей – приверженцев религиозных догматов – должны играть первенствующую роль в политическом управлении, общественной жизни, культуре (для исповедующих ислам, например, жить по законам шариата).
В конце XX века в силу кризиса традиционных идеологий и трудностей перехода к новому состоянию человеческой цивилизации, когда потребовались прочные и общезначимые ценностные опоры, возник своеобразный «ренессанс» религий и церквей, а вместе с этим и религиозно-клерикальной журналистики. Так произошло после десятилетий гонений на религию и церковь в России. В перестроечный и постперестроечный периоды возникли новые приходы, восстанавливаются церкви (в том числе храм Христа Спасителя в Москве) и монастыри, повысилась роль духовенства в общественной жизни, резко возросла информационная деятельность церковных организаций. Эта журналистика существует как в виде самостоятельных изданий и каналов ТВ И РВ, создаваемых религиозными и клерикальными организациями, так и в виде специальных рубрик и рубриковых программ на страницах светских газет, в структуре теле-и радиосетей. Возникла даже специальная профессия религиозного радио-и телепроповедника, передачи которых собирают громадные аудитории.
Как и в светской журналистике, в религиозно-клерикальных СМИ существуют свои «правые», «центристы», и «левые». В католицизме возникла, например, так называемая «теология освобождения», пользующаяся большим влиянием в Латинской Америке. В это же время «исламский фундаментализм», наоборот, стремится вернуться к нормам жизни далекого прошлого (хотя в мусульманском вероучении можно найти обоснование и для иного отношения к современности). Под религиозной оболочкой представители многих конфессий и их сторонники ведут борьбу за социальную справедливость, равенство, торжество добра и человечности.