Нормативно-правовое регулирование оценки финансового состояния предприятия

 

Для оценки финансового состояния предприятия были изучены нормативно-правовые основы, которые регламентируют и раскрывают сущность данной темы.

16 июля 1999 года во втором слушании парламент Украины принял Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"[1].

Закон введен в действие с 2000 года, и эта дата синхронизируется с основной датой начала реализации Программы реформирования бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от октября 1998 года №1706.

Этот закон распространяется на всех юридических лиц - предприятия, организации, банки, бюджетные учреждения. Он предусматривает, что субъекты предпринимательской деятельности, которые платят налог по упрощенной системе, ведут бухгалтерский учет и предоставляют финансовую отчетность по упрощенной системе, т.е. дать оценку финансового состояния предприятия становится намного проще.

Закон Украины "О предприятиях в Украине" направлен на реализацию Декларации о государственном суверенитете Украины [2]

Закон изучает виды и организационные формы предприятий, правила их образования, регистрации, реорганизации и ликвидации, организационный механизм осуществления ними предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике.

Закон обеспечивает равные правовые условия для деятельности предприятий независимо от форм собственности на имущество и организационной формы предпринимательства.

Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятия, изучает их права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятий с другими предприятиями и организациями, Советами народных депутатов, органами государственного управления.

Совершенствование системы подоходного налогообложения юридических лиц было и остается одним из наиболее важных вопросов налоговой реформы [З].

Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий"[3], приняты в 1997 году в новой редакции, дает возможность коренным образом изменить существующую систему налогообложения прибыли юридических лиц.

Важным отличительным моментом нового закона является четкое определение плательщиков налога на прибыль предприятий, исходя из принципа общности налога.

Также изменения в системе подоходного налогообложения юридических лиц состоят в порядке определения объекта налогообложения, которым согласно новой редакции закона является прибыль, исчисленная путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода за отчетный период на сумму валовых расходов плательщика налога и сумму начисленных амортизационных отчислений. Таким образом, при исчислении налогооблагаемой прибыли предприятиям и организациям разрешено учитывать соответствующие расходы, в частности связанными с производственными циклами будущих периодов, в ближайшем отчетном периоде, то есть сразу же после расходов. Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 15 "Доход" [6], определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учёте информации о доходах предприятия и её раскрытие в финансовой отчётности.

Нормы этого положения (стандарта) применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимоот форм собственности (кроме бюджетных учреждений).

В этом положении указывается порядок признания и классификации дохода, оценка дохода и описывается раскрытие информации о доходах в примечаниях к финансовой отчетности.

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Расходы" [7], определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия и ее раскрытие в финансовой отчетности.

Нормы этого положения (стандарта) применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений). Положения (стандарты) бухгалтерского учета 15 «Доход» и 16 «Расход» являются очень важными нормативно-правовыми документами не только для бухгалтерского учета, но и при определении финансового состояния предприятий, т.к. при его оценке экономистам очень часто приходится прибегать к бухгалтерской отчетности. Вообще говоря, бухгалтерский учет предоставляет довольно важные показатели о финансовом состоянии предприятия. Эти показатели отображаются в финансовой отчетности предприятия.

Для определения финансового результата необходимо знать не только доход, полученный от реализации продукции (товаров, работ, услуг), нужно еще знать понесенные затраты на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг). После вычитания всех затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) на предприятии определяется финансовый результат.



Определение показателей финансового состояния предприятия

Оценка ликвидности активов предприятия

Из таблицы 1.3. видно, что коэффициент абсолютной ликвидности в 2003 году равен 0,15, а в 2002 году он был равен 0,38, следовательно, за последний год этот показатель уменьшился на 0,23; и хотя в 2001 году он был равен показателю 2003 года, в целом, за все три года он был низким, а за последний год еще и уменьшился. Это говорит о том, что хозяйство в минимальные сроки может оплатить лишь 15 % краткосрочной задолженности. Коэффициент общей ликвидности в 2003 году составил 1,94. Это на 0,27 и 0,29 меньше чем аналогичные показатели 2001 и 2002 годов соответственно. В предыдущие годы этот показатель был вполне приемлем, но за последний год он резко снизился и уже не соответствует норме, т.к. его теоретическое значение должно быть в пределах 2 – 2,5. Это свидетельствует о неплатежеспособности предприятия. Это показывает, что в хозяйстве объем текущих обязательств по кредитам и расчетам полностью погасить за счет всех мобилизированных оборотных средств будет трудно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: