История школьного самоуправления

Введение

 

Актуальность темы исследования связана с начавшимися в середине 80-х годов и продолжающимися сегодня глубокими экономическими и социально-политическими преобразованиями в государстве и обществе, которые привели к значительным изменениям внешних и внутренних условий функционирования всей сферы образования, к смене и новому прочтению идеалов, ценностей, смысла и задач образовательной деятельности. В новых условиях перед общеобразовательной школой возникло много социально-педагогических проблем и вопросов: какова ее роль в развитии демократического и правового государства, гражданского общества; с помощью каких механизмов можно обеспечить управляемое развитие школы; что представляют собой научные основания оптимального сочетания единоначалия и самоуправления в школе; в какой мере целесообразно использование в современных условиях рекомендаций педагогической науки в области внутришкольного управления, подготовленные в предыдущий период [Рожков, с. 18]?

Не менее важно выделить объект и предмет исследования, а также выдвинуть гипотезу. Объект исследования – средняя общеобразовательная (государственная и муниципальная) школа. Предмет исследования – процесс самоуправления средней общеобразовательной школы в современных условиях. Гипотеза – школьное самоуправление будет успешно осуществляться только при желании и стремлении самих школьников; также для успешного самоуправления необходима хорошая организация и опора на документацию.

Задачи данного исследования следующие:

1. Изучить и проанализировать массовую практику школьного самоуправления, выявить причины и обстоятельства, затрудняющие его организацию и функционирование в отечественной школе.

2. Проанализировать развитие идей школьного самоуправления в истории отечественной и зарубежной педагогики.

3. Выявить социально-педагогические условия эффективного функционирования органов самоуправления школы. Определить пути разрешения новой управленческой ситуации в школе.

4. Исследовать влияние школьного и ученического самоуправления на воспитание и развитие учащихся, их самоактуализацию.

Чтобы как можно точнее понять сущность самоуправления, в том числе и самоуправления в школе, можно заглянуть в словарь Даля: «Сам – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. Организация – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. Со – как приставка обозначает совокупность. Управлять – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства» [Толковый словарь русского языка].

Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово, – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано. Может быть, верно, что, сколько школ, столько и самоуправлений [Рожков, с. 20].

 

 



Школьное самоуправление и его основные проблемы

 

История школьного самоуправления

 

Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания.

Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531–1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей [Опалихин, с. 9].

Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. «Регламент московских гимназий», согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами.

Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления с. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей. В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными.

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного самоуправления. В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения, учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление [Опалихин, с. 10].

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления [Закон РФ «Об образовании» ст. 13, 1992 г.]. С 2006 г. образовательные учреждения руководствуются законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам [Закон РФ «Об образовании» ст. 13, 2006 г.].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: