В. Вундта в Вюрцбургской школе

Основатель Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе

(1862-1915) был учеником и ассистентом В. Вундта и

использовал в своих исследованиях метод самонаблюде-

ния для изучения феноменов человеческого мышления.

Вюрцбургская школа выдвинула следующие положения и

идеи относительно понимания феноменов мышления,

которые во многом отличаются от классических взгля-

дов В. Вундта и тем самым вызывают серьезную критику

v его стороны.

1. Использование для изучения высших психических

процессов метода ≪систематической интроспекции≫: вы-

деление и изучение отдельных фаз в процессе мышле-

ния, когда испытуемый, помимо осознания и выражения

некоего суждения (как ответа на поставленную задачу),

описывает осознаваемые им процессы, предшествующие

завершающему акту мышления, т. е. вынесению суждения.

2. Введение понятия ≪детерминирующая тенденция≫,

или ≪установка сознания≫, обозначающего, что результат

выполнения задачи во многом объясняется ≪преднастро-

енностью≫ индивида на ее выполнение, его состоянием

перед началом работы.

3. Описаний мышления как процесса решения задачи,

основанного на особом психологическом механизме, со-

держащем ряд переменных:

- мотивационную установку на совершение действия,

обусловленную возникновением необходимости решить

задачу;

- целевую, т. е. определяющую детерминирующие

тенденции;

Развитие экспериментальной психологии

В структурализме Э. Титчинера

Э. Титченер (1867-1927) развивал в Америке вундтовские

традиции и его понимание психологии как науки о непо-

средственном опыте. Свою науку он назвал структурализмом

и настаивал на противопоставлении ее активно развиваю-

щемуся в то время в Америке функционализму Брентано и

Джеймса. Титчинер выдвигал следующие идеи относи-

тельно исследовательского аппарата психологии (пред-

мет, методы, задачи, цели).

1. Предметом структурной психологии является струк-

тура сознания, понимаемая как совокупность отдельных

элементов, имеющих элементарную природу и не поддаю-

щихся дальнейшему анализу.

2. Цель структурной психологии - изучение структуры

сознания через изучение этих элементарных частиц, т. е.

изучение способов их структурирования и составленных

в результате различных комбинаций, когда исследовате-

лю необходимо ответить на вопрос о том, почему созда-

ется именно такая комбинация.

3. Выдвигаются следующие задачи психологии как науки:

- разложить душевное состояние на простейшие со-

ставные части;

- найти законы соединения этих частей;

- привести эти законы в связь с физиологической

организацией.

4. Методом исследования должна быть интроспекция,

но суть ее у Титчинера состоит в том, что испытуемому

необходимо дойгл дс очистого содержания сознания≫ без

вмешательства физических характеристик стимула

(≪ошибка стимула≫), подменяющих само явление и те не-

25

Опыты Эббингауза по изучению памяти расширили

Предмет изучения психологии, так как ранее считалось,

Что память - это сложная функция сознания и потому для

Ее изучения невозможно применение эксперимента. Экс-

Перимент стал использоваться как основной метод иссле-

Дования. Выводы и законы запоминания материала, сфор-

Мулированные Эббингаузом, имели прикладное значение

Для многих отраслей психологии: в педагогике были со-

Зданы результативные методики обучения, тесты умствен-

Ного развития по принципу незаконченных предложений.

Задачей экспериментатора теперь стало не изучение инт-

Роспективных высказываний испытуемого, а наблюдение

И анализ его поведения.

Критериев по сей день строится любое психологическое

Исследование.

Интроспективная направленность и ориентация на

Элементаризм концепции Вундта породили множество

Дискуссий в научных кругах и стимулировали проведение

Различных опытов и исследований, опровергающих неко-

Торые положения его учения, и эти споры и дискуссии

Послужили развитию других концепций и теорий, обога-

Тивших в дальнейшем психологию как науку и расширивших

Ее границы.

Научно-организаторская деятельность Вундта сыгра-

Ла решающую роль в становлении психологии как само-

Стоятельной дисциплины.

Посредственные ощущения, которые чувствует испытуе-

Мый. Этот метод называется аналитической интроспекцией.

Структурализм Титчинера содержит следующие идеи.

Ощущения, образы и чувства являются первичными

Элементами сознания и основой для построения любой

Сложной комбинации.

Ощущения и чувства обладают качеством, интенсив-

Ностью, отчетливостью и длительностью.

Образы выступают в сознании как следы прежних

Ощущений и имеют большую или меньшую отчетливость.

Внимание и мышление имеют сенсорную природу и

Не содержат нового элементарного процесса, т. е. некоей

третьей ≪внечувственной≫ единицы, обусловливающей

Характер протекания мыслительного процесса.

- процессуальную, определяемую смену поисков опе-

Раций, необходимых для решения поставленной задачи и

иногда имеющую аффективный характер;

- несенсорную, имеющую в своем составе не чувствен-

Ные, а умственные компоненты.

Психическое действие рассматривается как акт, имею-

Щий свою детерминацию (мотив и цель), операционно-

Аффективную динамику и состав.

В процессе мышления чувства и ощущения не играют

Значительной роли, так как существуют такие содержания

Сознания, которые не зависят от наглядности, т. е. для

Понимания не обязателен визуальный образ.

На первый план выступили активность сознания, его

Процессуальность, понимание мышления как актов раз-

Личного типа: понимание, суждение, установление отно-

Шений, схватывание смысла и т. п.

26

Дифференциальная психология Ф. Гальтона

Основой возникновения дифференциальной психоло-

Гии и дальнейшего ее становления как отдельной само-

Стоятельной отрасли явилась экспериментальная психо-

Логия, в которой решались задачи исследования общих

Законов сознания и психики, а индивидуальные различия

Выступали как побочный эффект эксперимента. Пионером

В изучении индивидуальных различий был ученик Ч. Дар-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: