1. Существует тесная связь между живым существом и
средой, которая выражается в воздействии последней на
организм через различные стимулы, на которые он дает
реакцию.
2. Существуют две категории раздражителей, и отсюда
вытекает два вида рефлексов, т. е. реакций на эти раз-
дражители:
- раздражители безусловные, сразу и непосредствен-
но вызывающие ответную реакцию, и это безусловные
рефлексы;
- безусловные раздражители, указывающие на те
условия среды, которые могут принести пользу или вред
организму, и поэтому он может не сразу на них реагиро-
вать, а реакция называется условным рефлексом.
3. Для формирования условного рефлекса необходимо,
помимо раздражителя, подкрепление реакции как пра-
вильной или неправильной, и оно в этом случае называ-
ется положительным или отрицательным соответственно.
Подкрепление обусловливает и определяет поведение,
которое помогает индивиду выжить в этой среде.
4. Поведение можно предсказать, если знать набор
условий, от которых зависит выработка условного реф-
Развитие педологии в СССР
Важным этапом развития отечественной психологии
в начале XX в. является возникновение и развитие педо-
логии - науки о целостном развитии ребенка. Л. С. Вы-
готский является одним из основателей этого движения
в России, и судьба педологии в нашей стране очень не-
однозначна.
Этапы развития педологии в СССР
1. Начальный этап развития: работа педолога сводится
к комплектованию учебных групп и отбору детей во вспо-
могательные школы. Основной метод - тесты, и первая
серия тестов для школы была опубликована в 1926 г. Выход
журнала Педология в 1928 г.
2. Второй этап - с 1928 г. решением Первого педоло-
гического съезда ограничивается использование тестов,
становятся все более очевидными недостатки в организа-
ции педологической службы из-за ее минимальной пси-
холого-педагогической направленности. В конце 20-х гг.
остро ставится вопрос о спецподготовке работников пе-
долого-педагогической службы, о четком размежевании
функций школьного врача и школьного педолога.
3. Рубеж 20-30-х гг. - третий этап: выдвинутое на перед-
ний план наблюдение за развитием учащихся в процессе
их обучения и воспитания, изменение отношения к тестам
и оценка их роли в педагогической практике расширили
возможности психологического обеспечения учебно-вос-
питательного процесса.
4. В 1928 г. в официальном положении О проведении
массовой практической работы по всестороннему изуче-
нию детства было описано новое понимание задач школь-
ной педологической службы: изучение учащихся в школе
Развитие психотехники в СССР
В 20-30-е гг. XX в.
В 20-30-е гг. в СССР, так же как и на Западе, актив-
ное развитие получает наука психотехника, задачей кото-
рой являлось осуществление практических целей психо-
логическими средствами и использование на производстве
законов человеческого поведения для его целесообраз-
ного регулирования и воздействия на человека. В СССР
принципы психотехники выражались в так называемой
платформе семнадцати, в которую входили такие со-
ветские психологи, как Керженцев, Каплун, Шпильрейн,
Стопани и др. Рассмотрим основные положения, выдви-
гаемые этими исследователями.
1. Акцентирование внимания на социалистической по-
литической ориентации исследований труда в России,
основным вопросом являлась рационализация техники и
производства, а не изучение рабочих движений.
2. Выдвигались следующие задачи психотехники:
- разработка основ профотбора и профконсультации;
- изучение утомляемости и усталости в процессе труда;
- определение закономерностей формирования навыков
в упражнении, тренировке психических функций при под-
готовке рабочей силы.
3. Характерная черта психотехники 30-х гг. - перенесе-
ние центра тяжести исследований с проблемы профотбора
на рационализацию методов профобучения и переподго-
товки кадров, организацию трудового процесса и т. п.
В 20-х - начале 30-х гг. психотехника переживала в на-
шей стране бурное развитие: было создано 200 психотех-
нических лабораторий, с 1923 по 1932 г. действовало
Всесоюзное психотехническое общество. Однако, как и пе-
Рефлекс может потерять силу, если не будет посто-
Янного планомерного подкрепления, так как постепенно
Происходит нарушение связи, установленной между сиг-
Налом и реакцией на него организма.
Подкрепление может быть не только биологическим
(пища), но и социальным.
Распространение понятия рефлекса как психологи-
Ческого феномена на мотивационную часть личности че-
рез введение нового вида рефлекса - ≪рефлекс цели≫ и
≪рефлекс свободы≫, что означает, что деятельность орга-
Низма хоть и зависит от внешних обстоятельств, но не мо-
Жет осуществляться без энергетических затрат организма,
А они уже имеют непосредственное отношение к психике.
Нала мозгу о совершенном действии и проанализирован-
Ной мышцей информации об измененной среде, и на этой
Основе в мозге формируется уже новый образ среды.
Открытие принципа торможения: раздражение какого-
Либо центра в организме может привести не только к от-
Ветному действию, но и задержать это действие.
5. Познание имеет активный деятельностный характер:
Любое познание, в том числе и чувственное, есть действие.
Сознание имеет социальную обусловленность.
Дология, психотехника оказалась невостребованной в пе-
Риод сталинизма и сформировавшегося тоталитарного
Государства, и в 1936 г. были закрыты все психотехниче-
Ские лаборатории.
В целях поднятия качества образовательной и воспита-
Тельной работы, работа с трудными детьми, ознакомле-
Ние педологов и родителей с основами педологии, проф-
Ориентационная работа.
5. Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. ≪О педо-
логических извращениях в системе наркомпросов≫ наука
Педология была запрещена, причинами этого явились
Изменившаяся социально-политическая обстановка в СССР
И начало сталинской эпохи в истории нашей страны. В усло-
Виях такой социальной обстановки задача развития сво-
Бодной личности, которую ставила перед собой педоло-
Гия, переставала быть актуальной.
44