Основные положения учения Павлова

1. Существует тесная связь между живым существом и

средой, которая выражается в воздействии последней на

организм через различные стимулы, на которые он дает

реакцию.

2. Существуют две категории раздражителей, и отсюда

вытекает два вида рефлексов, т. е. реакций на эти раз-

дражители:

- раздражители безусловные, сразу и непосредствен-

но вызывающие ответную реакцию, и это безусловные

рефлексы;

- безусловные раздражители, указывающие на те

условия среды, которые могут принести пользу или вред

организму, и поэтому он может не сразу на них реагиро-

вать, а реакция называется условным рефлексом.

3. Для формирования условного рефлекса необходимо,

помимо раздражителя, подкрепление реакции как пра-

вильной или неправильной, и оно в этом случае называ-

ется положительным или отрицательным соответственно.

Подкрепление обусловливает и определяет поведение,

которое помогает индивиду выжить в этой среде.

4. Поведение можно предсказать, если знать набор

условий, от которых зависит выработка условного реф-

Развитие педологии в СССР

Важным этапом развития отечественной психологии

в начале XX в. является возникновение и развитие педо-

логии - науки о целостном развитии ребенка. Л. С. Вы-

готский является одним из основателей этого движения

в России, и судьба педологии в нашей стране очень не-

однозначна.

Этапы развития педологии в СССР

1. Начальный этап развития: работа педолога сводится

к комплектованию учебных групп и отбору детей во вспо-

могательные школы. Основной метод - тесты, и первая

серия тестов для школы была опубликована в 1926 г. Выход

журнала Педология в 1928 г.

2. Второй этап - с 1928 г. решением Первого педоло-

гического съезда ограничивается использование тестов,

становятся все более очевидными недостатки в организа-

ции педологической службы из-за ее минимальной пси-

холого-педагогической направленности. В конце 20-х гг.

остро ставится вопрос о спецподготовке работников пе-

долого-педагогической службы, о четком размежевании

функций школьного врача и школьного педолога.

3. Рубеж 20-30-х гг. - третий этап: выдвинутое на перед-

ний план наблюдение за развитием учащихся в процессе

их обучения и воспитания, изменение отношения к тестам

и оценка их роли в педагогической практике расширили

возможности психологического обеспечения учебно-вос-

питательного процесса.

4. В 1928 г. в официальном положении О проведении

массовой практической работы по всестороннему изуче-

нию детства было описано новое понимание задач школь-

ной педологической службы: изучение учащихся в школе

Развитие психотехники в СССР

В 20-30-е гг. XX в.

В 20-30-е гг. в СССР, так же как и на Западе, актив-

ное развитие получает наука психотехника, задачей кото-

рой являлось осуществление практических целей психо-

логическими средствами и использование на производстве

законов человеческого поведения для его целесообраз-

ного регулирования и воздействия на человека. В СССР

принципы психотехники выражались в так называемой

платформе семнадцати, в которую входили такие со-

ветские психологи, как Керженцев, Каплун, Шпильрейн,

Стопани и др. Рассмотрим основные положения, выдви-

гаемые этими исследователями.

1. Акцентирование внимания на социалистической по-

литической ориентации исследований труда в России,

основным вопросом являлась рационализация техники и

производства, а не изучение рабочих движений.

2. Выдвигались следующие задачи психотехники:

- разработка основ профотбора и профконсультации;

- изучение утомляемости и усталости в процессе труда;

- определение закономерностей формирования навыков

в упражнении, тренировке психических функций при под-

готовке рабочей силы.

3. Характерная черта психотехники 30-х гг. - перенесе-

ние центра тяжести исследований с проблемы профотбора

на рационализацию методов профобучения и переподго-

товки кадров, организацию трудового процесса и т. п.

В 20-х - начале 30-х гг. психотехника переживала в на-

шей стране бурное развитие: было создано 200 психотех-

нических лабораторий, с 1923 по 1932 г. действовало

Всесоюзное психотехническое общество. Однако, как и пе-

Рефлекс может потерять силу, если не будет посто-

Янного планомерного подкрепления, так как постепенно

Происходит нарушение связи, установленной между сиг-

Налом и реакцией на него организма.

Подкрепление может быть не только биологическим

(пища), но и социальным.

Распространение понятия рефлекса как психологи-

Ческого феномена на мотивационную часть личности че-

рез введение нового вида рефлекса - ≪рефлекс цели≫ и

≪рефлекс свободы≫, что означает, что деятельность орга-

Низма хоть и зависит от внешних обстоятельств, но не мо-

Жет осуществляться без энергетических затрат организма,

А они уже имеют непосредственное отношение к психике.

Нала мозгу о совершенном действии и проанализирован-

Ной мышцей информации об измененной среде, и на этой

Основе в мозге формируется уже новый образ среды.

Открытие принципа торможения: раздражение какого-

Либо центра в организме может привести не только к от-

Ветному действию, но и задержать это действие.

5. Познание имеет активный деятельностный характер:

Любое познание, в том числе и чувственное, есть действие.

Сознание имеет социальную обусловленность.

Дология, психотехника оказалась невостребованной в пе-

Риод сталинизма и сформировавшегося тоталитарного

Государства, и в 1936 г. были закрыты все психотехниче-

Ские лаборатории.

В целях поднятия качества образовательной и воспита-

Тельной работы, работа с трудными детьми, ознакомле-

Ние педологов и родителей с основами педологии, проф-

Ориентационная работа.

5. Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. ≪О педо-

логических извращениях в системе наркомпросов≫ наука

Педология была запрещена, причинами этого явились

Изменившаяся социально-политическая обстановка в СССР

И начало сталинской эпохи в истории нашей страны. В усло-

Виях такой социальной обстановки задача развития сво-

Бодной личности, которую ставила перед собой педоло-

Гия, переставала быть актуальной.

44


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: