Система государственного образовательного кредита в РФ

 

  По информации СМИ, в Министерстве образования назрела решимость ускорить и завершить модернизацию системы высшего образования, о которой так долго говорили чиновники и преподаватели. Образовательное ведомство подготовило циркуляр, на основании которого в ряде регионов уже в этом году начнется прием абитуриентов в вузы на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Новая система, как предполагается, будет внедрена в Чувашии, Якутии, Самарской и Мурманской областях. Идея ГИФО появилась на свет давно и не раз обсуждалась в СМИ: поступая в вуз, абитуриент приносит в него деньги. ГИФО не выдаются на руки как отдельный документ (например, ваучер), а проставляются в сертификате о сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена). Однако суть ГИФО от этого не меняется. В настоящее время решено определить пять категорий государственного обязательства с размерами финансирования на 2004 год в зависимости от результатов ЕГЭ: первая категория - 14500 руб., вторая - 7500 руб., а, к примеру, пятая - 1200 руб. Средства ГИФО будут перечисляться в расчете на студента каждый год, однако категория ГИФО будет определяться лишь однажды - при поступлении, чтобы избежать дальнейшего завышения вузами результатов обучения. К чему приведет введение ГИФО? По мнению авторов новой системы финансирования высшего образования, от ее введения "выиграют все". Семьям будет легче оплачивать обучение в вузах, а последние получат в сумме больше денежных средств. ГИФО приведет к реструктуризации системы вузов. Основным регулятором выступит именно спрос населения, а не какие-нибудь административные меры. Однако при всех плюсах новой системы, по мнению экспертов, есть у нее и серьезные минусы. Она строится таким образом, что сильные вузы от нее выиграют, а небольшие или просто молодые учебные заведения окажутся перед угрозой закрытия, поскольку будут терпеть заведомые убытки.

  Введение системы финансовых обязательств может вернуть ситуацию к "естественной" монополии государственного образования. Не сумев привлечь в свои стены нужное количество "ваучеров", частные вузы будут вынуждены закрываться или резко повышать плату за обучение. Некоторые эксперты полагают, что подобная перестройка системы высшего образования приведет к тому, что большинство завтрашних абитуриентов столкнется с выбором: либо основательно раскошеливаться, либо выдерживать необычайно жесткий конкурс в государственном вузе, либо же попросту отказываться от притязаний на диплом.

  Из источников, близких к Министерству образования, известно, что рассылка по регионам нового циркуляра о запуске проекта последует уже в апреле. Нынешний год должен показать, способна ли прижиться новая идея, родившаяся в головах столичных чиновников. В роли "подопытных" - тысячи абитуриентов в Якутске и Самаре, Чебоксарах и Мурманске.

  Для обеспечения повышения качества образования необходимо не только изменить его содержание и структуру, но и изменить систему финансирования образования, повысить эффективность использования ресурсов, увязать ее с прогнозированием перспективных потребностей рынка труда и социально-экономическими приоритетами. В рамках модернизации системы финансирования общего среднего образования предусматривается введение нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений.

  В системе финансирования профессионального образования, прежде всего высшего, в среднесрочной перспективе планируется частичное замещение финансирования содержания сети образовательных учреждений непосредственной оплатой из бюджета конкретных услуг, оказываемых гражданину, финансирование высшего образования на основе государственного задания на подготовку специалистов, размещаемого на конкурсной основе, а также финансирование высших профессиональных образовательных учреждений с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).

  Необходимо также введение системы образовательных кредитов и субсидий, формирование бюджета развития и практики софинансирования проектов развития со стороны учебных заведений. В связи с предстоящим с 2006 года сокращением численности населения в возрасте 18-25 лет необходимо будет приблизить прием в учреждения высшего профессионального образования на "бюджетные места" к соответствующему нормативу, установленному федеральным законом, а в дальнейшем уточнять норматив исходя из перспективных потребностей экономики.

  Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном образовании, в первую очередь в формировании "кадрового заказа" для развития перспективных рынков и технологий. В дальнейшем с учетом итогов эксперимента по введению единого государственного экзамена будет определен порядок приема в вузы и соответствующего финансирования по государственным именным финансовым обязательствам.

  В среднесрочной перспективе продолжится разработка необходимой нормативной правовой базы, увеличение роли и участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и их объединений в управлении и финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования. Продолжится работа по созданию попечительских советов, что позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль. Реализация намеченных мер позволит повысить качество общего и профессионального образования, создаст конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе прекращению деятельности образовательных учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса.

 

 

Практическая часть

Таблица

Расчет среднегодового количества учащихся и классов

 

текущий год

проект

на 1 янв на 1 сент Средне-годовой на 1 янв на 1 сент Средне-годовой
1. количество классов всего            
в т.ч.            
1 классов 3 4 3 4 2 3
2 классов 3 3 3 3 4 3
3 классов 3 3 3 3 3 3
4 классов 3 3 3 3 3 3
итого 1-4 кл 12 13 12 13 12 13
2. число учащихся всего            
в т.ч.            
1 классов 9 98 39 98 50 82
2 классов 66 79 70 79 98 85
3 классов 84 66 78 66 79 70
4 классов 71 84 75 84 66 78
итого 1-4 кл 300 477 359 477 293 416

 

Количество учащихся по проекту на 1 января равняется количеству учащихся в текущем году на 1 сентября.

Количество учащихся по проекту на 1 сент:

1 класс = по исходным данным 50 человек

2 класс = количество учащихся в проектном году на 1 января в 1м классе

3 класс = количество учащихся в проектном году на 1 января в 2м классе

Количество классов на 1 сентября в проектном году =

Среднегодовое количество классов = (количество классов на 1 янв* 8 мес+ количество классов на 1 сен * 4 мес) / 12 мес

Таблица

Расчет учебных часов и педагогических ставок в планируемом году

 

среднегодовое количество классов

количество учебных часов в неделю

количество педагогических ставок

на 1 класс на все классы
1 классов 3 22 66 3
2 классов 3 22 66 3
3 классов 3 22 66 3
4 классов 3 22 66 3
итого 1-4 кл 12 88 264 12

 

Среднегодовое количество классов берется из таблицы 1 среднегодовое количество классов в проектном году

Количество учебных часов в неделю на 1 класс берется из исходных данных

Количество учебных часов в неделю на все классы = Количество учебных часов в неделю на 1 класс * среднегодовое количество классов

Количество педагогических ставок в 1кл-4 кл = количество учебных часов на все классы (1-4 кл)/ 20

 

Таблица

Расчет среднегодового количества групп в дошкольном отделении

  на начало года на конец года среднегодовое
количество детей в дошкольных группах 125 154 140
количество детей в ясельных группах 45 56 51

 

Среднегодовое количества групп в дошкольном отделении = (количетво детей на начало года * 6+ количество детей на конец года*6)/12

 

 

Таблица

Расчет среднегодового количества ставок воспитателей в дошкольном отделении

    дошкольные группы ясельные группы
1 среднегодовое количество детей (из табл 1) 140 51
2 наполняемость групп 20 15
3 среднегодовое количество групп (стр 1/стр2) 7 3
4 количество рабочих дней в неделю 5 5
5 продолжительность работы учреждения в день 12 12
6 плановая нагрузка воспитателя в неделю 36 36
7 среднегодовое количество воспитателей (ст 3*стр4*стр5/стр6) 12 6

Таблица

Расчет фонда оплаты труда школы в планируемом году

1-4 классы    
1. всего ставок на все классы Табл 1 12
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб По исходным данным 1552
3. Годовой фонд заработной платы, тыс. руб всего ставок на все классы* Средняя ставка заработной платы в месяц *12 месяцев 223,49
1. число штатных единиц административно-обслуживающего персонала По исходным данным 53
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб По исходным данным 1270
фонд заработной платы административно-обслуживающего персонала, тыс. руб число штатных единиц административно-обслуживающего персонала* Средняя ставка заработной платы в месяц *12 месяцев 807,72
1. Число штатных единиц воспитателей По исходным данным 53
2. Средняя ставка заработной платы в месяц, руб По исходным данным 1506
Фонд заработной платы воспитателей в год, тыс. руб Число штатных единиц воспитателей * Средняя ставка заработной платы в мес. *12 мес 957,82
всего тарифный фонд в год, тыс. руб всего фонд заработной платы педагогического персонала+ фонд заработной платы административно-обслуживающего персонала+ Фонд заработной платы воспитателей в год 1989,02
Надтарифный фонд в год, тыс руб всего тарифный фонд в год * 100/75 2652,03
всего фонд оплаты труда в год, тыс. руб всего тарифный фонд в год+ Надтарифный фонд в год 4641,06

Таблица

Расчет затрат на коммунальные услуги и прочие расходы

  ед. изм. лимит на планируемый год тариф, руб. сумма, тыс. руб.
теплоэнергия тыс. м3 2,43 235,8 2,43*235,8 /1000 = 573,0
электроэнергия тыс. кВт*ч 193,8 0,66 193,8*0,66 / 1000=127,908
вода и канализация тыс.м3 7,3 5,4 7,3*5,4/1000 = 39,42
среднегодовой число детей чел - - Табл 1. (среднегодовое количество учащихся по проекту)  416
нормы расходов на 1 учащегося в год  руб - - 100,0
итого прочих расходов  тыс. руб. - - (среднегодовое число детей * нормы расходов на 1 учащегося в год)/ 1000 =41,57

 

Таблица

Расчет расходов на питание и мягкий инвентарь

среднегодовое количество детей в группах продленного для 12
расходы на мягкий инвентарь в год  
на 1 учащегося, руб 130
на всех учащихся, тыс. руб 1,634533
расходы на питание:  
число дней функционирования 170
норма на 1 учащегося в день, руб 30
на всех учащихся, тыс. руб 64,124

 

 

Таблица

Смета расходов и доходов

текущие расходы Стр 2 + +стр 9+стр 10+ст 11+ стр 12+стр 16
закупки товаров и оплата услуг Стр 3+стр 4+стр 5
оплата труда государственных служащих Табл 3. всего фонд оплаты труда в год с учетом надбавок по типам учреждений
начисления на оплату труда Стр 3 * 0,358
приобретение предметов снабжения и расходных материалов Стр 6+ стр 7
мягкий инвентарь и обмундирование Табл 5. стр 4
продукты питания Табл 5. стр 8
оплата коммунальных услуг Стр 13+стр 14+стр 15
оплата потребления тепловой эергии Табл 4. стр 1
оплата потребления электроэнергии Табл 4. стр 2
оплата водоснабжения помещеий Табл 4. стр 3
прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг Табл 4. итого прочих расходов
капитальные вложения в осн фонды  
приобретение оборудования и предметов длительного пользования =0,1*стр 1
капитальное строительство =0,15* стр 1
итого расходов Стр 1+стр 18+стр 20
итого доходов, в т.ч. Итого расходов
а) бюжетные средства Итого расходов – родительская плата
б) родительская плата =стр 1*0,2

 

текущие расходы 7108,63
закупки товаров и оплата услуг 6368,31
оплата труда государственных служащих 4641,06
начисления на оплату труда 1661,50
приобретение предметов снабжения и расходных материалов 65,75853
мягкий инвентарь и обмундирование 1,634533
продукты питания 64,124
оплата коммунальных услуг 740,322
оплата потребления тепловой энергии 573,0
оплата потребления электроэнергии 127,908
оплата водоснабжения помещений 39,42
прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг 41,57
капитальные расходы 710,8635
капитальные вложения в осн фонды 710,8635
приоретение оборудованя и предметов длительного пользования 710,8635
капитальное строительство 1066,295
капитальный ремонт 1066,295
итого расходов 8927,36

итого доходов, в т.ч.

а) бюжетные средства 7505,63
б) родительская плата 1421,727

 

Расходы бюджетного учреждения складываются из оплаты труда государственных служащих в размере 4641,06 тыс. руб, начислений на оплату труда – 1661,5 тыс. руб, приобретение предметов снабжения (мягкий инвентарь – 1,63 тыс. руб, продукты питания – 64,124 тыс. руб,) – 65,75 тыс. руб, оплата коммунальных услуг (расходов на тепловую энергию, электроэнергию, водоснабжение) – 740,32 тыс. руб, и прочих текущих расходов на сумму 41,57 тыс. руб.

Расходы на капитальное вложение составляют 710,86 тыс. руб, на капитальное строительство – 1066,3 тыс. руб.

Рисунок структура текущих расходов

 

В структуре текущих расходов наибольший удельный вес принадлежит оплате труда служащих – 59%, начисление на оплату труда 21%.Наименьший удельный вес приходится на приобретение предметов снабжения и расходных материалов – 1%.

Рисунок Структура расходов учреждения

 

В структуре расходов учреждения наибольший удельный вес принадлежит текущим расходам – 80%, на долю капитального строительства приходится 12%, на капитальные расходы 12%.

Структура доходов состоит из бюджетных средств и родительской платы

Рисунок Структура доходов

 

В структуре доходов наибольший удельный вес приходится на средства федерального бюджета в размере 85%, и на средства родителей – 15%

 

 

Заключение

 

Итак, в данной курсовой работе была рассмотрена одна из главных на сегодня проблем состояния образования – проблема финансирования.

В последние годы бюджетное финансирование значительно сократилось. В связи с этим образовательные учреждения стали больше использовать внебюджетные источники финансирования. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для исправления негативных последствий сложившейся ситуации правительство разработало Концепцию модернизации образования на период до 2010 г. Главной отрицательной чертой которой является значительное расходование средств на управленческие структуры, а не на образовательный процесс. Для повышения эффективности и качества образования нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.

Концепция предполагает использование налоговых льгот для образовательных учреждений. Льготное налогообложение – эффективный инструмент, стимулирующий развитие экономической самостоятельности высших учебных заведений, повышение их финансовой обеспеченности. Но, провозглашенные законом «Об образовании» государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер. Реализующие их положения налогового законодательства позволяют облагать образовательные учреждения налогами аналогично коммерческим организациям, в том числе в части образовательной деятельности.

В 2002 начался эксперимент по использованию ГИФО при финансировании вузов. У этого механизма финансирования есть свои плюсы и минусы, но образовательные ваучеры (ГИФО), несмотря на то, что этой идее уже более ста лет, не нашла практического применения в вузах ни одной страны мира, в том числе в США, откуда эта идея позаимствована [14, 118].

Одним из основных источников внебюджетных поступлений является плата студентов за обучение. Однако регулярно платить за образование могут далеко не все семьи, которые это вынуждены делать уже сейчас. В связи с этим предполагается широкое использование образовательных кредитов. Большинство экспертов сходится во мнении, что от развития образовательного кредита выгоды получают все участвующие стороны. Для государства важно прежде всего то, что снижается нагрузка на бюджет. Для граждан расширяются возможности выбора вуза (независимо от стоимости). Одновременно у студентов повышается мотивация к получению знаний. Для вузов особенно важно, что повышается отдача образовательного процесса за счет личной заинтересованности обучающихся в получении знаний для последующего эффективного трудоустройства.

В программах образовательного кредитования важная роль должна принадлежать государству, поскольку одной из основных его функций является повышение интеллектуального потенциала страны, что составляет основу национальной конкурентоспособности. Именно государство должно сыграть решающую роль в формировании законодательной базы образовательного кредита, в обеспечении четкой работы системы государственного кредитования. Это даст возможность для интеллектуального развития и профессионального продвижения значительного числа людей, вне зависимости от их текущего финансового положения.

 

 

Список литературы

 

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.93 г.). -М., 2000.

2. Гражданский кодекс РФ: Часть I от 30.11.94 г. № 51 -ФЗ; Часть II от 26.01.96 г. № 14-ФЗ.

3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп. от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 25 июня, 24 декабря 2002 г., 10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.)

4. Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13.01.96 г. № 12-ФЗ).

5. Антропов В. А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург, 1996.

6. Антропов В. А., Нестеров В. Л., Ельшина Т. Н. Оценка социально-экономической эффективности функционирования средних профессиональных учебных заведений. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 142 с.

7. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.: ил.

8. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 год / Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. М.: Права человека, 2001. 196 с.

9.  Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление. 1999. N 1.

10. Зарубежный опыт реформ в образовании: Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. 2001. N 2. С. 60-67.

11. Кельчевская Н. Р., Прохорова Н. Б., Павлова М. В. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. С.55.

12. Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. 2003. N 1. С. 40-52.

13. Мальцева Г. И., Фадейкина Н. В. Финансовое регулирование в сфере высшего профессионального образования. Новосибирск: СИФБД, 2002. 147 с.

14. Мишин В. М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.

15. Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. 2001. N 2. С. 10-17.

16. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

17. Ядренникова Е. В. Механизм оценки и повышение эффективности подготовки кадров с высшим образованием для промышленности: Дис. канд. экон. наук. Екатеринбург, 1998. 200 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: