Внебюджетные источники финансирования вузов

 

  Федеральное государственное высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими или юридическими лицами в объеме, согласованном с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого это высшее учебное заведение находится.

  Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.

  Однако предпринимательская деятельность бюджетного вуза как некоммерческой организации существенно отличается от деятельности коммерческого юридического лица по следующим основным параметрам:

  предпринимательская деятельность может осуществляться только в соответствии с целью создания вуза (п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ РФ "О некоммерческих организациях"), то есть образовательная деятельность (п. 1 ст. 12 ФЗ РФ "Об образовании"), право на ведение которой наступает только после получения лицензии (п. 6 ст. 33 ФЗ РФ "Об образовании");

  виды предпринимательской деятельности строго регламентированы, основные из которых:

  а) продажа товаров, выполнение работ и оказание платных услуг (гл. 25 НК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ РФ "О некоммерческих организациях"), которые относятся к предпринимательской лишь в нереинвестируемой непосредственно в данное образовательное учреждение части (п. 3 ст. 47 ФЗ РФ "Об образовании");

  б) использование основных фондов и имущества (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 ФЗ РФ "О некоммерческих организациях", п. 1 ст. 47 ФЗ РФ "Об образовании");

  в) инвестиционно-финансовая деятельность (п. 2 ст. 24 ФЗ РФ "О некоммерческих организациях", п. 1 ст. 47 ФЗ РФ "Об образовании");

г) торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; иные виды внереализационных доходов (п. 1 ст. 47 ФЗ РФ "Об образовании");

  отраженный в смете доходов и расходов вуза доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности поступает в самостоятельное распоряжение вуза (п. 2 ст. 298 ГК РФ), но используется в соответствии со сметой (п. 6 ст. 161 БК РФ);

  доход от предпринимательской деятельности и приобретенное за счет этого дохода имущество учитывается на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ), приравнивается к источникам доходов бюджета соответствующего уровня (ст. 41 БК РФ) и хранится на лицевых счетах в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства (п. 6 ст. 161 БК РФ),

  извлечение прибыли от ведения предпринимательской деятельности является целью лишь в объеме, необходимом для обеспечения основной деятельности образовательного учреждения, которая не может быть распределена между учредителями вуза (ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 ФЗ РФ "О некоммерческих организациях").

  Вследствие выделенных ограничений принцип самостоятельности осуществления деятельности, являющийся одним из основных условий признания деятельности предпринимательской в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ, реализуется не в полном объеме.

  Таким образом, можно сказать, что предпринимательская деятельность вуза по форме - это относительно самостоятельная, предусмотренная уставом образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании деятельность с целью получения желаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса.

  Если рассматривать предпринимательскую деятельность в самом общем виде как процесс осуществления "новых комбинаций ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных)" для достижения наилучших результатов, то вся хозяйственная деятельность вуза в рыночных условиях относится к предпринимательской, со всеми вытекающими из этого последствиями.

  Следовательно, предпринимательская деятельность вуза по содержанию - это инновационно-хозяйственная деятельность в рыночных условиях, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внутривузовскими процессами и производственными ресурсами.

  Активизация предпринимательской деятельности вузов обусловила развитие рыночных отношений в сфере ВПО и ужесточение конкуренции между такими ярко выраженными сегментами рынка как государственные (муниципальные) и негосударственные (частные) вузы. Для деятельности бюджетного вуза в отличие от частного характерно:

  наличие всесторонне регламентирующих образовательную деятельность процедур с большим количеством индикативных и директивных показателей;

  сметное планирование расходов средств из бюджетных источников финансирования, целевое использование средств и строгая финансовая дисциплина;

  затратный принцип бюджетного финансирования, что не предполагает получения доходов от результатов своей деятельности.

 

 

Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: