КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Финансы бюджетных организаций
на тему: Финансирование высшего образования в РФ
Задание 1, Вариант 4
Уфа, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в XXI веке……………5
1.1. Типы высших учебных заведений………………………………………..5
1.2. Принципы организации финансов вузов…………………………………6
Глава 2. Финансирование вузов в РФ…………………………………………..15
2.1. Планирование бюджетных источников финансирования……………..15
2.2. Внебюджетные источники финансирования вузов…………………….18
Глава 3. Совершенствование источников финансирования вузов……………21
3.1. Финансирование вузов на основе государственных именных финансовых обязательств……………………………………………………….21
3.2. Система государственного образовательного кредита в РФ …………..27
Практическая часть……………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………. 42
Введение
Достижение устойчивого материального обеспечения российской науки и выход на инновационный уровень ее развития возможно при эффективной системе ее финансирования. Прямое бюджетное финансирование расходов на науку - главный и гарантированный источник поступления средств. Но он не является единственным. Финансирование научных организаций и научной деятельности в Российской Федерации производится также путем применения различных косвенных механизмов, которые в основном связаны с фискальными методами регулирования - предоставлением налоговых преференций, вычетов, а также особых условий амортизации имущества. Посредством применения этих методов государство обеспечивает благоприятные условия для деятельности научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, обновление их материально-технической базы, а также, что немаловажно, способствует привлечению в науку частного капитала и эффективному функционированию всей системы внебюджетного финансирования научной деятельности.
Близится к завершению налоговая реформа. Принята и введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ. Подготовлены и рассматриваются Государственной Думой его отдельные главы по соответствующим видам налогов. Но уже сейчас можно сказать: налоговая реформа не послужила укреплению и развитию отечественной науки. Процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах не обеспечил преемственность по составу налоговых льгот, которые предоставлялись научным организациям по ранее действовавшему законодательству, и это чуть не обернулось для науки крахом всей системы ее внебюджетного финансирования. Из-за грубейшей ошибки законодателя при принятии главы Налогового кодекса о налоге на прибыль организаций едва не был разрушен механизм финансирования научной деятельности через отраслевые и межрегиональные фонды, формирующиеся за счет добровольных отчислений предприятий на научные разработки в пределах 1,5% себестоимости продукции. По подсчетам специалистов, такая ошибка могла дорого обойтись, привести к ежегодному отвлечению от отраслевой науки и прикладных исследований до 16 млрд. руб.
Исходя из вышесказанного, определена цель курсовой работы – исследование финансирования высшего образования в РФ.
Поставленная цель предполагает осуществление в работе следующих задач:
– исследование особенностей финансов высшего образования в ХХI веке;
– изучение финансирования вузов в РФ;
– рассмотрение совершенствования источников финансирования вузов.
Глава 1. Особенности финансов высшего образования в XXI веке
Типы высших учебных заведений
Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Виды и наименования высших учебных заведений определены статьей 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании":
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Университет - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и прикладные научные исследования.
Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.