Принципы организации финансов вузов

 

  Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, огромное значение уделяется всесторонней оценке эффективности деятельности вузов как со стороны государственных, так и общественных организаций. Вузы являются объектами внешней оценки с точки зрения финансовых, качественных и количественных показателей. Для повышения уровня контроля за результатами деятельности субъектов системы высшего профессионального образования (ВПО) методы оценки постоянно совершенствуются.

  Огромное внимание оценке вузов уделялось в социалистический период развития России. Существовала система регламентирующей документации и контролирующих органов, оценивавших образовательные учреждения по степени их соответствия различным нормативным параметрам, а также по влиянию на деятельность материального производства.

  По мере перехода к рыночным отношениям и изменения отношения государства к системе образования потребовалось создание новой системы показателей оценки. В настоящее время рынок образовательных услуг в основных своих проявлениях сформировался. Он имеет все атрибуты понятия "рынок": товар (услугу), спрос, предложение, конкуренцию субъектов.

  Несмотря на ярко выраженную тенденцию становления рынка образовательных услуг, сегодня в среде теоретиков и практиков еще очень сильно мнение о признании за сферой образования только социальной эффективности и недооценке ее в экономическом отношении, и о том, что она лишь потребляет национальный доход и не участвует в его создании. С этим мнением связан так называемый остаточный принцип финансирования образования, о котором сегодня так много говорят. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих исключительно высокую экономическую эффективность образования. На Западе с конца 50-х гг. начался настоящий бум публикаций, рассматривающих индивидуальные и общественные расходы на образование как один из наиболее выгодных инвестиционных направлений. Практика доказала, что образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом.

   Тенденции реформирования общества свидетельствуют о том, что "вузы обречены на все большую самостоятельность и автономию". Они должны "занимать активную рыночную позицию", развивая потенциал самоуправления и саморегуляции с целью выявления возможных резервов повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования. В результате постепенного отказа от методов администрирования и понимания вузов как "кузницы кадров" перед бюджетными вузами открываются новые возможности, которые приводят к функционированию их как хозяйствующих субъектов и необходимости внедрения менеджмента.

  В последние годы наблюдается стирание граней между государственными и частными вузами. Первые активно развивают предпринимательскую деятельность как один из источников внебюджетных доходов, а последние также активно стремятся к получению госаккредитации. Этому можно найти ряд объяснений, например, сокращение государственного финансирования вузов, демографический спад и другие. Необходимость в развитии системы управления на основе внедрения современных методов менеджмента назрела как у государственных вузов, так и у частных.

  В отличие от административной системы управления менеджмент предполагает более высокую степень свободы руководителей и подчиненных, что способствует пересмотру старых и внедрению новых методов хозяйствования, как открывающих перед вузами больший простор в обеспечении рационального функционирования в условиях рынка, так и ставящих новые проблемы, связанные с определением качественных характеристик системы управления и эффективности процессов ее функционирования.

  Так или иначе, эффективность хозяйствования - это коренной вопрос предпринимательской деятельности вуза. При открытости рынка и наличии конкурентной среды эффективность функционирования субъекта рынка является средством, позволяющим сохранять и укреплять присутствие на нем, а также увеличивать доходы. В условиях выраженного несовершенства рыночной конкуренции повышение эффективности остается одним из важнейших средств увеличения предпринимательского дохода.

  В литературе термин "эффективность" связывается с системой, операцией или решением. Образуемые при этом понятия можно считать эквивалентными, т. к. каждое из них отражает соответствие результата поставленной цели. Как повышение эффективности отдельных решений, операций или процессов, так и повышение общей эффективности деятельности предприятия в результате совершенствования его системы управления можно понимать как управленческую эффективность. Хотя в первом случае вернее было бы говорить о результативности управления.

  Понятие "эффективность" сублимирует дух современности - довольно часто оно употребляется как синоним слов "конкурентоспособность", "результативность" и "качество". В контексте нашего обсуждения такое отождествление нельзя считать справедливым.

  Так, конкурентоспособность характеризует степень удовлетворенности потребителя по сравнению с аналогичными образовательными учреждениями; эффективность - это степень соответствия фактического и ожидаемого результатов; под результативностью понимается текущий итог взаимодействия организации с внешней средой (потребителем); качество - это совокупность существенных свойств объекта, обусловливающих его пригодность для использования по назначению.

  Таким образом, эффективность проявляется при функционировании образовательного учреждения, конкурентоспособность - это характеристика самого вуза, результат - это мера достижения конкретной цели или удовлетворения потребности, а качество - характеристика результата деятельности вуза (образовательной услуги, уровня знаний выпускника). Важно заметить, что, с точки зрения вуза, потребность - объективная категория, а цель - субъективная, определяемая накопленным опытом.

  Понятия эффективности функционирования, конкурентоспособности, результативности вуза и качества образовательных услуг (уровень знаний выпускника) тесно взаимосвязаны.

  По мере насыщения рынка, его глобализации и усиления конкуренции на первый план выступает качество предоставляемых образовательных услуг, оттеснив их стоимость, объем затрат потребителей и уровень сервиса. Качество из категории стратегического преимущества переместилось в разряд конкурентной необходимости, оказывая влияние на степень удовлетворенности потребителя как ведущего оценщика эффективности функционирования и конкурентоспособности вуза.

  Выделяют следующие группы потребителей: обучающиеся, получающие образование; общество, выплачивающее налоги; работодатели, которые хотят принимать на работу профессионально образованных работников; государство, которому нужна квалифицированная рабочая сила.

  Вузу необходимо учитывать явные запросы потребителей. Например, студент ищет вуз с высоким имиджем (проще трудоустроиться), профессиональным составом педагогов, достаточной материальной базой и развитым сервисным комплексом. Государство требует от вуза выполнения образовательных стандартов при минимуме затрат на образование. Родители считают качественным такой процесс обучения, при котором студенты сохраняют свое здоровье. Работодатели требуют профессионального владения специальностью и обучаемости выпускника.

  Также вузу необходимо выявлять скрытые потребности, например, стремление выпускника к дополнительным квалификациям, и ориентироваться на их удовлетворение.

  Объективная и обоснованная оценка эффективности с точки зрения предпринимательского функционирования государственного вуза является довольно трудной задачей. Известно, что сложность, многообразие и разная направленность внутривузовских процессов не могут быть охарактеризованы никаким универсальным показателем. Для оценки эффективности предпринимательской деятельности необходимо множество показателей, которые позволят измерить реальный (фактический или ожидаемый) и требуемый (желаемый или целевой) результаты. Другими словами, степень эффективности должна выражаться системой показателей, позволяющей всесторонне оценить результат функционирования объекта управления.

  Система показателей - это необходимый инструмент формирования информационной базы мониторинга эффективности функционирования в целях осуществления компетентного руководства хозяйством, выявления и мобилизации внутренних резервов (повышения рентабельности производства, качества продукции), и достижения, в конечном итоге, победы над конкурентами.

  Разработка системы показателей требует систематизации данных об оценке эффективности и их классификации. Совокупность показателей, какой бы детальной она ни была, без учета взаимосвязей и соподчиненности не может дать объективного представления об эффективности деятельности. Системный взгляд требует охвата всех аспектов деятельности в соответствии с миссией объекта. Главная задача системного подхода состоит в обнаружении и описании сложности системы, а также обосновании дополнительных физически реализуемых связей, которые, будучи наложенными на систему управления, сделают ее управляемой в требуемых пределах, сохранив при этом такие области самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности системы (конкурентные преимущества). Только достаточно эффективный процесс управления является целесообразным.

  Предлагается сгруппировать показатели эффективности в зависимости от следующих классификационных признаков:

  уровень целевой структуры объекта управления:

  оперативный - характеризует степень выполнения краткосрочной цели, обычно не требует сложного анализа, выражается абсолютной величиной и используется на оперативном уровне принятия решений;

  тактический - промежуточный агрегат, отражает степень реализации среднесрочной цели и используется на тактическом уровне принятия решений;

  стратегический - комплексный агрегат, отражает качественную сторону функционирования объекта по достижению стратегической цели (миссии, стратегии, специальной политики);

  принадлежность к фактору конкурентоспособности:

  финансово-экономический - отражает существенное свойство процесса формирования экономической устойчивости вуза или финансового результата деятельности, поскольку он оценивает экономические последствия предпринятых действий и является индикатором соответствия стратегии вуза;

  потребительский (маркетинговый) - направлен на определение существенной характеристики целевого сегмента рынка или потребителя;

  образовательный (процессный) - отражает качественный уровень процесса и товара (продукции, услуги), а также условия, его обеспечивающие;

  потенциал и развитие - отражает характеристику качественного изменения человеческого (интеллектуального) капитала, информационного обеспечения и инфраструктуры обеспечения постоянного долгосрочного роста и развития.

  объем отражаемых свойств:

  частный - отражает существенное свойство процесса, его значение может быть определено (рассчитано) независимо от других показателей;

  обобщенный - отражает совокупность свойств и определяется коэффициентом, процентом или индексом, рассчитываемым с использованием нескольких показателей;

  уровень ранжирования:

  первичный (основной) - измеряет соответствие результата деятельности поставленной цели;

  вторичный (дополнительный) - характеризует причину отклонения фактических данных от целевых (по времени, стоимости и т. д.).

  В теории менеджмента имеются и другие классификационные признаки, не требуемые для решения задач данной работы. Например, уровень представления функционирования. В соответствии с ним выделяются экспериментальный и теоретический показатели. Первый показатель отражает результат реального (или имитационного) функционирования системы управления, второй - теоретическую оценку возможного значения экспериментально определяемого показателя.

  Эффективность исследования объекта управления заключается в использовании методов оценки и анализа результатов деятельности каждого из направлений (процессов) деятельности с учетом всей совокупности воздействующих на нее факторов. Методы оценки эффективности деятельности вуза имеют специфические черты, что обусловлено статусом бюджетного вуза как некоммерческой государственной организации, призванной осуществлять социальную и почетную миссию - формировать человеческий потенциал, готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке.

  Таким образом, для комплексной оценки образовательного процесса вуза и анализа результатов его деятельности необходима специфическая система взаимодополняющих показателей.

  Оценка вуза не является самоцелью, она подчиняется цели использования результатов оценки. От того, насколько правильно поставлена цель, зависит обоснованность, достоверность и информативность оценки. В результате исследования выделяются несколько подходов к оценке эффективности деятельности вуза, в зависимости от поставленной цели:

  Хозяйственный - оценивает вуз как хозяйствующий субъект, не учитывая его высокую социально-экономическую ценность, использует информацию бухгалтерской и иной финансово-экономической отчетности, где в качестве основных критериев выступают традиционные финансовые показатели;

  Регламентационный - оценивает качество образовательного процесса и образовательных услуг вуза с точки зрения соответствия минимальным государственным и местным требованиям, включает в себя показатели регламентирующих процедур (например, лицензирования, аттестации и аккредитации);

  рейтинговый - оценивает отдельные признаки, которые помогают потенциальным потребителям образовательных услуг и вышестоящим организациям сориентироваться в разнообразии вузов, представленных на рынке;

  качественный - предполагает разработку и внедрение системы менеджмента качества вуза на основе ISO - 9000, оценку и сертификацию вуза.

  Исследование показывает, что существующие методики оценки опираются в основном на анализ одного из факторов, являющегося источником получения конкурентного преимущества (финансового, научного, технического или качественного характера). Способность вуза к мобилизации внутренних резервов и эффективному управлению конкурентными преимуществами стала более значимой для формирования конкурентных преимуществ. В результате перед вузом встал вопрос, возможно ли предоставлять образовательные услуги конкурентоспособного качества, цены и уровня сервиса на условиях, установленных государством и рынком, и если да, то каким образом.

  Определение факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ вуза, само по себе не решает проблемы. Требуется, прежде всего, изменить понимание целей оценки и произвести обоснованный и аргументированный выбор всеми принимаемых и понимаемых критериев оценки указанных факторов, позволяющих исследовать всю причинно-следственную связь. Необходим механизм оценки, который обеспечит достоверность, объективность, оптимальность, периодичность и прозрачность результатов. Его показатели должны позволить получать информацию для принятия адекватных управленческих решений, осуществлять управленческий учет (планирование, мониторинг, контроль, выявление отклонений). Система показателей эффективности должна, с одной стороны, полно охватывать цели и задачи вуза, с другой - быть сбалансированной и практически реализуемой (обозримой, статистически обеспеченной и др.).

  Разработка научно обоснованной методики формирования системы показателей оценки эффективности предпринимательской деятельности вуза позволит перейти на более качественный уровень управления и повысить конкурентоспособность вуза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: