В Украине развитие туризма осуществляется очень медленно. Существующая нормативно-правовая база, регламентирующая туристическую деятельность, не является законченной и совершенной.
Основными причинами торможения развития туризма являются:
●отсутствие целостной системы государственного регулирования туризма в регионах;
●подчинение учреждений размещения туристов, санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных учреждений различным министерствам и ведомствам, а также другим органам исполнительной власти;
●нечеткое определение в законодательстве принадлежности предприятий гостиничного хозяйства к предприятиям, которые предоставляют туристические услуги;
●медленные темпы роста объемов инвестиций в развитие материальной базы туризма;
●несоответствие подавляющего большинства туристических учреждений, которые постепенно приходят в упадок, международным стандартам и требуют значительных инвестиций;
●недостаточное обеспечение туристической отрасли высококвалифицированными специалистами;
|
|
●недостаточность государственной поддержки и комплексного подхода к рекламированию национального турпродукта на внутреннем и международном рынке туристических услуг;
●недостаточность методической, организационной, информационной и материальной поддержки субъектов предпринимательства туристической отрасли со стороны государства;
●тенденция сокращения количества предприятий гостиничного хозяйства;
●высокие налоги;
●неудовлетворительное состояние туристической, сервисной и информационной инфраструктуры в зонах автомобильных дорог и международных транспортных коридоров.
Для решения выделенных проблем необходима программа реформирования туриндустрии и перехода ее к устойчивому развитию, в которую должны входить следующие элементы [1]:
●совершенствование существующей законодательной базы и создание эффективных механизмов ее реализации;
●подготовка квалифицированных и ответственных специалистов;
●развитие и внедрение финансово-экономических механизмов обеспечения устойчивого развития туризма как приоритетного направления;
Развитие национального туризма невозможно на основе только рыночных механизмов, поскольку туризм не только экономическое явление, но и глубоко социальное, духовное и культурологическое. Поэтому нужна государственная политика развития туризма в Украине. Важной является необходимость создания механизмов содействия строительству новых и реконструкции существующих объектов туристической и курортной инфраструктуры. Необходимо формирование системы центров туристической информации — элемента туристической индустрии, создание туристических представительств за рубежом.
|
|
В настоящее время в законодательстве не учитываются задачи, связанные с эффективным использованием исторического и культурного потенциала страны для улучшения качества национального туристического продукта, а также не рассматривается вопрос об уменьшении ставки НДС на гостиничные услуги как путь повышения конкурентоспособности украинской туриндустрии.
Следующим и наиболее важным, является вопрос о проведении ЕВРО-2012 в Украине, поскольку качественные изменения в туристской отрасли входят в список обязательных вопросов, которые следует решить до проведения чемпионата. Футбольный чемпионат дает возможность для усовершенствования развития страны — ее нужно использовать с максимальной эффективность.
Основные моменты, необходимые для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках:
●широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной кaмпaнии в средствах массовой информации в Украине и за рубежом [12].;
●развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма;
●организация презентаций туристских возможностей Украины в странах, направляющих туристов в Украину;
●организация сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
●формирование современной статистики туризма.
Ресурсная база Украины имеет уникальный курортный и туристический потенциал, способный обеспечить дальнейшее развитие национального курортного и туристического продукта и выход его на международный рынок.
Стратегической целью развития туризма в Украине заключается в создании продукта, конкурентоспособного на мировом рынке, который может максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследия. Это касается, прежде всего, таких привлекательных туристическо-рекреационных зон, как Автономная Республика Крым, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Херсонская, Черновицкая области, г.Киев.
Кроме этого, необходимо создать благоприятный климат для привлечения инвестиций в санаторно-курортную отрасль, провести прозрачную приватизацию на тендерной основе нерентабельных, неработающих, недостроенных курортно-рекреационных учреждений. Безусловно, предстоит многое сделать, что будет способствовать как сохранению традиций санаторного лечения в стране, так и развитию общегосударственного конкурентоспособного внутреннего рынка курортно-рекреационных услуг, их удешевлению и выходу на рынок стран СНГ и Европы, следствии чего курортная отрасль станет весомым источником наполнения бюджета всех уровней [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом можно утверждать, что на сегодня большинство туристических фирм страны работают преимущественно на вывоз туристов, а значит и капитала, за рубеж, то есть на «импорт впечатлений». При этом, сфера отдыха и туризма в Украине прошла этап спада и постепенно улучшает свои экономические показатели. Тенденции, которые наметились за последние годы по увеличению «экспорта впечатлений» в области иностранного туризма, обнаружили также проблемы, с которыми сталкиваются туристические организации в процессе своей деятельности, и которые, в основном, заключаются в сложности визовых процедур, низким качеством отечественных автодорог, недостаточно развитой рекреационной инфраструктурой, ее пиковым переполнением или даже, в отдельных случаях, ее отсутствием.
|
|
Как показывает проведенный анализ, данная отрасль развивается неравномерно по регионам страны – есть административные единицы (области) – как наиболее развитые, так и регионы, которые значительно отстают в развитии санаторно-курортного лечения и туризма. Такое положение не соответствует потенциальным возможностям регионов нашего государства и требует своего совершенствования. Это побуждает к принятию срочных юридических, экономических и проектных мероприятий как на общегосударственном и региональном уровнях. Ключевыми действующими лицами этого процесса должны быть, помимо прочих специалистов, архитекторы, как на этапе научного обоснования перспективных видов среды для отдыха и туризма в стране, так и на стадии его проектирования. Такой подход будет способствовать процессу выравнивания развития рекреационной отрасли в регионах страны, и значительно улучшит общие показатели развития данной сферы в Украине в целом.
На данный момент особенно остро стоит вопрос налогообложения туристической деятельности. Суть проблемы в том, что налогом облагается вся сумма, на которую предоставлены услуги. Причем ставка этого налога (20 %) превышает средний показатель рентабельности этого вида деятельности (от 6 % до 10 %). Это одна из главных причин невозможности здоровой конкуренции на туристическом рынке Украины.
Уникальный комплекс исторических, культурных и природных памятников, значительные рекреационные возможности, которые имеет наше государство и его отдельные регионы, привлекают все больше туристов, в том числе и иностранных. Обеспечить надлежащую отдачу от этого мощного потенциала, использовать его в интересах активного отдыха и оздоровления людей можно лишь при условии четкой организации туризма, создании и укреплении материально-технической базы, привлечении опытных и квалифицированных кадров.
Чтобы превратить Украину в туристическое государство мирового уровня, необходимо обеспечить эффективную координацию деятельности различных областей экономики, от которых зависит качественное предоставление туристических услуг. Это транспорт, торговля, связь, производство сувениров, индустрия развлечений, издательско-рекламная деятельность и т. д.
|
|
Необходимо также существенно уменьшить стоимость въездной визы для активизации потока иностранных туристов в Украину и стимулирования международного туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постанова КМУ "Про затвердження Державної програми розвитку туризму на 2002-2010 роки" (від 29.04.2002 № 583) // www.zakon.rada.gov.ua
2. Арбузова Н.Ю. Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах – Н.Новгород: Штрих, 2001. – 250с.
3. Бабарицька В.К., Любіцєва О.О. Організація туризму. Навч. посібник. Част. I. – К.: КУ, 1998.
4. Глушко А.А., Сазыкин А.М. География туризма. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. – 265с.
5. Гумилёв Л.Н. География этноса в исторический период. – Львів, "Наука" ЛО, 1990. – 279с.
6. Економічна і соціальна географія світу:/ за ред. Б.П. Яценка – К.: АртЕк, 1997. – 288с.
7. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма – М.: Финансы и статистика,2003. – 462с.
8. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 328с.
9. Колеснікова Н.І. Аспекти розвитку туристичної діяльності в Україні // Матеріали V Міжнар.наук.-практ.конф. "Наукові і практичні проблеми створення і функціонування туристичних центрів і тематичних парків" – Донецьк. ін-т турист.бізнесу. – Донецьк, 2005. – С. 27-29.
10. Комплексний атлас України. К.: ДНВП «Картографія», 2005. – 96 с.
11. Любіцева О.О. Ринок туристичних послуг К.: Альтерпрес, 2002. – 436с.
12. Мельник П. В. Напрями удосконалення оподаткування туристично-рекреаційної діяльності / П. В. Мельник, Г. Г. Старостенко. – [Електронний ресурс]. – Режим доступу до статті: www.ecologylife.ru/tyrizm-2002/napryami-udoskonalennya-opodatkuvannya-turistichno-rekreatsiynoyi-diyalnosti.html.
13. Организационно-правовые основы гостиничного и туристского бизнеса. Нормативно- правовые документы. – М.: Финстатинформ, 1998. – 534с.
14. Соціально-економічна географія світу /за ред. С.П. Кузика. – Тернопіль: Підручники і посібники, 1998. – 256 с.
15. Социально-экономическая география зарубежного мира /Под ред. В.В. Вольского. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 592с.
16. Стеченко. Державне регулювання економіки // www.referatik.com.ua/manual/ukr/2/33/
17. Туристский терминологический словарь: Справочно-методологическое пособие /Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальное. – М.: Советский спорт, 1999. – 664с.
18. www.4tyr.com/ukraina-turizm/38-klassifikaciya-turisticheskih-resursov-ukrainy.html
19. www.europetourism.su/rest/542-industriya-turizma-v-ukraine.html
20. www.prohotelia.com.ua/2010/03/динамика-туристических-потоков-в-укр/
21. www.pvu.gov.ua/control/ru/index (Державна прикордонна служба України)
22. www.tourlib.net/books_ukr/lubiceva_rtp14.htm
23. www.tourlib.net/statti_ukr/tourism_ukr.htm
24. www.tourism.gov.ua/ (Державна служба туризму i курортiв України)
25. www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2007/tyr/tyr_r/potoki2006_r.htm
26. www.ukrtourism.com/karta_ukraine.html