В столбцах:
- группы вопросов со схожей тематикой;
- №вопросов в опроснике;
- число ответов;
- 8 - распределение ответов в абсолютных значениях (4 - абсолютно не согласен; 5 - скорее не согласен; 6 - затрудняюсь ответить; 7 - скорее согласен; 8 - абсолютно согласен);
- сумма % ответов 4 и 5 (абсолютно не согласен и скорее не согласен) в объединенной выборке;
-% ответов 6 (затрудняюсь ответить) в целом;
- сумма % ответов 7 и 8 (абсолютно согласен и скорее согласен) в объединенной выборке.
Таблица 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Группа вопросов, касающихся проблем стерилизации | 1 | 96 | 8 | 9 | 26 | 22 | 31 | 17,7 | 27,1 | 55,2 |
2 | 99 | 3 | 10 | 6 | 22 | 58 | 13,1 | 6,1 | 80,8 | |
21 | 95 | 18 | 13 | 38 | 18 | 8 | 32,6 | 40 | 27,4 | |
Группа вопросов, касающихся проблем правды и лжи в медицине | 3 | 98 | 1 | 3 | 8 | 34 | 52 | 4,1 | 8,2 | 87,8 |
4 | 99 | 18 | 19 | 33 | 20 | 9 | 37,4 | 33,3 | 29,3 | |
Группа вопросов, касающихся проблем трансплантологии | 5 | 97 | 14 | 9 | 14 | 23 | 37 | 23,7 | 14,4 | 61,9 |
6 | 99 | 10 | 15 | 24 | 33 | 17 | 25,3 | 24,2 | 50,5 | |
15 | 97 | 40 | 17 | 23 | 7 | 10 | 58,8 | 23,7 | 17,5 | |
16 | 99 | 41 | 5 | 28 | 13 | 12 | 46,5 | 28,3 | 25,3 | |
Группа вопросов, касающихся проблем эвтаназии | 7 | 99 | 10 | 12 | 22 | 32 | 23 | 22,2 | 22,2 | 55,6 |
8 | 99 | 9 | 19 | 26 | 20 | 25 | 28,3 | 26,3 | 45,5 | |
9 | 97 | 49 | 20 | 21 | 5 | 2 | 71,1 | 21,6 | 7,2 | |
13 | 100 | 41 | 23 | 22 | 8 | 6 | 64 | 22 | 14 | |
Группа вопросов, касающихся проблем клонирования | 10 | 99 | 24 | 15 | 35 | 14 | 11 | 39,4 | 35,4 | 25,3 |
11 | 99 | 15 | 19 | 35 | 19 | 11 | 34,3 | 35,4 | 30,3 | |
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к жизни | 12 | 100 | 8 | 8 | 23 | 20 | 41 | 16 | 23 | 61 |
24 | 95 | 4 | 4 | 28 | 22 | 37 | 8,4 | 29,5 | 62,1 | |
Группа вопросов, касающихся проблем мед. Экспериментов | 14 | 100 | 14 | 14 | 29 | 19 | 24 | 28 | 29 | 43 |
23 | 95 | 6 | 8 | 44 | 27 | 10 | 14,7 | 46,3 | 38,9 | |
Группа вопросов, касающихся проблем искусственного оплодотворения | 17 | 100 | 6 | 11 | 24 | 36 | 23 | 17 | 24 | 59 |
18 | 99 | 10 | 11 | 35 | 28 | 15 | 21,2 | 35,4 | 43,4 | |
Группа вопросов, касающихся проблем аборта | 19 | 99 | 7 | 9 | 42 | 25 | 16 | 16,2 | 42,4 | 41,4 |
20 | 100 | 3 | 9 | 25 | 24 | 39 | 12 | 25 | 63 | |
Вопрос, касающийся проблем принудительного лечения | 22 | 95 | 4 | 12 | 22 | 33 | 24 | 16,8 | 23,2 | 60 |
Стерилизация.
|
|
Результаты решения моральных дилемм относительно стерилизации таковы:
% опрошенных школьников согласились с утверждением, что необходимо принудительно стерилизовать особо опасных преступников.
% респондентов считают, что стерилизация психических больных допустима, если заболевание передается детям, а 27% - затруднились дать определенный ответ.
% выборки не смогли дать однозначный ответ на утверждение, связанное с возможностью стерилизации женщин, при этом с их согласия, которым опасно рожать по состоянию здоровья, а 33% - категорически отвергли эту идею, остальные допускают эту мысль
Таким образом, при решении моральных дилемм, связанных с проблемой стерилизации, респонденты в целом категоричны в своих ответах, если стерилизация касается особо опасных и психически больных людей, но однозначной позиции, касающейся стерилизации женщин, которым опасно рожать по состоянию здоровья, у респондентов нет.
|
|
Правда и ложь в медицине.
88% опрошенных подростков соглашаются с утверждением, что врач просто обязан быть полностью откровенным с больным всегда.
% выборки поддерживают идею «спасительной» лжи, которая заключается в том, что «спасительная» ложь для тяжело больного и его родственников предпочтительнее, чем «убивающая» правда, но 29% - с ними не согласны и, наоборот, поддерживают эту идею, остальные - заняли нейтральную позицию.
Таким образом, большинство опрошенных студентов считает необходимым сообщение диагноза, как родственникам больного, так и ему самому, но конкретный вопрос о «спасительной» лжи, как мы видим, вызвал у них сомнения.
Трансплантация.
50% опрошенных допускают процесс коммерциализации трансплантации органов, то есть они считают, что каждый человек имеет право продать свой орган для трансплантации, и только 25% - не согласны с этим утверждением.
% подростков считают допустимым использовать органы умершего с согласия родственников.
% выборки категорически против предоставления своих органов после смерти, лишь 25% - дали согласие.
% респондентов против пересадки органов животных человеку.
Как мы видим, с одной стороны большинство опрошенных школьников являются сторонниками трансплантации органов (в том числе и за деньги), но с другой - они не готовы стать донорами органов после смерти. Что же касается использования животных в качестве доноров, то тут у подростков четкая, сформированная негативная позиция.
Пассивная и активная эвтаназия.
71% опрошенных школьников считают, что врач не может самостоятельно решать вопрос об отказе в лечении безнадежно больного.
% выборки предоставляют право больному самому отказаться от лечения и тем самым ускорить свою смерть.
% опрошенных соглашаются со мнением, что врач имеет право облегчить страдания больного с помощью «смертельного укола», если сам больной этого желает.
% отвергают утверждение о допустимости прекращения лечения детей с очень серьезными пороками развития.
Можно сделать вывод, что активная и пассивная эвтаназия по волеизлиянию больного рассматриваются более чем половиной опрошенных студентов как допустимые явления.
Клонирование.
39% респондентов считают не допустимым клонирование человека только для получения отдельных органов, но с другой стороны 35% школьников не отнесли себя ни к согласным, ни к несогласным, оставшись, таким образом, на нейтральной позиции.
% опрошенных однозначно не ответили на утверждение, касаемое клонирования человека для бездетных супружеских пар, 34% - отвергли это утверждение.
Итак, использование технологии клонирования, как в репродуктивных, так и в терапевтических целях воспринимается неоднозначно. Можно предположить, что такая реакция вызвана новизной проблемы клонирования и недостаточной осведомленностью старших подростков относительно различных ее аспектов.
Отношение к жизни.
62% выборкирассматривают человеческую жизнь как наивысшую ценность на Земле, даже если она мучительна.
%опрошенных подростков согласны с утверждением, что следует поддерживать жизнь тяжело пострадавшего человека, даже абсолютно не надеясь привести его в сознание и вернуть к нормальной жизни.
Таким образом, мы видим, что морально-этические проблемы, связанные с определением приоритета жизни людей решаются в сторону признания жизни как наивысшей ценности.
Медицинские эксперименты.
43% респондентов отвергают проведение различных медицинских экспериментов на людях.
|
|
% выборки не смогли дать однозначный ответ на утверждение об изменении генетики отдельного человека, если в этом причина тяжелой болезни, далее идут те, кто оправдывают и поддерживают эту идею, их 40%.
Таким образом, мы видим, что большинство школьников не поддерживают идею медицинских экспериментов над людьми, а аспекты генетических изменений вызвали у них затруднения в определении своего к ним отношения.