Характеристика гандбола, как вида учебной программы в физическом воспитании школьников

 

Учитель, выбравший гандбол для уроков физкультуры, в отличие от тренера, задачей которого является обучение только конкретной игре, преследует иную цель. С точки зрения профессионального освоения игры она минимальна: познакомить, показать, научить в той степени, чтобы дети могли играть самостоятельно. Но с точки зрения преподавателя физкультуры со специализацией «гандбол», появляются новые возможности для программной подготовки учащихся в рамках предмета «физкультура». К примеру, освоение элементов двигательной активности с предметом и без предмета. [2]

Гандбол - универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов - это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т.д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

Гандбол - это командная контактная игра, чем-то похожая на баскетбол и регби. Ведут и передают мяч почти как в первом, а бегают и толкаются как во втором.

Гандбол - очень атлетическая и жесткая игра. Интеллигентностью там и не пахнет. Все очень просто и прямолинейно. Если смотреть со стороны - это игра вообще примитивная. Такой зрелищности и захватывающих комбинаций, таких ударов и бросков, как в футболе или баскетболе, в гандболе увидеть очень сложно. Но это для людей не посвященных.

В гандболе все делается очень быстро и скрытно. Да и вообще это атлетическая игра, а не шоу для зрителей. В каждой игре есть какие-то свои прелести. Иначе гандболом никто и не занимался бы. [15]

Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей гандболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. [2]

Гандбол - игра очень динамичная. Это не футбол, где можно за всю игру не увидеть ни одного удара по воротам. Гандбол - это постоянные атаки. Хотя, как и в любом другом виде, выделяются специализации игроков не только нападающих, но и защитников. Есть и вратари. Ведь в гандболе, в отличие от баскетбола, мяч нужно забросить не в корзину, а в ворота, которые, в отличие от регби, защищает вратарь. И что интересно - ворота в гандболе довольно большие, почти как футбольные, а мяч намного меньше баскетбольного.

Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.

Говорить о каком-то специфическом развитии, вернее о влиянии гандбола на физическое развитие очень сложно. По тем же причинам, что и в других играх. В любом игровом виде спорта тренироваться всегда приходится больше, чем играть. В спортивном гандболе тренировка, кроме игровой и специальной - технической, как минимум на половину атлетическая, направленная и на специальную, и на общую физическую подготовку.

По своей популярности и распространенности спортивный гандбол заметно уступает большинству других игровых видов. Он еще не так погряз в спортивности, как футбол, хоккей и другие виды. [15]

Как оздоровительно-профилактическое, то есть физкультурное средство, гандбол, в принципе, проще, доступнее и эффективнее волейбола, баскетбола и футбола, но используется очень редко. А зря. В гандбол для здоровья, а не ради забавы, могут играть почти все. Он безопаснее и демократичнее многих других игр, так как не требует каких-то особых навыков владения мячом или физических данных. Не допуская жестокости в нападении и защите, то есть силовой борьбы, гандбол очень легко адаптировать для групп здоровья взрослых и пожилых людей самого разного уровня физических кондиций и для детских молодежных групп общей физической подготовки.

Играть можно везде - на улице, в залах, в бассейнах, на пляжах. Экипировки никакой особенной не требуется. Вратарь совсем не обязателен. Мяч может быть любой.

В сравнении с волейболом, гандбол гораздо безопасней и легче дозируется в случае использования его элементов как физических упражнений. Хотя, конечно же, как в любой игре в него можно вводить разные технические элементы для усложнения или разнообразия. Но сложности хватает в других играх, которых на всех хватит.

Гандбол привлекателен именно простотой и возможностями для большей атлетичности. А всякие там технические финты - это в большей степени атрибут гандбола спортивного, который как оздоровительно-профилактическое средство ничуть не лучше всех других. Разве что он культурнее футбола и хоккея, хотя и не такой «интеллигентный» на первый взгляд.

Зато гандбол грубее баскетбола. Но одновременно он и атлетичнее последнего. Но это специфика гандбола спортивного. А в физкультурном гандболе место найдется всем, особенно на уроках физкультуры. [2]

Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности гандболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс. [2,15]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: