Профессиональное становление с позиций био-социальной сущности человека

 

Процесс профессионального становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди этих факторов можно выделить несколько групп:

I группа факторов - социально-экономические:

· Разнообразие профессий;

·   Перспективы их изменения и развития

·   Способы и орудия производства

·   Потребность общества в тех или иных специалистах,

·   Престиж профессии.

·   Материальные и моральные стимулы труда.

II группа - социально-психологические факторы:

· Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).

·   Мотивы выбора профессии:

1 место - материальные мотивы - стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;

место - социальные мотивы - желание занять достойное место в обществе;

место - моральные мотивы - желание приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться;

место - группа престижных мотивов - желание быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится среди друзей и знакомых;

место - профессиональные и познавательные мотивы - стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

место - утилитарные мотивы - возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления в ВУЗ, советы родителей, друзей и т.д.;

место - мотивы творчества - возможность быть оригинальным, неповторимым;

место - эстетические мотивы - стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с созданием красивого.

III группа - психологические факторы:

· Интересы и склонности.

·   Общие и специальные способности.

·   Уровень интеллектуального развития.

·   Самооценка и уровень притязаний.

·   Особенности памяти, внимания.

IV группа - психофизиологические факторы:

· Состояние здоровья.

·   Свойства нервной системы (сила - слабость, лабильность - инертность, подвижность). Многочисленные исследования убедительно показали, что в ряде профессий правильность действий специалиста в экстремальной ситуации зависит не столько от опыта работы, сколько от основных свойств нервной системы. Но почти в любой профессии есть специальности, которые требуют разной выраженности свойств нервной системы.

·   Особенности темперамента (флегматикам, например, больше подойдут профессии, в которых деятельность осуществляется по редко меняющимся алгоритмам, не требующая спешки и принятия решений при дефиците времени).

Слабая материальная обеспеченность неполных семей - одна из главных отличительных особенностей этой семейной группы. Дети из неполной семьи чаще сверстников из полной определяют уровень ее благосостояния как низкий. Экономические трудности неполной семьи влияют на формирование ценностных ориентаций детей в выборе будущей профессии. Среди главных привлекательных качеств профессии подростки выделяют высокую зарплату, самостоятельность, гарантию от безработицы, высокую квалификацию, интересное содержание, престиж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: