ü Я чувствую себя одиноким
ü Я чувствую себя белой вороной среди других
ü Мои знакомые меня избегают
Формулирование запроса
в виде психологической проблемы
ü Одиночество
Консультативные гипотезы
ü Клиент оказался в новых непривычных условиях и не знает, как себя вести в них
ü Отсутствие необходимой поддержки со стороны близких
ü Отсутствие трезвых друзей
ü Клиент получает выгоду от своего положения одиночки
Вопросы и методики
для проверки консультативных гипотез
ü Что вы сделали для того, чтобы оказаться одиноким?
ü Опросник для определения уровня одиночества (Schmid and Shermat (1983)
ü Что вы делаете, для того, чтобы не быть один?
ü Как вы справляетесь с данной ситуацией?
ü А с кем вы общаетесь?
ü У вас есть трезвый круг общения?
ü Опросник на определение одиночества
Способы оказания воздействия
Консультант вырабатывает совместно с клиентом стратегию знакомства с новыми людьми, помогает выбрать тех людей, с которыми может и хочет общаться клиент и вырабатывает тактику и стратегию поведения с ними. С клиентом также можно обсудить проблему одиночества с экзистенциальных позиций психологического консультирования, поговорить о том, что значит одиночество, что это такое. Объяснить, что все люди по-своему одиноки, особенно в ситуации экзистенциального кризиса.
Возможна также проработка личностных проблем клиента, если позиция одиночества несет для него вторичную выгоду.
B) ПРОБЛЕМА ОТКАЗА ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
Наркозависимым и алкоголикам часто приходится попадать в ситуации, когда им предлагают попробовать ПАВ. Здесь можно говорить об особой специфике этого у алкоголиков и наркоманов. Алкоголики часто сталкиваются с этими проблемами на работе, в семье, когда алкоголики вынуждены присутствовать при распитии спиртных напитков, подвергаться провокациям и быть постоянным объектом шуток, порой из-за этого им приходится отказываться от посещения праздников.
Одной из основных причин срывов являются контакты с наркоманами. Эти контакты фактически представляют из себя непрекращающееся давление наркотической среды. Огромное количество проблем связано с существующей с древних времен в нашей культуре органической неспособностью человека сказать «нет» в ответ на просьбы и притязания торговцев. Вся система продаж любого товара с помощью распространителей построена на этой неспособности отечественного потребителя отказать человеку, который тратит на него усилия. Продавцы и распространители наркотиков умеют использовать эти свойства человеческой психики особенно хорошо.
Характер запроса со стороны клиента
ü Мне трудно отказаться от употребления
ü Мне часто предлагают употребить
Формулирование запроса
в виде психологической проблемы
ü Неумение оказывать сопротивление групповому давлению
ü Конформность
Консультативные гипотезы
ü Клиент не владеет навыками противостояния групповому давлению
ü Клиент провоцирует ситуации употребления
Вопросы и методики
для проверки консультативных гипотез
ü Как это происходит?
ü Давайте вспомним какую-нибудь подобную ситуацию
ü Что вы чувствовали, когда вам предлагали употребить?
ü Что вы делаете, для того чтобы оказаться в подобной ситуации?
ü Для диагностики установок клиента на лечение возможно использовать тест тест аддиктивных установок Мак-Маллина – Гейлхар (МGАА)
ü Тест на определение степени ассертивности
Способы оказания воздействия
В этой ситуации полезно научить клиента определенным приемам, которые можно использовать для того, чтобы ответ-отказ прозвучал убедительно и не вызвал желания продолжить уговоры. Возможна выработка определенных приемов поведения. При этом консультант может пользоваться поведенческими методами работы с клиентом.
Если клиент ищет подобных ситуаций сам, то консультант может разобрать с клиентом последствия такого поведения и поговорить о действительных желаниях клиента и об ответственности за свои действия.
Консультант может использовать следующие техники при работе с клиентом в данной ситуации ролевую игру, моделирование, техники гештальттерапии (якорение, «горячий стул»), репетиция поведения, ранжирование ситуаций, вызывающих страх или высокую вероятность согласия на употребление с последующей проработкой.