Характер запроса со стороны клиента

ü Я чувствую себя одиноким

ü Я чувствую себя белой вороной среди других

ü Мои знакомые меня избегают

Формулирование запроса

в виде психологической проблемы

ü Одиночество

 

Консультативные гипотезы

ü Клиент оказался в новых непривычных условиях и не знает, как себя вести в них

ü Отсутствие необходимой поддержки со стороны близких

ü Отсутствие трезвых друзей

ü Клиент получает выгоду от своего положения одиночки

 

Вопросы и методики

для проверки консультативных гипотез

ü Что вы сделали для того, чтобы оказаться одиноким?

ü Опросник для определения уровня одиночества (Schmid and Shermat (1983)

ü Что вы делаете, для того, чтобы не быть один?

ü Как вы справляетесь с данной ситуацией?

ü А с кем вы общаетесь?

ü У вас есть трезвый круг общения?

ü Опросник на определение одиночества

 

Способы оказания воздействия

 

Консультант вырабатывает совместно с клиентом стратегию знакомства с новыми людьми, помогает выбрать тех людей, с которыми может и хочет общаться клиент и вырабатывает тактику и стратегию поведения с ними. С клиентом также можно обсудить проблему одиночества с экзистенциальных позиций психологического консультирования, поговорить о том, что значит одиночество, что это такое. Объяснить, что все люди по-своему одиноки, особенно в ситуации экзистенциального кризиса.

Возможна также проработка личностных проблем клиента, если позиция одиночества несет для него вторичную выгоду.

B) ПРОБЛЕМА ОТКАЗА ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

Наркозависимым и алкоголикам часто приходится попадать в ситуации, когда им предлагают попробовать ПАВ. Здесь можно говорить об особой специфике этого у алкоголиков и наркоманов. Алкоголики часто сталкиваются с этими проблемами на работе, в семье, когда алкоголики вынуждены присутствовать при распитии спиртных напитков, подвергаться провокациям и быть постоянным объектом шуток, порой из-за этого им приходится отказываться от посещения праздников.

Одной из основных причин срывов являются контакты с наркоманами. Эти контакты фактически представляют из себя непрекращающееся давление наркотической среды. Огромное количество проблем связано с существующей с древних времен в нашей культуре органической неспособностью человека сказать «нет» в ответ на просьбы и притязания торговцев. Вся система продаж любого товара с помощью распространителей построена на этой неспособности отечественного потребителя отказать человеку, который тратит на него усилия. Продавцы и распространители наркотиков умеют использовать эти свойства человеческой психики особенно хорошо.

Характер запроса со стороны клиента

ü Мне трудно отказаться от употребления

ü Мне часто предлагают употребить

 

Формулирование запроса

в виде психологической проблемы

ü Неумение оказывать сопротивление групповому давлению

ü Конформность

 

Консультативные гипотезы

ü Клиент не владеет навыками противостояния групповому давлению

ü Клиент провоцирует ситуации употребления

 

Вопросы и методики

для проверки консультативных гипотез

ü Как это происходит?

ü Давайте вспомним какую-нибудь подобную ситуацию

ü Что вы чувствовали, когда вам предлагали употребить?

ü Что вы делаете, для того чтобы оказаться в подобной ситуации?

ü Для диагностики установок клиента на лечение возможно использовать тест тест аддиктивных установок Мак-Маллина – Гейлхар (МGАА)

ü Тест на определение степени ассертивности

 

Способы оказания воздействия

В этой ситуации полезно научить клиента определенным приемам, которые можно использовать для того, чтобы ответ-отказ прозвучал убедительно и не вызвал желания продолжить уговоры. Возможна выработка определенных приемов поведения. При этом консультант может пользоваться поведенческими методами работы с клиентом.

Если клиент ищет подобных ситуаций сам, то консультант может разобрать с клиентом последствия такого поведения и поговорить о действительных желаниях клиента и об ответственности за свои действия.

Консультант может использовать следующие техники при работе с клиентом в данной ситуации ролевую игру, моделирование, техники гештальттерапии (якорение, «горячий стул»), репетиция поведения, ранжирование ситуаций, вызывающих страх или высокую вероятность согласия на употребление с последующей проработкой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: