Тема 10. Статистические методы изучения взаимосвязей. Комплексный статистический анализ

Понятие статистических взаимосвязей и понятие причинности. Два вида связей между различными явлениями и их признаками: функциональные связи и статистические связи. Корреляционная зависимость (связь). Основная задача корреляции. Виды корреляционных связей: прямая корреляционная связь, обратная корреляционная зависимость, парная корреляция, множественная корреляция. Методы выявления наличия связи, ее характера и направления. Метод построения параллельных рядов, метод вторичных группировок, корреляционный анализ.

Общие вопросы анализа и обобщения данных правовой статистики. Понятие о статистическом анализе и его основные задачи. Цель и предмет статистического анализа. Статистический анализ в социально правовом исследовании и статистический анализ в криминологическом исследовании. Функции анализа данных правовой статистики: описательная, объяснительная, прогностическая и организационно- практическая. Требования, предъявляемые к статистическому анализу для объективного и научно - достоверного характера сведений. Последовательность выполнения статистического анализа.

Основные направления анализа данных уголовно- правовой статистики и виды источников информации. Изучение тенденций преступности и обуславливающих ее факторов. Исследование отдельных проблем борьбы с преступностью. Текущий (непрерывный) анализ оперативной обстановки. Систематический анализ преступности. Модели решения аналитических задач изучения преступности. Изучение лиц совершивших преступления. Изучение важнейших показателей следственной работы. Статистический анализ показателей работы судов по трем направлениям: рассмотрение уголовных дел; рассмотрение гражданских дел; исполнение судебных решений. Статистический анализ деятельности уголовно - исполнительных учреждений.

План практического (семинарского) занятия (2 часа)

Тема 1: Учет и отчетность правоохранительных органов, судов, прокуратуры и других юридических учреждений (1 час)

Вопросы для обсуждения:

1. Единый учет преступлений в правоохранительных органах и судах.

2. Документы первичного учета преступлений.

3. Система статистической отчетности в правоохранительных органах и органах юстиции.

Задания:

1. Перечислите с исчерпывающей полнотой документы первичного учета (статистические карточки), установленные Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях от 29 декабря 2005 г.

2. Ознакомившись с документами первичного учета, их реквизитами, ответьте на следующие вопросы:

а) особенности заполнения, сроки и адреса представления документов первичного учета (статистических карточек);

б) какие признаки состава преступления наиболее широко представлены в документах первичного учета ф. № 1; 1.1; 2;

в) сроки и подразделения, где хранятся указанные статистические карточки;

г) перечислите, в каких случаях преступление учитывается как одно (составляется одна статистическая карточка на выявленное преступление);

д) перечислите основания учета двух и более преступлений (составляется две карточки и более на выявленные преступления);

е) перечислите основания снятия с учета зарегистрированных преступлений;

ж) перечислите, в каких случаях зарегистрированные преступления подлежат оставлению на учете, несмотря на прекращение уголовного дела;

з) раскройте особенности и основания учета лиц, совершивших преступления;

и) охарактеризуйте особенности и основания учета лиц, потерпевших от преступления.

3. Ознакомившись со статистической карточкой на подсудимого, раскройте научно-практическое значение признаков программы этого документа первичного учета деятельности суда.

4. Перечислите основные формы статистической отчетности:

а) МВД Российской Федерации;

б) прокуратуры;

в) судов;

Охарактеризуйте их основные реквизиты, сроки и порядок представления.

Тема 2. Применение теоретических положений в правовой статистике (1 час)

Решение задач по теме «Сводка и группировка материалов статистического наблюдения».

Задача № 1

Кожевенно-обувное предприятие в целях оптимизации плана выпуска женской обуви провело обследование 50 женщин, отобранных случайным образом. В результате получены следующие данные о размере обуви обследованных женщин:

36, 37, 37, 36, 38, 39, 37, 38, 38, 40, 35, 36, 37, 37, 38, 37, 38, 36, 37, 37, 36, 37, 39, 40, 38, 37, 37, 37, 36, 34, 38, 37, 37, 37, 37, 38, 36, 36, 36, 40, 37, 37, 37, 38, 38, 36, 37, 37, 37, 37.

Постройте ряд распределения женщин по размеру обуви.

Задача № 2

Органами МВД зарегистрирована подростковая преступность за май 2004 г. в возрасте: 16, 17, 14, 17, 13, 15, 14, 16, 15, 15, 14, 13, 13, 14, 14, 15, 15, 16, 13, 14, 17, 14, 16, 15.

На основе этих данных:

1. Составьте дискретный ряд распределения.

2. Произведите сравнительный анализ, если известно, что за аналогичный период 2003 г. преступления, совершенные подростками, распределились по возрасту преступников следующим образом:

 

Возраст, лет 13 14 15 16 17 Всего
Число преступлений в % к итогу 12,0 22,0 30,0 28,0 8,0 100

3. Постройте полигон распределения, найдите модальную величину ряда распределения и сделайте выводы.


Задача № 3

При проведении плановых мероприятий по выявлению нарушений скоростного режима на автомобильных дорогах района зарегистрирована следующая скорость движения автотранспорта (в км / ч):

168, 115, 137, 124, 145, 105, 135, 125, 122, 146, 170, 135, 100, 132, 150, 110, 105, 127, 118, 112, 130, 155, 138, 128, 142, 100, 130, 150, 135, 180, 120, 145, 125, 140, 175, 140, 148, 138, 105, 140.

Для анализа информации требуется:

1. Построить интервальный ряд распределения, образовав 4 группы с равными интервалами.

2. Полученный ряд распределения изобразить на графике в виде гистограммы.

Литература для подготовки к практическому (семинарскому) занятию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: