Динамические характеристики двигателя внутреннего сгорания

 

Динамические свойства регулируемого объекта проявляются на неустановившихся режимах работы и оцениваются анализом дифференциальных уравнений, описывающих объект регулирования как динамическое звено.

Если регулируемый параметр - угловая частота вращения коленчатого вала двигателя, то уравнение движения двигателя при отсутствии перенастройки потребителя имеет вид:

 

,(1.7)

или

,(1.8)

 

где ,-собственный оператор объекта регулирования;

,-безразмерная величина регулируемого параметра;

-отклонение угловой скорости вала двигателя от её значения на заданном равновесном режиме, определяемом угловой скоростью ;

- безразмерная величина перемещения рейки топливного насоса;

- отклонение рейки топливного насоса от её положения на равновесном режиме, определяемом её координатой ;

- время двигателя в секундах;

- коэффициент самовыравнивания двигателя.

Время двигателя при отсутствии регулятора для номинального режима определяется по формуле:

 

;(1.9)

 

где J- приведённый к оси вращения коленчатого вала момент инерции двигателя и связанных с ним агрегатов, кг∙м²(см. таб. 1);

- коэффициент, характеризующий интенсивность изменения крутящего момента двигателя по мере изменения входной координаты;

- угловая скорость на номинальном режиме, с .

Коэффициент  определяется по формуле:

251945 Н(1.10)

.

Тогда

.

Коэффициент самовыравнивания двигателя:

 с.(1.11)

, объект регулирования обладает положительным самовыравниванием.

Если объект регулирования получил возмущение не в виде перемещения регулируемого органа, а в виде начального отклонения  регулируемого параметра, то переходный процесс описывается выражением:

 

(1.12)


 

При возмущении объекта регулирования перемещением регулирующего органа на постоянную величину  переходный процесс определяется выражением:

 

.(1.13)

 

Принимая  и  построим переходные процессы объекта регулирования (см. рис. 2).

;

 

Таблица 6 - Значение функции  при  и

t, с

0 0,5 1 3 6 12 15
при 0 0,213388 0,392761 0,866392 1,17206 1,317948 1,331371
  при 1 0,840599 0,706607 0,352805 0,124471 0,015493 0,005466

 

Рис. 2 - Переходные процессы объекта регулирования


Уравнение движения объекта регулирования (1.7) позволяет получить уравнение его передаточной функции:

 

;(1.14)

 

После подстановки в уравнение (1.14) вместо оператора  получаем уравнение амплитудно-фазовой частотной характеристики объекта:

 

;(1.15)

 

где  - круговая частота колебаний;

Т- период колебаний;= - мнимая единица.

Выражение (1.15) позволяет записать расчётные формулы вещественных и мнимых частотных характеристик (см. рис. 3):

 

;(1.16)

;(1.17)

; .

 

Таблица 7 - Значение функции  и

ω, с-1 0 0,1 0,2 0,3 0,5 0,7 1 1,5 2,5 5 10
Xд(ω) 1,339 1,236 1,005 0,767 0,436 0,264 0,144 0,068 0,025 0,006 0,002
Уд(ω) 0,000 -0,356 -0,579 -0,662 -0,627 -0,533 -0,415 -0,294 -0,182 -0,093 -0,046

Рис. 3 - Действительная и мнимая частотные характеристики

 

Выражение (1.15) также позволяет записать расчетные формулы амплитудных и фазовых частотных характеристик (см. рис. 4 - 5).

 

;(1.18)

;(1.19)

;

.

 

Таблица 8 - Значения функции  и

ω, с-1 0 0,1 0,2 0,3 0,5 0,7 1 1,5 2,5 5 25
Ад(ω) 1,339 1,286 1,160 1,013 0,764 0,595 0,439 0,302 0,184 0,093 0,046
ςд(ω) 0,000 -0,280 -0,523 -0,712 -0,964 -1,110 -1,237 -1,343 -1,433 -1,501 -1,536

Рис. 4 - Амплитудная частотная характеристика объекта регулирования

 

Рис. 5 - Фазовая частотная характеристика объекта регулирования

 

Характеристики (рис. 1.4 - 1.5) позволяют построить амплитудно-фазовую характеристику (см. рис. 1.6). Рассмотренные зависимости позволяют оценить основные динамические свойства двигателя как объекта регулирования.


Рис. 6 - Амплитудно-фазовая частотная характеристика объекта регулирования









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: